Правовое положение небанковских кредитных организаций

Обновлено: 01.05.2024

Небанковская кредитная организация (НКО) — кредитная организация, которая может осуществлять ограниченный перечень банковских операций. Допустимые сочетания таких операций для НКО устанавливаются Банком России.

  • небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций;
  • расчетная небанковская кредитная организация;
  • небанковская кредитная организация, осуществляющая депозитно-кредитные операции;
  • небанковская кредитная организация — центральный контрагент.

Правовые основы деятельности НКО установлены:

  • 90 млн рублей — для вновь регистрируемой НКО, за исключением минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации — центрального контрагента;
  • 300 млн рублей — для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации — центрального контрагента.

НКО подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Законом о банках специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.

Для государственной регистрации НКО и получения лицензии на осуществление банковских операций, а также внесения сведений о ней в Книгу государственной регистрации кредитных организаций (КГР КО) соискатель представляет в Банк России документы в соответствии со статьей 14 Закона о банках, Инструкцией Банка России от 02.04.2010 № «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

Для государственной регистрации НКО с иностранными инвестициями и получения лицензии на осуществление банковских операций до представления документов, указанных в статье 14 Закона о банках, необходимо представить в Банк России документы, предусмотренные статьей 17 Закона о банках и Положением Банка России от 23.04.1997 № 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями».

В соответствии со статьей 15 Закона о банках срок рассмотрения документов, представленных для принятия Банком России решения о государственной регистрации небанковской кредитной организации — 6 месяцев, а небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций — 3 месяца.

1. Изучите необходимые федеральные законы и нормативные акты.

2. Проверьте соответствие кандидатов на должность руководителей и иных лиц создаваемой организации предъявляемым квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации.

Перечень лиц указан в статье 11.1 Закона о банках и статье 60 Федерального закона от 10.07.2002 № «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Квалификационные требования и требования к деловой репутации этих лиц установлены статьей 16 Закона о банках.

Для проведения проверки рекомендуем пользоваться:

    , федеральных арбитражных судов РФ и Федеральной службы судебных приставовМинистерства внутренних дел РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федеральной службы по финансовому мониторингу ; ; ; ; ; для проверки сведений о документе, подтверждающем наличие высшего образования.

3. Соберите документы для проведения оценки финансового положения учредителей НКО и иных лиц, предусмотренных Законом о банках.

Порядок и критерии оценки финансового положения, а также требования к финансовому положению установлены Положением Банка России от 28.12.2017 №

4. Выберите уникальное наименование для создаваемой небанковской кредитной организации.

Требования к наименованию установлены статьями 54 и 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 7 Закона о банках и Инструкцией Банка России от 02.04.2010 №

Для проверки уже используемых наименований рекомендуем воспользоваться КГР КО и единым государственным реестром юридических лиц (ЕГРЮЛ).

5. Уплатите государственную пошлину за предоставление лицензии на осуществление банковских операций.

За предоставление лицензии на осуществление банковских операций уплачивается государственная пошлина в соответствии с подпунктом 93 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Размер госпошлины — 0,1% заявленного уставного капитала создаваемой кредитной организации, но не более 500 тыс. рублей.

6. Подготовьте и представьте в Банк России комплект документов для государственной регистрации НКО.

7. Получите уведомление о внесении сведений о небанковской кредитной организации в единый государственный реестр юридических лиц и свидетельство о регистрации Банка России.

Банк России после принятия решения о государственной регистрации НКО направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления им функций по ведению ЕГРЮЛ.

На основании решения, принятого Банком России, и представленных им сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более пяти рабочих дней со дня получения таких документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в Банк России.

Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации НКО уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100% объявленного уставного капитала организации. Также регулятор выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о ней в ЕГРЮЛ, и свидетельство о регистрации Банка России, присваивает НКО регистрационный номер Банка России и вносит сведения о ней в КГР КО.

8. Оплатите уставный капитал и получите лицензию на осуществление банковских операций.

При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100% объявленного уставного капитала НКО, Банк России в трехдневный срок выдает ей лицензию на осуществление банковских операций.

Информация о НКО после ее создания и выдачи ей лицензии размещается в Справочнике финансовых организаций на официальном сайте Банка России.

Небанковская кредитная организация имеет право осуществлять операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.

Статья 1. Основные понятия настоящего Федерального закона

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Банк с универсальной лицензией - банк, который имеет право осуществлять банковские операции, указанные в части первой статьи 5 настоящего Федерального закона.

(часть третья введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

Банк с базовой лицензией - банк, который имеет право осуществлять банковские операции, указанные в части первой статьи 5 настоящего Федерального закона, с учетом ограничений, установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

Небанковская кредитная организация:

1) кредитная организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, указанные в пунктах 3 и 4 (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов), а также в пункте 5 (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов) и пункте 9 части первой статьи 5 настоящего Федерального закона (далее - небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций);

2) кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для такой небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России;

3) кредитная организация - центральный контрагент, осуществляющая функции в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (далее - Федеральный закон "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте"). Допустимые сочетания банковских операций для небанковской кредитной организации - центрального контрагента (далее - центральный контрагент) устанавливаются Банком России. Банк России вправе определять дополнительные условия осуществления центральным контрагентом банковских операций.

(п. 3 введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 403-ФЗ; в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Подборка наиболее важных документов по запросу Виды небанковских кредитных организаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Виды небанковских кредитных организаций

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 4 "Условия осуществления приема платежей" Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" "Поскольку в силу частей 14, 12 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ ООО "Московский областной единый информационно-расчетный центр", как платежный агент, обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов, а также использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, он заключил договор от 01.01.2016 N 23501/2016 на оказание услуг по переводу денежных средств с ответчиком, по условиям которого ООО Небанковская кредитная организация "Перспектива" предоставило ему доступ в Систему онлайн-платежей, а также приняло на себя обязательства по зачислению на его специальный банковский счет переводов, поступающих на его имя. Данная деятельность соответствуют такому исключительному виду деятельности ответчика в качестве небанковской кредитной организации, как "осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов)", что подтверждается лицензией на осуществление банковских операций N 3532-К от 21.07.2015.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 333.40 "Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины" главы 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY") Физическое лицо ошибочно уплатило госпошлину с использованием электронного средства платежа на Едином портале государственных услуг и обратилось в уполномоченный орган с заявлением о ее возврате. В возврате излишне уплаченной пошлины было отказано в связи с непредставлением оригинала платежного поручения. Суд признал отказ правомерным и указал, что представленная плательщиком справка РНКО "Платежный центр" не соответствует форме платежного поручения, установленной Положением Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств", выдана расчетной небанковской кредитной организацией и не содержит указания на вид платежа, реквизиты плательщика и получателя платежа. ВС РФ признал неправомерным отказ в возврате ошибочно уплаченной госпошлины. ВС РФ указал, что в силу п. 3 ст. 333.18 НК РФ факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", при наличии информации об уплате государственной пошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах представление документов, подтверждающих уплату государственной пошлины, не требуется. Следовательно, при подаче в уполномоченный орган плательщиком государственной пошлины заявления о возврате государственной пошлины, излишне уплаченной с использованием ГИС ГМП, дополнительного подтверждения банком факта уплаты государственной пошлины не требуется.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Виды небанковских кредитных организаций

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) Последняя группа небанковских кредитных организаций введена в ФЗ "О банках и банковской деятельности" Федеральным законом от 29.12.2015 N 403-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", однако нормативные акты Банка России, определяющие виды небанковских кредитных организаций, пока не приведены в соответствие с данными изменениями (чего следует ожидать).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Правовые проблемы создания и деятельности кредитных организаций с иностранным капиталом
(Ярошенко Н.В.)
("Предпринимательское право", 2021, N 3) Пункт 12 Положения N 437 в ред. Указания ЦБ РФ от 24 июня 1999 г. N 586-У "О минимальном размере уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, размере собственных средств (капитала) для банков, ходатайствующих о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций, а также для кредитных организаций, ходатайствующих об изменении вида с небанковской кредитной организации на банк" // Вестник Банка России. 1999. N 38.

Нормативные акты: Виды небанковских кредитных организаций

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов"
(разработаны Банком России) С усилением роли инфраструктуры повышается значимость ее устойчивости. Обеспечению устойчивости, в частности, способствовало завершение в 2020 году реформы регулирования деятельности центрального контрагента (ЦК). Ее результатами стало выделение ЦК в качестве отдельного вида небанковской кредитной организации и создание комплексной риск-ориентированной модели регулирования деятельности ЦК, соответствующей международным стандартам. По состоянию на конец 2021 года статус НКО-ЦК получили три организации.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Проект Инструкции Банка России “О банковских операциях и других сделках небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции, обязательных нормативах небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции, и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением” (по состоянию на 19.07.2017)


Обзор документа

Проект Инструкции Банка России “О банковских операциях и других сделках небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции, обязательных нормативах небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции, и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением” (по состоянию на 19.07.2017)

Настоящая Инструкция на основании Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2790; 2003, № 2, ст. 157; № 52, ст. 5032; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3233; 2005, № 25, ст. 2426; № 30, ст. 3101; 2006, № 19, ст. 2061; № 25, ст. 2648; 2007, № 1, ст. 9, ст. 10; № 10, ст. 1151; № 18, ст. 2117; 2008, № 42, ст. 4696, ст. 4699; № 44, ст. 4982; № 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, № 1, ст. 25; № 29, ст. 3629; № 48, ст. 5731; 2010,№ 45, ст. 5756; 2011, № 7, ст. 907; № 27, ст. 3873; № 43, ст. 5973; № 48, ст. 6728; 2012, № 50, ст. 6954; № 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, № 11, ст. 1076; № 14, ст. 1649; № 19, ст. 2329; № 27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; № 30, ст. 4084; № 49, ст. 6336; № 51, ст. 6695, ст. 6699; № 52, ст. 6975; 2014, № 19, ст. 2311, ст. 2317; № 27, ст. 3634; № 30, ст. 4219; № 40, ст. 5318; № 45, ст. 6154; № 52, ст. 7543; 2015, № 1, ст. 4, ст. 37; № 27, ст. 3958, ст. 4001; № 29, ст. 4348, ст. 4357; № 41, ст. 5639; № 48, ст. 6699; 2016, № 1, ст. 23, ст. 46, ст. 50; № 26, ст. 3891; № 27, ст. 4225, ст. 4273, ст. 4295; 2017, № 1, ст. 46; № 14, ст. 1997; № 18, ст. 2661, ст. 2669) (далее - Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 6, ст. 492; 1998, № 31, ст. 3829; 1999, № 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, № 26, ст. 2586; № 33, ст. 3424; 2002, № 12, ст. 1093; 2003, № 27, ст. 2700; № 50, ст. 4855; № 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3233; 2005, № 1, ст. 18, ст. 45; № 30, ст. 3117; 2006, № 6, ст. 636; № 19, ст. 2061; № 31, ст. 3439; № 52, ст. 5497; 2007, № 1, ст. 9; № 22, ст. 2563; № 31, ст. 4011; № 41, ст. 4845; № 45, ст. 5425; № 50, ст. 6238; 2008, № 10, ст. 895; 2009, № 1, ст. 23; № 9, ст. 1043; № 18, ст. 2153; № 23, ст. 2776; № 30, ст. 3739; № 48, ст. 5731;№ 52, ст. 6428; 2010, № 8, ст. 775; № 27, ст. 3432; № 30, ст. 4012; № 31, ст. 4193; № 47, ст. 6028; 2011, № 7, ст. 905; № 27, ст. 3873, ст. 3880; № 29, ст. 4291; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7069; № 50, ст. 7351; 2012, № 27, ст. 3588; № 31, ст. 4333; № 50, ст. 6954; № 53, ст. 7605, ст. 7607; 2013, № 11, ст. 1076; № 19, ст. 2317, ст. 2329; № 26, ст. 3207; № 27, ст. 3438, ст. 3477; № 30, ст. 4084; № 40, ст. 5036; № 49, ст. 6336; № 51, ст. 6683, ст. 6699; 2014, № 6, ст. 563; № 19, ст. 2311; № 26, ст. 3379, ст. 3395; № 30, ст. 4219; № 40, ст. 5317, ст. 5320; № 45, ст. 6144, ст. 6154; № 49, ст. 6912; № 52, ст. 7543; 2015, № 1, ст. 37; № 17, ст. 2473; № 27, ст. 3947, ст. 3950; № 29, ст. 4355, ст. 4357, ст. 4385; № 51, ст. 7243; 2016, № 1, ст. 23; № 15, ст. 2050; № 26, ст. 3860; № 27, ст. 4294, ст. 4295; 2017, № 14, ст. 2000; № 18, ст. 2661, ст. 2669; № 25, ст. 3596) (далее - Федеральный закон «О банках и банковской деятельности») и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от ________ 2017 года №____) в целях регулирования (ограничения) принимаемых небанковскими кредитными организациями, осуществляющими депозитно-кредитные операции (далее - НДКО), рисков устанавливает для НДКО допустимые сочетания банковских операций, числовые значения и методику расчета обязательных нормативов, а также особенности осуществления Банком России надзора за их соблюдением.

Глава 1. Сфера деятельности НДКО

1.1. НДКО вправе осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные статьей 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»:

привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок);

размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;

купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме от своего имени и за свой счет;

выдача банковских гарантий.

1.2. НДКО не вправе осуществлять следующие банковские операции:

привлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и юридических лиц во вклады до востребования;

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

купля-продажа иностранной валюты в наличной форме;

привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов по поручению физических лиц.

1.3. НДКО помимо перечисленных в пункте 1.1 настоящей Инструкции банковских операций, вправе осуществлять сделки, перечисленные в части 3 статьи 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

1.4. НДКО не разрешается открывать филиалы и создавать дочерние организации.

Глава 2. Обязательные нормативы НДКО и методика их расчета

2.1. Настоящей Инструкцией устанавливаются следующие обязательные нормативы НДКО:

норматив достаточности собственных средств (капитала);

норматив текущей ликвидности;

норматив долгосрочной ликвидности;

максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

максимальный размер совокупной суммы крупных кредитных рисков;

максимальный размер совокупной величины кредитов, гарантий и поручительств, выданных НДКО своим акционерам (участникам);

совокупная величина рисков по инсайдерам;

норматив использования собственных средств (капитала) НДКО для приобретения долей (акций) других юридических лиц;

максимальный размер риска на связанное с НДКО лицо (группу связанных с НДКО лиц).

2.2. Иные обязательные нормативы, установленные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а именно: предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала; минимальный размер резервов, создаваемых под риски; размеры валютного и процентного рисков - устанавливаются иными нормативными актами Банка России.

2.4. При расчете обязательных нормативов НДКО должны выполнять пункт 1.3 Инструкции Банка России № 180-И.

2.5. Норматив достаточности собственных средств (капитала) НДКО (Н1.0) рассчитывается в соответствии с подпунктом 2.1.1 пункта 2.1, пунктом 2.3 и приложениями 1 - 4 и 7 Инструкции Банка России № 180-И.

Минимально допустимое значение норматива Н1.0 устанавливается в размере 15%.

2.6. Норматив текущей ликвидности (Н3) устанавливается в размере не менее 40% суммы ликвидных активов от суммы обязательств до востребования и сроком востребования в ближайшие 30 дней.

2.7. Норматив долгосрочной ликвидности (Н4) устанавливается в размере не более 120% совокупной суммы выданных кредитов сроком погашения свыше года от суммы собственных средств (капитала) НДКО и обязательств НДКО со сроком погашения свыше года.

2.8. Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) устанавливается в размере 25% от величины собственных средств (капитала) НДКО.

2.9. Максимальный размер совокупной суммы крупных кредитных рисков (Н7) устанавливается в размере 800% от величины собственных средств (капитала) НДКО.

2.10. Максимальный размер совокупной величины кредитов, гарантий и поручительств, выданных НДКО своим акционерам (участникам) (Н9.1), устанавливается в размере 100% величины собственных средств (капитала) НДКО.

2.11. Совокупная величина кредитов и займов, предоставленных своим инсайдерам, а также гарантий и поручительств, выданных в их пользу (Н10.1) устанавливается в размере 3% величины собственных средств (капитала) НДКО.

2.12. Норматив использования собственных средств НДКО для приобретения долей (акций) других юридических лиц (Н12) устанавливается в размере не более 25% от величины собственных средств (капитала) НДКО.

2.13. Максимально допустимое числовое значение норматива максимального размера риска на связанное с НДКО лицо (группу связанных с НДКО лиц) (Н25) устанавливается в размере 20% от величины собственных средств (капитала) НДКО.

Глава 3. Порядок применения НДКО настоящей Инструкции

3.1. НДКО обязана соблюдать установленные настоящей Инструкцией обязательные нормативы ежедневно.

Нарушение НДКО числового значения обязательного норматива по состоянию на любой операционный день является несоблюдением обязательного норматива.

Расчет обязательных нормативов осуществляется в обязательном порядке в случаях, когда Банк России (территориальное учреждение Банка России, уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России) требует представления расчета нормативов на внутримесячную дату (внутримесячные даты).

В случае предъявления Банком России (территориальным учреждением Банка России, уполномоченным структурным подразделением центрального аппарата Банка России) требования о представлении расчета обязательных нормативов на внутримесячную дату (внутримесячные даты) все показатели, участвующие в расчете обязательных нормативов, в том числе показатель собственных средств (капитала) и величина резервов, рассчитываются на дату расчета обязательных нормативов.

3.4. Если на внутримесячную дату (внутримесячные даты) НДКО нарушен обязательный норматив, информация об этом с указанием норматива, по которому допущено нарушение установленного настоящей Инструкцией числового значения и (или) снижение ниже уровня, установленного Положением Банка России № 395-П, и даты (дат), за которую (которые) он был нарушен (снижен), представляется НДКО в составе формы отчетности 0409135 «Информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации» и формы отчетности 0409118 «Данные о концентрации кредитного риска» по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным.

3.5. НДКО осуществляют расчет обязательных нормативов, установленных настоящей Инструкцией, в процентах с одним знаком после запятой (округление до одного десятичного знака после запятой осуществляется по математическим правилам).

Глава 4. Особенности осуществления надзора Банком России за соблюдением НДКО обязательных нормативов, установленных настоящей Инструкцией

4.1. Банк России (территориальные учреждения Банка России, уполномоченные структурные подразделения центрального аппарата Банка России) осуществляют надзор за соблюдением НДКО обязательных нормативов на основании:

данных, полученных в составе форм отчетности 0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации», 0409123 «Расчет собственных средств (капитала) («Базель III»)», 0409135 «Информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации» и 0409118 «Данные о концентрации кредитного риска», установленных Указанием Банка России № 4212-У;

данных проверок, осуществляемых Банком России (его уполномоченными представителями) в соответствии со статьей 73 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

данных отчетности, представленной НДКО по требованию Банка России (территориального учреждения Банка России, уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата Банка России) на внутримесячную дату (внутримесячные даты) по формам отчетности 0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации», 0409123 «Расчет собственных средств (капитала) («Базель III»)», 0409135 «Информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации» и 0409118 «Данные о концентрации кредитного риска»;

информации о величине кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера в соответствии с пунктом 13 приложения 2 к Инструкции Банка России № 180-И, представляемой НДКО по запросу Банка России (территориального учреждения Банка России, уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата Банка России);

информации о величине кредитного риска по ПФИ по форме, приведенной в пункте 10 приложения 3 к Инструкции Банка России № 180-И, представляемой НДКО по запросу Банка России (территориального учреждения Банка России, уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата Банка России);

информации о величине риска изменения стоимости кредитного требования в результате ухудшения кредитного качества контрагента по форме, приведенной в пункте 8 приложения 7 к Инструкции Банка России № 180-И, представляемой НДКО по запросу Банка России (территориального учреждения Банка России, уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата Банка России).

4.2. В целях контроля за рисками, принимаемыми НДКО, Банк России (территориальное учреждение Банка России, уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России) в соответствии с пунктом 2.4 настоящей Инструкции на основании профессионального суждения, формируемого в ходе осуществления надзора (документарного анализа и (или) проверок) предъявляет НДКО требование о включении в расчет (об исключении из расчета) обязательных нормативов активов и (или) обязательств, включая требование об уточнении состава кодов (расшифровок), приведенных в приложении 1 к Инструкции Банка России № 180-И.

4.3. Банк России вправе применять к НДКО меры, предусмотренные статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в случае несоблюдения обязательного норматива в совокупности за шесть и более операционных дней в течение любых 30 последовательных операционных дней.

Глава 5. Заключительные положения

5.1. Настоящая Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после дня ее официального опубликования.

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации

Пояснительная записка
к проекту Инструкции Банка России «О банковских операциях и других сделках небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции, обязательных нормативах небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции, и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением»

Банк России разработал проект инструкции Банка России «О банковских операциях и других сделках небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции, обязательных нормативах небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции, и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением» (далее - Проект), который является новой редакцией Положения Банка России от 21.09.2001 № 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции».

Проект подготовлен в связи с необходимостью актуализации регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции (далее - НДКО).

Проект устанавливает перечень разрешенных для НДКО банковских операций и сделок, обязательные нормативы НДКО, определенные в соответствии с разрешенными банковскими операциями и сделками, и их минимально допустимые значения, требования о соблюдении обязательных нормативов НДКО и особенности осуществления надзора Банком России за их соблюдением.

Изменения, предусмотренные Проектом, планируются к вступлению в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Обзор документа

Разработан проект инструкции Банка России о банковских операциях и других сделках небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции НДКО. Он приходит на смену Положению от 2001 г. об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции.

Устанавливаются перечень разрешенных для НДКО банковских операций и сделок. Так, в него могут войти привлечение денежных средств юрлиц во вклады (на определенный срок); их размещение от своего имени и за свой счет; купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме; выдача банковских гарантий. НДКО не смогут привлекать денежные средства физлиц во вклады; открывать и вести банковские счета, осуществлять по ним расчеты.

Закрепляются обязательные нормативы НДКО и их минимально допустимые значения, требования об их соблюдении и особенности осуществления надзора Банком России за их соблюдением.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Указание Банка России от 1 апреля 2014 г. № 3222-У "О порядке принятия Банком России решения о получении небанковской кредитной организацией статуса банка"


Обзор документа

Указание Банка России от 1 апреля 2014 г. № 3222-У "О порядке принятия Банком России решения о получении небанковской кредитной организацией статуса банка"

Настоящее Указание в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3431; 2003, № 26, ст. 2565; № 50, ст. 4855; № 52, ст. 5037; 2004, № 45, ст. 4377; 2005, № 27, ст. 2722; 2007, № 7, ст. 834; № 30, ст. 3754; № 49, ст. 6079; 2008, № 18, ст. 1942; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 19, ст. 20, ст. 23; № 29, ст. 3642; № 52, ст. 6428; 2010, № 21, ст. 2526; № 31, ст. 4196; № 49, ст. 6409; № 52, ст. 7002; 2011, № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4576; № 49, ст. 7061; 2012, № 14, ст. 1553; № 31, ст. 4322; № 53, ст. 7607; 2013, № 26, ст. 3207; № 30, ст. 4084; № 44, ст. 5633; № 51, ст. 6699) (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 6, ст. 492; 1998, № 31, ст. 3829; 1999, № 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, № 26, ст. 2586; № 33, ст. 3424; 2002, № 12, ст. 1093; 2003, № 27, ст. 2700; № 50, ст. 4855; № 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3233; 2005, № 1, ст. 18, ст. 45; № 30, ст. 3117; 2006, № 6, ст. 636; № 19, ст. 2061; № 31, ст. 3439; № 52, ст. 5497; 2007, № 1, ст. 9; № 22, ст. 2563; № 31, ст. 4011; № 41, ст. 4845; № 45, ст. 5425; № 50, ст. 6238; 2008, № 10, ст. 895; № 15, ст. 1447; 2009, № 1, ст. 23; № 9, ст. 1043; № 18, ст. 2153; № 23, ст. 2776; № 30, ст. 3739; № 48, ст. 5731; № 52, ст. 6428; 2010, № 8, ст. 775; № 27, ст. 3432; № 30, ст. 4012; № 31, ст. 4193; № 47, ст. 6028; 2011, № 7, ст. 905; № 27, ст. 3873, ст. 3880; № 29, ст. 4291; № 48, ст. 6728, ст. 6730; № 49, ст. 7069; № 50, ст. 7351; 2012, № 27, ст. 3588; № 31, ст. 4333; № 50, ст. 6954; № 53, ст. 7605, ст. 7607; 2013, № 11, ст. 1076; № 19, ст. 2317, ст. 2329; № 26, ст. 3207; № 27, ст. 3438, ст. 3477; № 30, ст. 4084; № 40, ст. 5036; № 49, ст. 6336) (далее - Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"), Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2790; 2003, № 2, ст. 157; № 52, ст. 5032; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3233; 2005, № 25, ст. 2426; № 30, ст. 3101; 2006, № 19, ст. 2061; № 25, ст. 2648; 2007, № 1, ст. 9, ст. 10; № 10, ст. 1151; № 18, ст. 2117; 2008, № 42, ст. 4696, ст. 4699; № 44, ст. 4982; № 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, № 1, ст. 25; № 29, ст. 3629; № 48, ст. 5731; 2010, № 45, ст. 5756; 2011, № 7, ст. 907; № 27, ст. 3873; № 43, ст. 5973; № 48, ст. 6728; 2012, № 50, ст. 6954; № 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, № 11, ст. 1076; № 14, ст. 1649; № 19, ст. 2329; № 27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; № 30, ст. 4084; № 49, ст. 6336; № 52, ст. 6975) устанавливает порядок принятия Банком России решения о получении небанковской кредитной организацией статуса банка.

1. Получение небанковской кредитной организацией (далее - кредитная организация) статуса банка возможно при условии соблюдения кредитной организацией требований:

к размеру собственных средств (капитала), установленному статьей 11.2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" или статьей 36 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", если кредитная организация одновременно со статусом банка предполагает получить право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц;

2. Для принятия Банком России решения о получении кредитной организацией статуса банка и о выдаче кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций документы, предусмотренные пунктом 14.6 Инструкции Банка России № 135-И, кредитная организация направляет:

в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации (далее - территориальное учреждение), за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта;

в Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России (далее - Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями), если изменение статуса осуществляется кредитной организацией, надзор за деятельностью которой осуществляется Департаментом надзора за системно значимыми кредитными организациями.

3. Если имеющаяся у кредитной организации, принявшей решение о получении статуса банка, лицензия на осуществление банковских операций не предусматривает право на осуществление инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания физических и юридических лиц и кредитная организация предполагает получить такое право одновременно с получением статуса банка, то кредитная организация одновременно с направлением документов, предусмотренных пунктом 2 настоящего Указания, направляет в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головного офиса (либо в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения филиала или внутреннего структурного подразделения кредитной организации (филиала), если банковские операции по инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовому обслуживанию физических и юридических лиц будут осуществляться по месту нахождения филиала или внутреннего структурного подразделения) документы, предусмотренные пунктом 20.4 (пунктом 9.4) Инструкции Банка России № 135-И.

Документы, предусмотренные абзацем третьим пункта 20.4 (подпунктами 9.4.1 - 9.4.3 пункта 9.4) Инструкции Банка России № 135-И, представляются, если ранее эти документы по соответствующему зданию (помещению) не направлялись в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головного офиса кредитной организации (филиала, внутреннего структурного подразделения).

4. Территориальное учреждение (Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями) в течение 45 календарных дней со дня получения документов, предусмотренных пунктом 14.6 Инструкции Банка России № 135-И и пунктом 3 настоящего Указания, рассматривает их и направляет в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России (далее - Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций) заключение о возможности получения кредитной организацией статуса банка и выдачи ему лицензии на осуществление банковских операций. Заключение должно содержать:

оценку соответствия кредитной организации требованиям, установленным пунктом 1 настоящего Указания;

информацию о представлении территориальным учреждением Банка России по месту нахождения головного офиса (филиала или внутреннего структурного подразделения, если банковские операции по инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовому обслуживанию физических и юридических лиц будут осуществляться по месту нахождения филиала или внутреннего структурного подразделения) положительного заключения, предусмотренного абзацем третьим пункта 3 настоящего Указания, а также о представлении кредитной организацией документов, предусмотренных абзацем третьим пункта 20.4 (подпунктами 9.4.1 - 9.4.3 пункта 9.4) Инструкции Банка России № 135-И (если кредитная организация одновременно со статусом банка предполагает получить право на осуществление инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания физических и юридических лиц);

сведения о представлении кредитной организацией письменного подтверждения раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, под контролем либо под значительным влиянием которых находится кредитная организация (если кредитная организация одновременно со статусом банка предполагает получить право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц).

К заключению прилагаются документы, предусмотренные пунктом 14.6 Инструкции Банка России № 135-И.

5. Банк России рассматривает документы, полученные в соответствии с пунктом 4 настоящего Указания, в срок, не превышающий 90 календарных дней со дня их поступления в территориальное учреждение (Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями).

5.2. Не позднее срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций возвращает территориальному учреждению (Департаменту надзора за системно значимыми кредитными организациями) документы с мотивированным заключением при наличии замечаний, препятствующих принятию решения о получении кредитной организацией статуса банка и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.

Территориальное учреждение (Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями) возвращает кредитной организации документы с указанным в абзаце первом настоящего подпункта мотивированным заключением. По одному экземпляру представленных документов остается в территориальном учреждении (Департаменте надзора за системно значимыми кредитными организациями). В случае представления кредитной организацией документов в одном экземпляре указанные документы не возвращаются.

Исправленные и повторно направленные кредитной организацией в территориальное учреждение (Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями) документы считаются вновь поступившими и рассматриваются в порядке и сроки, установленные настоящим Указанием.

7. Банк России в месячный срок со дня получения документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Указания, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 19.7 Инструкции Банка России № 135-И.

вносит соответствующие сведения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций;

7.2. В течение трех рабочих дней, следующих за днем получения документов, указанных в подпункте 7.1 настоящего пункта, территориальное учреждение (территориальное учреждение Банка России по месту нахождения кредитной организации - в отношении кредитной организации, надзор за деятельностью которой осуществляет Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями) выдает под расписку уполномоченному лицу кредитной организации:

документ, подтверждающий факт внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений, внесенных в устав кредитной организации (устава в новой редакции), выданный уполномоченным регистрирующим органом (один экземпляр);

лицензию на осуществление банковских операций (один экземпляр).

7.4. В случае несоответствия представленных документов законодательству Российской Федерации и нормативным актам Банка России, а также наличия замечаний, препятствующих принятию решения о государственной регистрации изменений, вносимых в устав (устава в новой редакции) кредитной организации, и выдаче лицензии на осуществление банковских операций, отсутствия полного комплекта документов Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций) не позднее срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, возвращает кредитной организации документы, полученные в соответствии с пунктом 6 настоящего Указания.

В случае представления кредитной организацией документов в одном экземпляре указанные документы не возвращаются.

Исправленные и повторно направленные кредитной организацией в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций) документы считаются вновь поступившими и рассматриваются в порядке и сроки, установленные настоящим Указанием.

8. Документы, представляемые в соответствии с настоящим Указанием, могут быть направлены в Банк России (территориальное учреждение) в форме электронных документов в порядке, определенном Банком России. В таком случае взаимодействие между кредитной организацией и территориальным учреждением (Банком России) осуществляется в электронном виде.

В случае представления документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в форме электронных документов кредитная организация обязана по письменному запросу Банка России представить документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", на бумажном носителе в течение трех календарных дней с момента получения указанного запроса в количестве экземпляров, предусмотренных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Если документы для государственной регистрации были представлены в форме электронных документов, кредитной организации направляются:

в форме электронного документа и на бумажном носителе - лицензия на осуществление банковских операций.

Копии полученных от уполномоченного регистрирующего органа документов в форме электронных документов остаются в Банке России (территориальном учреждении).

9. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

10. Со дня вступления в силу настоящего Указания признать утратившими силу:

Председатель Центрального банка
Российской Федерации
Э.С. Набиуллина

Обзор документа

Разработан новый порядок принятия ЦБ РФ решения о получении небанковской кредитной организацией статуса банка. Важно отметить следующее.

Предусмотрена возможность одновременно приобрести право привлекать во вклады денежные средства физлиц. Для этого организация дополнительно должна раскрыть неограниченному кругу лиц информацию о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых она находится.

Пересмотрен ряд конкретных процедур. Учтены изменения в организационной структуре Банка России, в т. ч. в связи с созданием Департамента надзора за системно значимыми кредитными организациями.

Как и прежде, Банк России рассматривает необходимые документы в срок, не превышающий 90 календарных дней с даты их поступления в территориальное учреждение (Департамент).

Также предусмотрено, что материалы, подготавливаемые в соответствии с порядком, можно направлять в Банк России (территориальное учреждение) в форме электронных документов.

Прежний порядок с учетом изменений признан утратившим силу.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: