При осуществлении политики денежно кредитной экспансии кривая предложения денег сдвигается вправо

Обновлено: 01.05.2024

Денежно-кредитная политика комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным Банком в целях регулирования совокупного спроса путём планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Денежно-кредитная политика может быть направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии. В этом случае имеет место кредитная экспансия. Подобной политики Центральный Банк придерживается в условиях спада производства и увеличения безработицы, стремясь оживить рыночную конъюнктуру. Напротив, в случае экономического подъёма, желая предотвратить перегрев экономики, Центральный Банк сдерживает кредит и ограничивает денежную эмиссию. Тогда имеет место кредитная рестрикция.

Важная задача Центрального Банка в области денежно-кредитной политики - контроль за денежным обращением с целью предотвращения инфляции или снижения её темпов. Базовый для такого регулирования вопрос - какое количество денег необходимо для обращения, и какими принципами следует руководствоваться при проведении денежно-кредитной политики.

Все инструменты денежно-кредитной политики можно разделить на две группы: общие инструменты, влияющие на денежный рынок в целом; и селективные инструменты, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм.

Общими инструментами кредитно-денежной политики Центрального Банка являются: операции на открытом рынке, учётно-процентная (дисконтная) политика, основанная на изменении учётной ставки; установление нормы обязательных резервов для коммерческих банков.

Дадим краткую характеристику основным денежно-кредитным инструментам.

Операции на открытом рынке – это купля-продажа Центральным Банком государственных ценных бумаг

Продажа ценных бумаг коммерческим банкам и другим финансовым учреждениям Центральным Банком приводит к уменьшению резервов коммерческих банков. Соответственно, уменьшаются возможности коммерческих банков по предоставлению ссуд своим клиентам. В результате предложение денег уменьшается.

Покупка ценных бумаг у коммерческих банков даёт обратный результат: резервы коммерческих банков и их возможности по выдаче ссуд расширяются, предложение денег растёт.

Операции на открытом рынке эффективны в тех странах, где существует ёмкий рынок государственных ценных бумаг.


Рис. 45. Денежно-кредитная политика: инструменты и цели.

Учётно-процентная (дисконтная) политика Центрального Банка состоит в регулировании размеров процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать резервы у Центрального Банка.

Если Центральный Банк поднимает официальную учётную ставку, то коммерческие банки сокращают объём заимствований, что, в свою очередь, ведёт к снижению резервов, повышению процентных ставок и сокращению кредитных операций.

Понижая учётную ставку. Центральный Банк создаёт условия для увеличения резервов и снижения процентных ставок, а объём кредитных операций растёт.

Механизм учётно-процентной ставки эффективно действовал в начале XX века. В дальнейшем применение этого инструмента денежно-кредитной политики давало меньший результат. Этому способствовали действия банковских монополий, которые устанавливали процентные ставки по сговору, а не под влиянием рынка. Интернационализация хозяйственной жизни также снизила эффективность учётно-процентной политики: снижение учётной ставки может привести к оттоку капиталов из страны.

Установление нормы обязательных резервов коммерческих банков также используется Центральным Банком для прямого воздействия на величину банковских резервов. Этот инструмент позволяет оперативно влиять на финансовую ситуацию.

Монетарная политика Центрального Банка представлена в двух видах:

Политика “дешёвых” денег. Она проводится в период спада в целях стимулирования инвестиций и расширения объема производства.

Центральный Банк увеличивает предложения денег путем:

- снижения нормы обязательных резервов;

- уменьшения учетной ставки;

- скупке на открытом рынке государственных ценных бумаг.

Политика “дорогих” денег проводится в период инфляции в целях сокращения совокупного спроса.




Центральный Банк при этом уменьшает предложение денег путем:

- увеличения нормы обязательных резервов;

- повышения учетной ставки;

- продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг.

Эффективность денежно-кредитной политики. Вопрос о том, способна ли кредитно-денежная политика обеспечить полную занятость без ускорения инфляции, остается открытым. Это объясняется тем, что использование денежно-кредитной политики для этой цели имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим их.

К достоинствам денежно-кредитной политики обычно относят как её более быстрое действие по сравнению с фискальной политикой, так и то, что денежно-кредитная политика менее подвержена политическому давлению, чем фискальная.

Недостатками денежно-кредитной политики считают то, что она менее эффективна по части недопущения спада, чем в обуздании инфляции. Отмечается также, что её положительный эффект может быть поглощён изменениями скорости обращения денег и тем, что она не всегда приводит к существенному изменению расходов на инвестиции в экономике.

Выводы.

1. Денежная система – это форма организации денежного обращения.

2. Денежная масса, обращающаяся в стране, условно подразделенная на денежные агрегаты (М1, М2, М3, L), отличающиеся по степени ликвидности.

3. Спрос на деньги есть функция процентной ставки. Спрос на деньги определяется трансакционными и спекулятивными мотивами.

4. Предложение денег относительно стабильно и определяется государством.

5. На денежном рынке формируется равновесная ставка процента.

6. Формой движения денежного капитала является кредит на принципах возвратности и платности. Кредитная система включает в себя банки и другие кредитно-финансовые институты, являющиеся финансовыми посредниками.

7. Банковская система – двухуровневая, включает ЦБ и коммерческие банки. Коммерческие банки осуществляют пассивные и активные операции с целью извлечения банковской прибыли.

8. ЦБ осуществляет денежную политику с помощью учетной ставки, нормы обязательных резервов, операций на открытом рынке.

Вопросы для повторения

1. Назовите основные функции денег.

2. Каковы компоненты денежной массы? Различаются ли они по степени ликвидности?

3. От чего зависит спрос на деньги для сделок и спрос на деньги со стороны активов?

4. Каковы будут последствия увеличения денежной массы в экономике с неполной занятостью?

5. Почему в проведении денежно-кредитной политики существует дилемма промежуточной цели?

6. Покажите, что происходит, если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов.

7. Оцените эффективность денежно-кредитной политики по сравнению с фискальной.

Денежно-кредитная политика вызывает сдвиг кривой LM, что при неизменной фискальной политике может означать переход к новому равновесному выпуску и ставке процента, которые будут принадлежать исходной кривой IS (см. рис).


Последствие денежно-кредитной экспансии: кривая LM сдвигается вправо, что вызывает снижение ставки процента и рост равновесного выпуска Последствие денежно-кредитной сдерживающей политики: кривая LM сдвигается влево, что вызывает рост ставки процента и снижение равновесного выпуска

Чтобы определить степень влияния денежно-кредитной политики для достижения заданного равновесного выпуска, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

1. Определить целевое значение объема выпуска:

2. Определить ставку процента, при которой может быть достигнуто целевое значение равновесного выпуска. Для этого в исходное уравнение кривой IS подставляют известное значение целевого выпуска.

3. Полученные значения выпуска и ставки процента, а также другие параметры из условия задачи, подставляют в уравнение кривой LM, оставив неизвестным массу денег необходимой для достижения целевого выпуска.

4. Полученное значение массы денег сопоставляют с исходный уровнем и делают соответствующие выводы о направлении денежно-кредитной политики.

Пример осуществления фискальной политики:


Последствие фискальной экспансии: кривая IS сдвигается вправо, что вызывает рост ставки процента и равновесного выпуска Последствие сдерживающей фискальной политики: кривая IS сдвигается влево, что вызывает снижение ставки процента и равновесного выпуска

Чтобы определить степень влияния фискальной политики для достижения заданного равновесного выпуска, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

1. Определить целевое значение объема выпуска:

2. Определить ставку процента, при которой может быть достигнуто целевое значение равновесного выпуска. Для этого в исходное уравнение кривой LM подставляют известное значение целевого выпуска.

3. Полученные значения выпуска и ставки процента, мультипликатор, подставляют в уравнение кривой IS, оставив неизвестным сумму автономных расходов, необходимых для достижения целевого выпуска.

4. Полученное значение автономных расходов сопоставляют с исходным уровнем и делают соответствующие выводы о направлении фискальной политики. При этом необходимо учитывать, что прирост автономных расходом может быть вызван:

a. Увеличением государственных расходов: ;

b. Увеличением трансфертных выплат: ;

c. Снижением фиксированных налогов: .

Случай смешанной политикиприменяется в том случае, если необходимо увеличить (снизить) выпуск при этом сохранив первоначальное значение ставки процента. При этом расчёт ставки процента для определения степени влияния денежно-кредитной или фискальной политики уже не нужен – он остаётся на прежнем уровне. Или наоборот, может быть необходимым повысить или снизить ставку процента, сохранив выпуск на прежнем уровне. В этом случае говорят об изменении структуры ВВП.

Некоторая экономика характеризуется следующими уравнениями:

Реальный сектор Денежный сектор
=700
=2
=120
=-20

а) уравнение кривой IS: , (см. стр. 7-8).

б) уравнение кривой LM: (см. стр. 8).

в) определите равновесие в модели IS-LM: (см. стр. 8).

г) Если правительство считает необходимым увеличить ВНП на 50, как можно достичь этой цели посредством денежно-кредитной политики?

Решение:




Так как выпуск увеличился, то это означает, что нацбанку необходимо провести денежно-кредитную экспансию (увеличить массу денег в обороте). Такая политика сдвигает кривую LM вправо.

Определим целевое значение выпуска:

Определим ставку процента при которой возможно достижение такого выпуска:

Подставим известные значение в уравнение кривой LM:

Вывод: Для того, чтобы увеличить равновесный выпуск на 50 посредством денежно-кредитной экспансии, необходимо увеличить денежную массу в обороте на 54 единицы (754 – 700).Увеличения массы денег в обороте можно добиться путём покупки национальным банком ценных бумаг, снижения нормы обязательного резерва (нормы резервирования) и снижением учётной процентной ставки. В результате ставка процента снизится на 1% (9-10), что приведет к росту инвестиций в экономике на 20 единиц (-1%*(-20)=+20).

д) Если правительство считает необходимым снизить ВНП на 50, как можно достичь этой цели посредством фискальной политики.

Решение:

Так как выпуск снизится, то это означает, что правительству необходимо провести сдерживающую фискальную политику (снизить государственные закупки, снизить трансферты, повысить налоги). Такая политика сдвигает кривую IS влево.

Определим целевое значение выпуска:

Определим ставку процента при которой возможно достижение такого выпуска:

Подставим известные значение в уравнение кривой IS:

Правительству необходимо снизить автономные расходы на 54 единицы ( ). Государство может воздействовать на снижение автономных расходов через:

· изменение государственных расходов: (снизить);

· изменения трансфертных выплат: , следовательно

· изменения фиксированных налогов: , следовательно

Вывод: Для того, чтобы снизить равновесный выпуск на 50 посредством сдерживающей фискальной политики, правительство может либо снизить государственные расходы на 54 единицы, либо снизить трансфертные выплаты на 67,5 ед., либо повысить фиксированные налоги на 67,5 единиц. В результате ставка процента снизится на 1,7% (8,3-10), что приведет к росту инвестиций в экономике на 34 единиц (-1,7%*(-20)=+34).

е) Какая политика необходима, чтобы увеличить выпуск на 100 единиц, не меняя ставку процента.

Для решения этой задачи применяется тот же алгоритм, что и в пунктах г) и д) принимая во внимание, что ставка процента уже задана.

Задача. Рассмотрите закрытую экономику с фиксированными ценами и зарплатами и безработицей (модель IS-LM). Какая политика необходима, чтобы увеличить выпуск, не меняя при этом ставку процента и сохраняя сбалансированным государственный бюджет?


Денежно-кредитная политика — комплекс мер, направленный на регулирование и контроль за количеством денег в экономике. Для достижения своих целей государство может использовать различные денежно-кредитные инструменты:

  • параметры денежной массы;
  • уровни процентов;
  • сроки кредитов;
  • нормы резервов;
  • ставки рефинансирования.

Контроль и регулирование количества денег в экономике осуществляется различными институтами: Министерство финансов, казначейство, Центральный банк РФ и так далее.

Денежно-кредитная политика России

Конечная цель, которую преследует денежно-кредитная политика России, формулируется в соответствии с целями макроэкономической политики, принятыми на текущий год.

Если говорить о нынешнем периоде, то среди главных задач Банка России в среднесрочной перспективе отдельно стоит выделить плавное и стабильное снижение инфляции. Для достижения цели Банк России прямо или косвенно воздействует на денежную массу.

Могут использоваться две концепции: политика кредитной экспансии («дешевые деньги») или кредитной рестрикции («дорогие деньги»). Кредитная экспансия ЦБ направлена на увеличение ресурсов коммерческих банков, которые, выдавая кредиты, повышают в обращении общую денежную массу. Что касается кредитной рестрикции, то она ограничивает возможности коммерческих банков по выдаче кредитов, тем самым препятствуя перенасыщению экономики деньгами.

Инструменты денежно-кредитной политики

В ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации» можно найти определение основных инструментов денежно-кредитной политики России:

  • операции на открытом рынке;
  • эмиссия облигаций от своего имени;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Центральный Банк;
  • прямые количественные ограничения;
  • процентные ставки по операциям ЦБ;
  • установка ориентиров для роста денежной массы;
  • валютные интервенции;
  • рефинансирование кредитных организаций.

Суть кредитно-денежной политики

В качестве объектов денежно-кредитной политики выступают предложение и спрос на денежном рынке. Что касается субъектов, то речь идет о банках, прежде всего, о ЦБ.

Суть денежно-кредитной политики заключается в контроле денежной массы на рынке. Чтобы регулировать массу денег в обращении, ЦБ может использовать разнообразные денежные агрегаты, увеличивая или уменьшая объем денег, а также меняя структуру денежных агрегатов в общей массе.

Главная стратегическая цель заключается в стремлении повысить благосостояние населения, обеспечить максимальную занятость. Основные ориентиры — снижение инфляции, обеспечение роста ВВП.

До сих пор мы анализировали последствия той или иной политики при постоянных ценах, теперь в рамках модели совокупного спроса -совокупного предложения мы можем посмотреть, как реагирует не только выпуск, но и цены на различные варианты экономической политики.

Фискальная и кредитная - денежная политика при альтернативных предположениях относительно вида кривых совокупного предложения

Заметим, что наш предыдущий анализ в рамках модели остается в силе для случая традиционной кейнсианской кривой совокупного предложения, поскольку в этом случае уровень цен является неизменным (он определяется исключительно положением кривой предложения), как это показано на рисунке 1, где изображены последствия фискальной экспансии.

Фискальная и кредитная - денежная политика при альтернативных предположениях относительно вида кривых совокупного предложения

Фискальная экспансия приводит к сдвигу вправо, что в свою очередь сдвигает в том же направлении кривую . В итоге, уровень цен не изменяется, выпуск растет и растет ставка процента.

Случай классической кривой совокупного предложения

Последствия фискальной экспансии (см. Рис. 2).

Фискальная и кредитная - денежная политика при альтернативных предположениях относительно вида кривых совокупного предложения

В итоге, мы имеем прежний уровень выпуска при более высоких ценах и процентной ставке, однако структура выпуска изменилась: рост ставки процента вызвал эффект полного вытеснения инвестиций. Последствия кредитно-денежной экспансии:

В итоге выпуск, ставка процента и реальное предложение денег не меняются, а меняются лишь номинальные переменные: номинальное предложение денег и уровень цен, причем они растут в одинаковой пропорции, то есть уровень цен пропорционален денежной массе.

Вывод: кредитно-денежная политика при классической кривой совокупного спроса приводит к изменению лишь номинальных переменных, но не влияет на реальные переменные.

Фискальная и кредитная - денежная политика при альтернативных предположениях относительно вида кривых совокупного предложения

  • Случай кривой совокупного предложения с положительным наклоном.

Для определенности рассмотрим неокейнсианскую кривую совокупного предложения. Последствия фискальной экспансии (см. Рис. 4).

Фискальная и кредитная - денежная политика при альтернативных предположениях относительно вида кривых совокупного предложения

Последствия кредитно-денежной экспансии (см. Рис. 5). А. Краткосрочные:

Фискальная и кредитная - денежная политика при альтернативных предположениях относительно вида кривых совокупного предложения

Макроэкономическая политика при рациональных ожиданиях

Кривую совокупного спроса получим из уравнения количественной теории денег , прологарифмировав левую и правую часть и обозначив логарифмы переменных соответствующими прописными буквами (например, ):

Фискальная и кредитная - денежная политика при альтернативных предположениях относительно вида кривых совокупного предложения

Прологарифмировав кривую совокупного спроса Лукаса:

Фискальная и кредитная - денежная политика при альтернативных предположениях относительно вида кривых совокупного предложения

Фискальная и кредитная - денежная политика при альтернативных предположениях относительно вида кривых совокупного предложения

Фискальная и кредитная - денежная политика при альтернативных предположениях относительно вида кривых совокупного предложения

Равновесие в экономике определяется равенством совокупного спроса и совокупного предложения:

Фискальная и кредитная - денежная политика при альтернативных предположениях относительно вида кривых совокупного предложения

откуда находим равновесный вектор цен:

Фискальная и кредитная - денежная политика при альтернативных предположениях относительно вида кривых совокупного предложения

Предположим, что у агентов нет точной информации относительно денежной массы . Даже при рациональных ожиданиях фактическое значение может не соответствовать ожидаемому в силу непредвиденных изменений в политике правительства:

Фискальная и кредитная - денежная политика при альтернативных предположениях относительно вида кривых совокупного предложения

Фискальная и кредитная - денежная политика при альтернативных предположениях относительно вида кривых совокупного предложения

где — ошибка в ожиданиях агентов относительно предложения денег, причем будем считать, что

математическое ожидание ошибки равно нулю (то есть, в среднем прогноз корректен). Подставив (4) в (3), получим:

Фискальная и кредитная - денежная политика при альтернативных предположениях относительно вида кривых совокупного предложения

Фискальная и кредитная - денежная политика при альтернативных предположениях относительно вида кривых совокупного предложения

Рациональные ожидания формируются согласно соотношению (5). Поэтому подставим в (5) вместо фактического уровня цен ожидаемый уровень цен с учетом нулевого матожидания для имеем:

Фискальная и кредитная - денежная политика при альтернативных предположениях относительно вида кривых совокупного предложения

Решим уравнение (6) относительно ожидаемого уровня цен:

Фискальная и кредитная - денежная политика при альтернативных предположениях относительно вида кривых совокупного предложения

Подставляем полученные ожидания обратно в выражение для равновесного уровня цен (в условие 5) и находим:

Фискальная и кредитная - денежная политика при альтернативных предположениях относительно вида кривых совокупного предложения

Подставив найденный уровень цен, например, в функцию совокупного спроса, мы найдем равновесный выпуск:

Фискальная и кредитная - денежная политика при альтернативных предположениях относительно вида кривых совокупного предложения

Последствия денежно-кредитной экспансии при рациональных ожиданиях

А. Ожидаемое увеличение денежной массы:

и, как следует из соотношений (8) и (9) уровень цен вырастет , а выпуск останется на уровне полной занятости: .

Б. Непредвиденный рост денежной массы:

Фискальная и кредитная - денежная политика при альтернативных предположениях относительно вида кривых совокупного предложения

и вырастет не только уровень цен, но и выпуск:

Фискальная и кредитная - денежная политика при альтернативных предположениях относительно вида кривых совокупного предложения

Вывод: при рациональных ожиданиях предвиденная экономическая политика не влияет на реальные переменные (в том числе на выпуск) и лишь неожиданные (непредвиденные) изменения оказывают влияние на реальные переменные. Это утверждение носит названия утверждения о неэффективности экономической политики.

Эта лекция взята со страницы помощи по макроэкономике:

Возможно эти страницы вам будут полезны:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

16.2.1. Функция предложения денег и факторы, ее определяющие. Тактические цели денежно-кредитной политики и виды кривой предложения денег.

Предложение денег – находящаяся в обращении денежная масса, т. е. все те деньги, которые покинули банковскую систему и находятся на руках и счетах публики.

В краткосрочном периоде величина денежной массы в стране, т. е. предложение денег, есть величина фиксированная. В этой связи кривая предложения денег, характеризующая зависимость предложение денег от ставки процента, есть вертикальная прямая (рис. 16.8).

Экономическая теория: учебник

Рис. 16.8. Кривая предложения денег.

В ряде случаев, когда наблюдается чувствительность публики к колебаниям номинальной процентной ставки, а также когда коммерческие банки реагируют на изменение ставки процента, то кривая предложения денег может быть возрастающей функцией, но вероятность наступления этого события невелика.

В долгосрочном периоде форма кривой предложения денег, характеризующая зависимость объема денежной массы в стране от цены денег (процентной ставки), зависит от тактических целей Центрального банка (ЦБ).

Тактические цели ЦБ характеризуют намерения банка каким-либо образом реагировать на изменение спроса на деньги.

1. Кривая предложения денег в условиях жесткой политики (рис. 16.9).

Экономическая теория: учебник

Рис. 16.9. Кривая предложения денег в условиях жесткой политики.

Если тактической целью ЦБ является сохранение неизменности денежной массы (М) при изменении спроса на деньги, то кривая предложения денег в долгосрочном периоде будет вертикальна. В данном случае говорится о жесткой кредитной политике.

Такая политика проводится тогда, когда ЦБ считает, что изменение спроса на деньги связано с изменением уровня цен (р) и для сдерживания инфляции необходимо держать неизменный объем денежной массы. В результате рост спроса на деньги предопределит увеличение ставки процента.

2. Кривая предложения денег в условиях гибкой политики (рис. 16.10).

Экономическая теория: учебник

Рис. 16.10. Кривая предложения денег в условиях гибкой политики.

Если целью ЦБ является сохранение неизменной цены денег (ставки процента i), то в ответ на изменение спроса на деньги банк будет изменять предложение денег. В данном случае кривая предложения денег в долгосрочном периоде будет горизонтальна. В такой ситуации ЦБ проводит гибкую политику.

Данная политика имеет место в том случае, если правительство считает, что рост спроса на деньги связан с инвестиционной программой, направленной на рост реального национального дохода, и для того, чтобы подъем экономики продолжался, необходимо поддерживать неизменной низкую ставку процента.

3. Кривая предложения денег в условиях промежуточной политики (рис. 16.11).

Экономическая теория: учебник

Рис. 16.11. Кривая предложения денег в условиях промежуточной политики.

Если тактической целью ЦБ является сохранение определенных темпов роста денежной массы в ответ на изменение спроса на деньги, то ЦБ при увеличении спроса на деньги увеличивает денежную массу, но в меньшей мере, чем это необходимо для поддержания неизменной ставки процента.

В этом случае кривая предложения денег в долгосрочном периоде будет иметь положительный наклон. Эта политика носит название «промежуточная» и может быть применена в том случае, если изменение спроса на деньги порождается изменением скорости обращения денег и ростом национального дохода.

Изменить денежную массу в стране ЦБ может либо путем изменения денежной базы, что является действием предпочтительным, либо в результате воздействия на величину денежного мультипликатора.

Основными инструментами влияния на денежную массу являются:

• проведение операций на открытом рынке (продажа-покупка ценных бумаг). Если ЦБ продает ценные бумаги, то он уменьшает денежную массу;

• эмиссия наличных денег;

• воздействие на денежный мультипликатор через изменение учетной ставки и нормы обязательных резервов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: