Правила внутреннего контроля в целях под фт фрому разработанные кредитной организацией утверждаются

Обновлено: 25.02.2024

Положение Банка России от 2 марта 2012 г. N 375-П
"О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

С изменениями и дополнениями от:

23 декабря 2013 г., 31 января, 10 июля 2014 г., 17 марта 2015 г., 28 июля 2016 г., 5 октября 2017 г., 29 января, 30 марта 2018 г., 27 февраля 2019 г., 20 октября 2020 г.

ГАРАНТ:

См. Типовые правила внутреннего контроля кредитной организации, разработанные Ассоциацией российских банков

На основании Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47, ст. 4828; 2006, N 31, ст. 3446, 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, 4011; N 49, ст. 6036; 2009, N 23, ст. 2776; N 29, ст. 3600; 2010, N 28, ст. 3553; N 30, ст. 4007; N 31, ст. 4166; 2011, N 27, ст. 3873; N 46, ст. 6406) (далее - Федеральный закон) и Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973) Банк России устанавливает требования к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПВК по ПОД/ФТ).

Председатель
Центрального Банка
Российской Федерации

Руководитель
Федеральной службы
по финансовому мониторингу

Регистрационный N 23744

Определены требования к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Правила являются комплексным документом (комплектом документов) кредитной организации.

При реализации правил банк должен применять процедуры управления риском легализации преступных доходов и финансирования терроризма, документально фиксировать необходимые сведения. Также ему следует сохранить конфиденциальность данных о принимаемых мерах в упомянутой области. Информация по вопросам такого противодействия должна своевременно направляться в уполномоченный орган.

В правила, в частности, включаются следующие программы. Организации системы противодействия; идентификации кредитной организацией клиента, его представителя, выгодоприобретателя; приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом. Речь идет и о программах выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и тех, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации преступных доходов или финансирования терроризма; подготовки и обучения кадров банка. Также в правилах должна содержаться программа организации работы по отказу от заключения договора банковского счета (вклада) с физлицом или организацией и отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.

Разъяснено, как разрабатывается каждая из перечисленных программ.

Положение вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

Названные система противодействия и правила внутреннего контроля, применяемые банком на день вступления в силу положения, должны быть приведены в соответствие с ним. Срок - в течение 1 года со дня его вступления в силу.

Положение Банка России от 2 марта 2012 г. N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Регистрационный N 23744

Настоящее Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России"

Текст Положения опубликован в "Вестнике Банка России" от 18 апреля 2012 г. N 20

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Указание Банка России от 20 октября 2020 г. N 5599-У

Изменения вступают в силу с 1 октября 2021 г.

Указание Банка России от 27 февраля 2019 г. N 5083-У

Изменения вступают в силу с 5 апреля 2019 г.

Изменения вступают в силу с 21 апреля 2018 г.

Указание Банка России от 29 января 2018 г. N 4707-У

Изменения вступают в силу с 21 апреля 2018 г.

Указание Банка России от 5 октября 2017 г. N 4567-У

Изменения вступают в силу с 18 ноября 2017 г.

Указание Банка России от 28 июля 2016 г. N 4087-У

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания

Указание Банка России от 17 марта 2015 г. N 3601-У

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания в "Вестнике Банка России"

Указание Банка России от 10 июля 2014 г. N 3315-У

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания в "Вестнике Банка России"

Указание Банка России от 31 января 2014 г. N 3186-У

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания в "Вестнике Банка России"

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания в "Вестнике Банка России"

Росфинмониторинг подвел итоги проверок за 2021 год. Разбираемся, какие требования «антиотмывочного» законодательства вызывают больше всего сложностей и на что обратить внимание при работе с клиентами.

Обязанности компаний по идентификации клиентов и контролю за их операциями регулирует Федеральный закон 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ПОД/ФТ). Иначе этот закон называют «антиотмывочным». Пул компаний, которые должны его исполнять, достаточно большой. Рассказываем, какие организации подпадают под 115-ФЗ.

Какие компании должны исполнять 115-ФЗ

Организации, работа которых подпадает под 115-ФЗ, перечислены в статьях 5 и 7.1. Это банки, страховые, лизинговые компании, участники рынка ценных бумаг, ломбарды, агентства недвижимости, обслуживающие бухгалтерии и другие. Еще эти компании называют субъектами 115-ФЗ.

Масштаб бизнеса и организационно-правовая форма не влияют на субъектность. Исполнять 115-ФЗ нужно как юрлицам, так и индивидуальным предпринимателям, как холдингам, так и микропредприятиям. Главное — вид деятельности и соответствующий ей ОКВЭД в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

Обязанности компаний и ИП по соблюдению «антиотмывочного» закона можно разделить на две группы:

  • Подготовка внутренних документов и обучение сотрудников.
  • Идентификация клиентов до приема на обслуживание, обновление информации в течение всего периода работы с ними и контроль за операциями.

Мы составили инструкцию, которая поможет сориентироваться в основных требованиях законодательства.

Как организовать внутренний контроль

Разработайте и утвердите правила внутреннего контроля (ПВК). Правила внутреннего контроля — это основной документ по ПОД/ФТ в организации. В правилах подробно пропишите, как вы идентифицируете клиентов, храните их документы, проводите обучение сотрудников.

Вот на какие нормативно-правовые акты можно опираться для составления ПВК:

  • Лизинговым, факторинговым компаниям, агентствам недвижимости, операторам по приему платежей — Постановлении Правительства РФ от 30.06.2012 № 667
  • Обслуживающим бухгалтериям, юристам, адвокатам, нотариусам — Постановлении Правительства РФ от 14.07.2021 № 1188
  • Некредитным финансовым организациям — Положение ЦБ РФ от 15.12.2014 № 445
  • Кредитным организациям — Положение ЦБ РФ от 02.03.2012 № 375-П

Назначьте специальное должностное лицо (СДЛ). Специальное должностное лицо — работник, который отвечает за соблюдение требований 115-ФЗ в организации. Им может быть руководитель компании, бухгалтер, юрист или сотрудник финансового мониторинга. СДЛ следит за реализацией правил внутреннего контроля, отвечает за их обновление.

Подписывайте приказ о назначении СДЛ не позже, чем утвердите правила внутреннего контроля. Иначе получится, что правила действовали, а соблюдались ли они, никто не отслеживал.

Зарегистрируйте личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Для этого перейдите по ссылке, выберите нужную форму для регистрации и заполните поля анкеты. Регистрировать личный кабинет нужно всем субъектам 115-ФЗ.

При этом компаниям, поднадзорным Росфинмониторингу (агентствам недвижимости, лизинговым, факторинговым компаниям и другим), нужно встать на учет. После этого организация автоматически получает доступ к личному кабинету.

Проводите обучение сотрудников по ПОД/ФТ. Перед началом работы специальное должностное лицо проходит целевой инструктаж в обучающем центре, который аккредитован Росфинмониторингом. По итогу слушатель получает свидетельство на специальном нумерованном бланке. Документ подтверждает прохождение обучения. После этого специалист может исполнять функции СДЛ в компании и обучать сотрудников организации, которые задействованы в системе ПОД/ФТ.

Как работать с клиентами

Идентифицируйте каждого клиента. Идентификация — процесс сбора информации о клиенте. Требование распространяется и на физлиц, и на юрлиц, которых принимают на обслуживание. Какие сведения нужно получить в процессе идентификации, смотрите в Приказе Росфинмониторинга № 366, Положении Банка России № 499-П (для кредитных организаций) и Положении Банка России № 444-П (для некредитных финансовых организаций).

Проводите сверку с перечнями. Перед началом работы проверьте клиента по перечням, которые ведет Росфинмониторинг. Всего их три:

  • список террористов и экстремистов;
  • распространителей оружия массового уничтожения (ОМУ);
  • межведомственной комиссии (МВК).

Списки доступны в личном кабинете Росфинмониторинга. Выберите самую свежую редакцию и проверьте, не внесен ли потенциальный клиент в один из перечней. Если нет, можете принять его на обслуживание.

Но первоначальной проверкой работа с перечнями не ограничивается. Это регулярный процесс, потому что списки обновляются. Когда видите уведомление о появлении новой редакции, скачивайте перечень и проверяйте по нему всю клиентскую базу.

ФЭС отправляйте через личный кабинет Росфинмониторинга.

Определяйте уровень риска клиента. После того как соберете всю нужную информацию о клиенте, присвойте ему уровень риска. Какие именно факторы влияют на это, укажите в ПВК. Адрес массовой регистрации, задолженности по налогам и частая смена учредителей могут сказаться на том, что уровень риска клиента будет высоким.

Всё необходимое для управления рисками в одном окне: идентификация клиентов по актуальным критериям, комплексная оценка комплаенс-рисков и др.

Готовьте анкеты клиентов и храните их. Всю информацию о клиенте с указанием уровня риска и результатами сверки с перечнями внесите в анкету клиента. Не забудьте указать дату начала сотрудничества. Храните анкету во время всего периода обслуживания и еще пять лет после окончания отношений.

Кто контролирует исполнение 115-ФЗ

За работой организаций в сфере ПОД/ФТ следят ведомства — регуляторы. Из-за того что субъекты 115-ФЗ ведут разную деятельность (от проведения финансовых операций до сделок с недвижимостью), у каждой группы компаний свой регулятор.

  • Центральный банк. Контролирует работу банков, ломбардов, страховых компаний, микрофинансовых организаций, кредитно-потребительских кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, участников рынка ценных бумаг.
  • Росфинмониторинг. Агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые компании, операторы по приему платежей.
  • Федеральная пробирная палата. «Присматривает» за ювелирными компаниями.
  • Роскомнадзор. Контролирует соблюдение требований 115-ФЗ операторами мобильной связи и Почтой России.
  • ФНС. Обслуживающие бухгалтерии, лотереи, тотализаторы.

В июне 2021 года в закон добавили статью 9.1, посвященную надзору в сфере ПОД/ФТ. В статье напомнили, что деятельность субъектов 115-ФЗ продолжают контролировать действующие регуляторы.

Также п. 2 этой статьи разрешил адвокатским и нотариальным палатам, а также саморегулируемым организациям аудиторов взять на себя надзор за адвокатами, нотариусами и аудиторами (п. 2. ст. 9.1. 115-ФЗ). Для этого нужно заключить соглашение с Росфинмониторингом.

Именно регуляторы проводят проверки. Во время мероприятия проверяемую организацию просят представить:

  • все редакции правил внутреннего контроля (ПВК) за период проверки;
  • приказы на специальное должностное лицо (СДЛ) и сотрудников, которые его замещают;
  • выборочно анкеты клиентов;
  • документы, которые подтверждают проведенные сделки или услуги с клиентами, и другие.

Контроль за соблюдением требований по ПОД/ФТ не подпадает под действие Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (пп. 15 п. 3.1 ст. 1). Поэтому Росфинмониторинг не публикует планы проверок.

Могут ли оштрафовать за нарушение 115-ФЗ

Ответственность за нарушения «антиотмывочного» законодательства прописана в ст. 15.27 КоАП. К компании могут применить разные санкции: от предупреждения до отзыва лицензии. Все зависит от самого нарушения. Так, нарушением признается как работа без ПВК, так и использование устаревшей редакции правил внутреннего контроля.

Статистика Росфинмониторинга показывает, во время большинства проверок ведомство выявляет нарушения. За 2021 регулятор проверил 417 организаций и ИП. Лишь к одной компании претензий не было. Об этом говорят данные отчетов по итогам первого и второго полугодий.

Мы проанализировали пояснения к отчетам за предыдущие периоды и составили топ самых частых нарушений:

  • организация не идентифицирует клиентов или проводит эту процедуру не в полном объеме;
  • в компании не разработали правила внутреннего контроля или ПВК не соответствуют требования законодательства;
  • раз в три месяца организация не проводит сверку клиентов с перечнями и не принимает меры, чтобы заморозить деньги или имущество клиентов, которые попали в перечни;
  • в компании нет специального должностного лица (СДЛ) или он не соответствует требованиям законодательства;
  • в организации не проводится обучение сотрудников по ПОД/ФТ.

Выполнение всех требований по ПОД/ФТ — серьезная нагрузка на специалистов компании. Грамотно выстроить бизнес-процессы, добиться точности операций и вместе с тем снизить количество задач помогают специальные сервисы, которые берут рутинную нагрузку на себя.

Светлана Кирланова , эксперт Контур.Призмы по комплаенс-рискам и законодательству в сфере ПОД/ФТ

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Каждая компания, которая относится к субъектам 115-ФЗ, должна разработать правила внутреннего контроля (ПВК). 13 января 2022 года вступили в силу требования к ПВК для обслуживающих бухгалтерий. Разбираемся, что это за документ и как его подготовить.

Мы уже рассказывали, почему и в каких случаях бухгалтерские фирмы должны исполнять 115-ФЗ. Если вы хотите побольше узнать об этом, заглядывайте в статью.

Что такое правила внутреннего контроля

Правила внутреннего контроля (ПВК) — это своего рода регламент по соблюдению требований 115-ФЗ в вашей организации. Правила составляются исходя из норм закона и профиля компании.

ПВК делятся на программы. Каждая из программ включает определенный пул обязанностей по соблюдению 115-ФЗ. Что делать при приеме на обслуживание нового клиента? О чем сообщать в Росфинмониторинг? Когда обучать сотрудников? Ответы на эти и другие вопросы нужно дать в ПВК.

Чем точнее формулировки, тем лучше. Такой регламент легче применять в сложных и спорных ситуациях. Кроме того, если в правилах не будет пробелов, значит, не будет и поводов для замечаний со стороны регулятора при проверке.

Где описаны ПВК для бухгалтерских фирм

Правительство утвердило требования к ПВК для обслуживающих бухгалтерий, аудиторов, нотариусов и адвокатов еще летом (Постановление Правительства РФ от 14.07.2021 № 1188). Все эти организации перечислены в качестве субъектов 115-ФЗ в одной статье «антиотмывочного» закона — статье 7.1, поэтому и требования к ПВК для них общие.

На разработку ПВК под новые требования дали полгода. Постановление Правительства вступило в силу 13 января 2022.

Для остальных субъектов 115-ФЗ (кроме поднадзорных ЦБ) действуют единые требования к ПВК. Они приведены в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2012 № 667.

Что бухгалтерской фирме прописать в ПВК

ПВК состоят из девяти обязательных программ (п. 7 ПП № 1188). Разберем, как составить основные.

Программа по организации внутреннего контроля. В этой программе пропишите, как будете назначать специалиста, который будет отвечать за соблюдение правил внутреннего контроля в вашей организации. Его называют специальным должностным лицом, коротко — СДЛ.

Если в организации работают только бухгалтер и директор, чаще всего обязанности СДЛ выполняет последний. Бухгалтеры — индивидуальные предприниматели могут и сами быть СДЛ. Главное — соответствие двум основным требованиям:

  • высшее экономическое или юридическое образование или работа в должности, связанной с исполнением ПОД/ФТ, в течение двух лет (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492);
  • отсутствие непогашенной или неснятой судимости за экономические преступления или преступления против госвласти (п. 2 ст. 7 115-ФЗ).

Перед назначением на должность отправьте будущего СДЛ на целевой инструктаж по ПОД/ФТ. Важно выбрать аккредитованный Росфинмониторингом учебный центр. Учеба длится 8 академических часов, а по итогу нужно пройти тест. При положительной сдаче будущий СДЛ получит свидетельство о прохождении обучения, его выдают на нумерованном бланке.

Приказ о назначении СДЛ нужно подписать до утверждения правил внутреннего контроля. Это важно, чтобы не получилось, что правила уже есть, а за их выполнением никто не следит. Когда СДЛ уходит в отпуск или на больничный, назначьте специалиста, который будет замещать его, и издайте об этом приказ.

Программа обучения сотрудников. Проходить обучение нужно не только СДЛ, но и всем сотрудникам, которые участвуют в ПОД/ФТ (Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203). Чаще всего это бухгалтеры, которые работают с клиентами, или юристы, оформляющие с ними договоры. Пропишите в ПВК, кто именно прошел обучение.

СДЛ имеет право организовать внутренне обучение. Делать это нужно регулярно — каждый раз, когда меняется законодательство. Чтобы провести обучение, дается месяц с момента вступления в силу новой редакции 115-ФЗ и других норм о ПОД/ФТ.


Пример формулировки из ПВК о формах инструктажей, которые планируют проводить в организации

Программа идентификации клиентов. Это программа посвящена работе с клиентами. В правилах внутреннего контроля укажите, как, когда и с помощью каких ресурсов вы:

  • идентифицируете клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев;
  • сверяетесь с перечнями Росфинмониторинга по спискам террористов и экстремистов, распространителей оружия массового уничтожения, межведомственной комиссии;
  • определяете принадлежность клиента и его родственников к публичным должностным лицам;
  • присваиваете клиентам уровень риска.

Программа изучения клиента. Пропишите, как будете определять цели работы с клиентом и оценивать его деловую репутацию. Укажите, где и как будете фиксировать эту информацию.

Программа оценки рисков и управления ими. Опишите, как вы будете определять уровень риска клиентов. Всего выделяют три уровня: высокий, средний и низкий. Вы можете делить клиентов по этой шкале или остановиться на двух уровнях: низком и высоком. Соответственно, нужно предусмотреть, какие факторы в деятельности клиента вы будете оценивать и какие из них считаете высокорисковыми.


Пример формулировки из ПВК организации, которая использует классификацию из двух уровней риска

Могут быть риски, связанные непосредственно с клиентами. Например, у фирмы минимальный уставный капитал, срок регистрации меньше трех месяцев и массовый адрес регистрации.

А могут быть риски, связанные с продуктами, услугами, операциями (сделками) или каналами поставок, совершаемыми клиентом. Например, розничная торговля связана с большим оборотом наличным — это соответствует критерию высокого уровня риска.

Программа хранения документов. Минимум пять лет со дня прекращения работы с клиентом храните документы:

  • о самом клиенте, его представителе, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце;
  • о сделках и операциях, о которых вы представляли информацию в Росфинмониторинг;
  • об операциях, которые подлежат обязательному фиксированию, и другие.

Вы можете разработать ПВК самостоятельно или обратиться за помощью в аккредитованный обучающий центр. Когда все готово, составьте приказ об утверждении правил. Как и ПВК, его подписывает руководитель организации или бухгалтер — индивидуальный предприниматель. Еще вы можете загрузить ПВК в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга, но это не обязательное требование.

Эксперт — Светлана Кирланова, эксперт по законодательству о ПОД/ФТ
Подготовила Елена Халуторных, редактор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Дата публикации: 28.10.2020 13:36

Дата редактирования: 10.12.2021 11:34

Должны ли правила внутреннего контроля включать должностные инструкции и положение о подразделении по ПОД/ФТ?

В соответствии с требованиями к правилам внутреннего контроля утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 [1] правила внутреннего контроля включают в себя программу организации внутреннего контроля, которая содержит описание системы внутреннего контроля в организации и ее филиале (филиалах) (при их наличии) и у индивидуального предпринимателя, а также порядок взаимодействия структурных подразделений организации (работников индивидуального предпринимателя) по вопросам реализации правил внутреннего контроля.

Таким образом, программа организации внутреннего контроля предполагает общее описание порядка функционирования в организации (индивидуального предпринимателя) механизма ПОД/ФТ/ФРОМУ и не обязывает включать в правила внутреннего контроля должностные инструкции и положения о подразделении по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Вместе с тем, организация (индивидуальный предприниматель) вправе инициативно дополнить данную программу информацией, которая по мнению организации необходима для эффективной реализации мер по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

[1] Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Должна ли головная организация разрабатывать правила внутреннего контроля (целевые ПВК), если организации, входящие в группу, не являются субъектами Федерального закона № 115-ФЗ?

Обязанность по разработке и реализации правил внутреннего контроля (в том числе целевых) в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ возложена на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, являющиеся субъектами исполнения требований Федерального закона
№ 115-ФЗ (пункты 2 и 2.1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ).

Таким образом, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля независимо от их участия в банковской группе или банковском холдинге.

Целевые правила внутреннего контроля разрабатываются и утверждаются головной кредитной организацией банковской группы или головной организацией банковского холдинга, являющейся субъектом исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ.

Остальные организации – участники банковской группы или банковского холдинга, являющиеся субъектами Федерального закона № 115-ФЗ, вправе принять решение о присоединении к целевым правилам внутреннего контроля.

Должны ли все организации включать в правила внутреннего контроля полный перечень операций, подлежащих обязательному контролю, и соответственно выявлять их, даже если они не выполняют ряд операций в рамках своего вида деятельности и, следовательно, никогда не смогут располагать информацией по определенному виду операций?

В настоящее время в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, должны информировать Росфинмониторинг обо всех операциях, совершаемых их клиентами, подлежащих обязательному контролю, о которых им стало известно в ходе осуществляемой деятельности.

В связи с чем в программе выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ следует приводить полный перечень операций, подлежащих обязательному контролю, либо ссылку на соответствующую статью Федерального закона № 115-ФЗ.

В этой связи, начиная с 10.01.2021 организации вправе отражать в ПВК только вышеуказанные операции.

Необходимо ли включать в правила внутреннего контроля перечень признаков подозрительных операций?

В соответствии с пунктом 19(1) постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 в правила внутреннего контроля включаются, в том числе, критерии выявления и признаки необычных сделок, разработанные Федеральной службой по финансовому мониторингу (приказ Росфинмониторинга от 05.05.2009 № 103).

Критерии групп 11 - 22 носят общий характер и включаются в правила внутреннего контроля в полном объеме.

Группы 31 - 46 включают признаки, характерные для каждого вида деятельности. Включению в правила внутреннего контроля подлежат признаки, соответствующие виду деятельности организации (индивидуального предпринимателя).

При необходимости правила внутреннего контроля можно дополнить самостоятельно разработанными критериями выявления и признаками необычных сделок с учетом специфики осуществляемой деятельности.

В какие сроки правила внутреннего контроля подлежат приведению в соответствие с нормами действующего законодательства?

Правила внутреннего контроля должны быть приведены в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) не позднее месяца после даты их вступления в силу, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами.

Соответствующие изменения в правила внутреннего контроля вносятся в случае, если принятые или измененные нормативные правовые акты затрагивают вид деятельности, осуществляемый организацией или иным лицом.

Вправе ли аудируемое лицо предоставлять для проверки аудитору свои правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ в рамках ежегодной проверки финансовой отчётности организации? Считается ли в таком случае нарушенным требование законодательства о соблюдении конфиденциальности информации, о принимаемых мерах по ПОД/ФТ?

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы (далее – аудиторы) при осуществлении своей деятельности руководствуются международными стандартами аудиторской деятельности (МСА), Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральным законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и принимаемыми в их исполнение нормативными правовыми актами.

Также указанные субъекты обязаны уведомлять Росфинмониторинг о возникновении любых оснований полагать, что сделки аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

При этом, аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязаны содействовать аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита и оказании сопутствующих услуг, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию (за исключением случаев, в которых Правительством Российской Федерации установлены ограничения на предоставление информации и документации), давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для оказания аудиторских услуг сведения у третьих лиц; не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором (за исключением случаев, в которых Правительством Российской Федерации установлены ограничения на предоставление информации и документации).

Действия аудиторской организации, индивидуального аудитора в условиях нормативного закрепления ограничений информационного взаимодействия с руководством аудируемого лица и лицами, отвечающими за корпоративное управление в нем, определены МСА 250 (пересмотренный) «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности», введенного в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н.
При оценке аудитором соблюдения аудируемым лицом требований законодательства в сфере ПОД/ФТ аудитор вправе запрашивать, а аудируемое лицо обязано представлять по такому запросу документы на основании которых может быть сделан вывод о выполнении аудируемым лицом требований законодательства в сфере ПОД/ФТ в части организации системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Например, к таким документам могут быть отнесены:

  • правила внутреннего контроля (далее – ПВК);
  • внутренние организационно-распорядительные документы о назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию ПВК (далее – СДЛ), а также соответствие его квалификационным требованиям;
  • перечень сотрудников структурного подразделения, выполняющего функции по ПОД/ФТ/ФРОМУ (в случае, если в организации сформировано или определено такое структурное подразделение), а также документы, подтверждающие соответствие указанных лиц квалификационным требованиям;
  • документы, подтверждающие проведение аудируемым лицом мероприятий, направленных на подготовку и обучение сотрудников по ПОД/ФТ/ФРОМУ, включая перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, утвержденный руководителем аудируемой организации, документы, подтверждающие прохождение обучения;
  • отчет о проведении проверки системы внутреннего контроля;
  • иные внутренние документы, регламентирующие (определяющие) процедуры внутреннего контроля в рамках ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Вправе ли индивидуальный предприниматель возложить обязанности специального должностного лица на себя и каким квалификационным требования он должен соответствовать?

Индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно осуществлять функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, при условии прохождения обучения в форме целевого инструктажа до возложения на себя таких обязанностей (установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492, приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203).

Возможно ли совмещение обязанностей специального должностного лица с исполнением иных должностных обязанностей в той же организации либо одновременным осуществлением обязанностей специального должностного лица в нескольких организациях?

При условии соответствия квалификационным требованиям к специальным должностным лицам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492 сотрудник организации вправе совмещать обязанности должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, с исполнением иных должностных обязанностей, в том числе в иных организациях.

Кто из сотрудников организации должен пройти обучение в форме целевого инструктажа?

Обучение в форме целевого инструктажа должны пройти в соответствии с Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203:

- лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица,

- руководитель организации (филиала),

- главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации), либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета,

- руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации).

Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) вправе в утвержденный перечень сотрудников, обязанных пройти обучение, по своему усмотрению включить иных сотрудников, которым в соответствии с осуществляемыми ими функциями требуются знания в сфере ПОД/ФТ (например, при осуществлении первичной идентификации, выявлении операций и т.д.) в целях обеспечения соблюдения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и предупреждения нарушений в указанной сфере со стороны.

Необходимо ли прохождение повторного обучения в форме целевого инструктажа лицу, планирующему осуществлять функции специального должностного лица по совместительству в нескольких организациях либо при реорганизации юридического лица?

Повторное прохождение обучения в форме целевого инструктажа специальному должностному лицу, ранее прошедшему данный вид обучения, не требуется.

Лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит обучение в форме целевого инструктажа однократно до начала осуществления таких функций. По итогам обучения выдается именное свидетельство.

При работе по совместительству в нескольких организациях, а также при переходе в иную организацию (к иному индивидуальному предпринимателю), либо в случае реорганизации юридического лица данное свидетельство будет действительно во всех организациях.

Где возможно пройти обучение (целевой инструктаж, повышение уровня знаний) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма?

Обучающие мероприятия в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе целевой инструктаж и повышение уровня знаний, проводятся для организаций и индивидуальных предпринимателей на базе Автономной некоммерческой организации «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга» (далее – АНО МУМЦФМ).

Необходимо ли включать в правила внутреннего контроля перечень признаков подозрительных операций?

В соответствии с пунктом 19(1) постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 в правила внутреннего контроля включаются, в том числе, критерии выявления и признаки необычных сделок, разработанные Федеральной службой по финансовому мониторингу (приказ Росфинмониторинга от 05.05.2009 № 103).

Критерии групп 11 - 22 носят общий характер и включаются в правила внутреннего контроля в полном объеме.

Группы 31 - 46 включают признаки, характерные для каждого вида деятельности. Включению в правила внутреннего контроля подлежат признаки, соответствующие виду деятельности организации (индивидуального предпринимателя).

При необходимости правила внутреннего контроля можно дополнить самостоятельно разработанными критериями выявления и признаками необычных сделок с учетом специфики осуществляемой деятельности.

В какие сроки правила внутреннего контроля подлежат приведению в соответствие с нормами действующего законодательства?

Правила внутреннего контроля должны быть приведены в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) не позднее месяца после даты их вступления в силу, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами.

Соответствующие изменения в правила внутреннего контроля вносятся в случае, если принятые или измененные нормативные правовые акты затрагивают вид деятельности, осуществляемый организацией или иным лицом.

Являются ли клиентами (с точки зрения Федерального закона № 115-ФЗ) лица, обращающиеся в Лизинговую компанию за оперативным лизингом, и применяются ли к ним процедуры идентификации в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ и Приказом Росфинмониторинга № 366? Необходимо ли направлять в Росфинмониторинг ФЭС с кодом вида операции 5003 по таким сделкам?

Согласно статье 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ) клиент − физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе лизинговой компании).

Под «обслуживанием» необходимо понимать наличие гражданско-правовых отношений между лицом и организацией, в которых последняя обязана совершить в пользу другого лица определенное действие в соответствии с заключенным между сторонами договором, а именно передать имущество, выполнить работу и т.д.

Таким образом, лизинговая компания обязана проводить идентификацию лиц, с которыми заключаются договоры оперативного лизинга и информировать Росфинмониторинг о передаче имущества по таким договорам в соответствии с абзацем 4 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ (код вида операции 5003).

Рассматривается ли «Флит менеджмент» (управление автопарком) с точки зрения Федерального закона № 115-ФЗ? Нужно ли рассматривать таких лиц как клиентов и идентифицировать их в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ?

Исчерпывающий перечень субъектов, на которые распространяются требования законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), приведен в статьях 5 и 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

Организации, осуществляющие деятельность по управлению автопарком (Флит-менеджмент) в настоящее время к вышеуказанным субъектам не относятся.

При этом необходимо отметить, что законодательство Российской Федерации позволяет осуществлять одновременно несколько видов экономической деятельности, если иное не установлено законом.

Таким образом, в случае если вышеуказанная организация параллельно осуществляет вид деятельности, поименованный в статьях 5 и 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, она обязана принимать меры, направленные на ПОД/ФТ/ФРОМУ [4] в отношении всех видов осуществляемой деятельности, в том числе проводить идентификацию всех своих клиентов.

[4] Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

См. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2020 год.

Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ

В соответствии со статьей 7.1 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" аудиторские организации, индивидуальные аудиторы обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ) разрабатывать правила внутреннего контроля. Требования к таким правилам утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 667.

Указанные правила должны соответствовать следующим требованиям:

регламентировать организационные основы работы, направленной на ПОД/ФТ;

устанавливать обязанности и порядок действий руководителя и работников аудиторской организации в целях осуществления внутреннего контроля;

определять сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.

Правила должны включать, как минимум, следующие программы осуществления внутреннего контроля:

1) программу, определяющую организационные основы осуществления внутреннего контроля;

2) программу идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев;

3) программу оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее - ОД/ФТ);

4) программу выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки ОД/ФТ;

5) программу подготовки и обучения кадров в сфере ПОД/ФТ;

6) программу хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;

7) программу изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании.

Помимо этого в правилах устанавливаются полномочия и обязанности специального должностного лица, ответственного за их реализацию.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: