Сколько кредитов у россии

Обновлено: 03.10.2022

Рекордные долги граждан перед банками превышают размер федерального бюджета.

Еще во второй половине 2021 года по множеству данных государства и частного сектора стало понятно, что россияне перестали справляться с ростом цен и инфляцией собственными силами.

За 2021 году в стране быстро и круто подорожало практически всё. (Стройматериалы - в несколько раз. Продукты питания - на десятки процентов, по некоторым направлениям - на порядок). Поэтому, чтобы удовлетворять свои минимальные нужды, граждане занимают у банков и МФО (микрофинансовых организаций) всё больше и больше денег.

Итоговые цифры по отношениям населения и банков в 2021 году выглядят пугающими

  • В одном только декабре 2021 года россияне открыли рекордное количество кредитных карт – более 2 миллионов (!) единиц. Всего же по итогам года объем выдачи новых кредитных карт вырос на 50% .
  • В виде кредитов наличными банки в РФ выдали населению в 2021 году рекордные 6,9 трлн рублей. Это на 37% больше , чем годом ранее.
  • Общий долг физлиц перед банками превысил размер федерального бюджета и почти сравнялся с суммой депозитов на рублевых счетах (26,14 трлн рублей).

Если это "успехи развития экономики", то точно не для всех

Отдельное направление в этой безудержной гонке погружения в трясину долгов - ипотека.

С одной стороны, ипотека - удобный инструмент для человека. Она позволяет быстро решить "квартирный вопрос", а не копить на жилье годами и десятилетиями, проживая с родителями (или детьми, разведенными супругами, родственниками, в ветхом фонде и т.п.) и доводя отношения с ними "до цугундера".

С другой стороны, ипотека - это всё тот же кредит. Только очень длительный, пусть и сравнительно дешевый.

И потому с одной стороны можно порадоваться за сограждан, которые решили свои жилищные задачи благодаря ипотеке. А заодно порадоваться и за строительную индустрию, которая эти ипотечные деньги тоже в себе аккумулировала.

Только по льготной и семейной ипотеке россияне взяли за 2021 год почти 1 млн кредитов на общую сумму в 3 триллиона рублей.

А в целом масштаб займов еще больше. Уже за январь-октябрь-2021 банки выдали ипотечные кредиты на сумму 4,28 трлн рублей – и это уже было больше, чем за весь 2020-й год или любой другой (!) предыдущий год.

Одним словом, общая закредитованность россиян очень сильно и быстро растет. Особенно резко она рванула в 2021 году.

(И это мы еще не касаемся темы займов россиян в микрофинансовых организациях, которые дают в долг под грабительские 365% годовых)

Вместе с закредитованностью, что логично, растут и просроченные долги с безнадежными кредитами.

В сентябре СМИ писали, что просроченные долги населения перед банками достигли рекордной суммы почти в триллион рублей .

В этой связи уже не удивительно, что реклама "поможем обанкротиться" или "Долги, проблемы на работе? Приходите - обанкротим" теперь крутится по ТВ, радио и в интернете едва ли не чаще, чем разная другая реклама.

Даже по данным Росстата примерно две трети роста своих расходов в 2021 году россияне оплатили "в долг".

Еще хуже то, что за деньгами в банки все чаще стали обращаются те, у кого велик риск вообще никогда не расплатиться.
Так, в III квартале 2021 года 31% всех выданных кредитов получили заемщики, которым нужно отдавать банку более 80% своих официальных доходов.

Разумеется, самое вульгарное объяснение ситуации, которое выдаст любой "диванный аналитик" (особенно тот, что радуется жизни с огромной бюджетной зарплатой или пенсией) - такое, что люди, мол, "сами дураки, раз берут кредиты".

Но люди в РФ как раз не дураки, а просто выживают как умеют. В том числе потому, что дорожает всё с 2014 года постоянно и быстро, а зарплаты и доходы среднего гражданина тащатся за этим ростом как полудохлая лошадь, которая к тому же то и дело останавливается.

Манипуляторы любят кидаться скриншотами по статистике покупок роскошных автомобилей в России, по суммам трат россиян на новые айфоны или по тому, как россияне штурмуют курорты Краснодарского края.
(* А штурмуют они их по той простой причине, что многие заграничные направления ограничениями по сути закрыты и даже людям, у которых с деньгами нормально, отдыхать и путешествовать кроме России стало фактически негде).

Но от того, что 1% населения в новогодние праздники прибыл "потусить" в Сочи, общий уровень благосостояния не вырос. Ничтожная доля населения как покупала роскошные "бентли" и "мерсы", так и будет покупать их дальше, несмотря на любые кризисы. К доходам обычных людей вся эта ярмарка тщеславия не имеет никакого отношения.

При этом, как уже стало понятно всем, сама структура экономики и собственности в стране сейчас устроена таким образом, что результаты экономического роста (а он есть!), работы промышленности и общего развития экономики достаются очень небольшой группе людей . Богатые богатеют, бедные беднеют. Неравенство в России, и без того высокое, лишь увеличивается.

Так что простые люди уже давно берут кредиты не на смартфоны или дурацкие траты (хотя и такие кредиты тоже есть). Но и потому, что надо лечиться самим и лечить детей и родителей.

Надо чинить машину, которая не роскошь, а средство заработка.
Надо покупать самую базовую технику взамен той, что сломалась.
Ведь без нового смартфона прожить можно. А вот без холодильника, плиты или стиральной машины - нет. Без кондиционера во многих регионах в нашу эпоху изменения климата уже практически невозможно пережить лето. Или без водонагревателя, например, поскольку в прекрасной развивающейся России каждое лето миллионам граждан то и дело выключают горячую воду.

Разница между рублевыми вкладами депозитами и кредитами - то есть, так называемые "чистые сбережения" в национальной валюте - сократились к концу осени до 1,5 триллиона рублей. Это минимум с 2008 года.

Для сравнения: в январе 2021 года эта сумма была 5,9 трлн рублей. То есть, почти в 4 раза выше .

По некоторым подсчетам уже почти три четверти трудоспособных россиян увязли в кредитах. В долговой кабале перед банками уже примерно 45 миллионов человек.

Госдолг показывает, сколько на текущий момент страна должна внешним и внутренним кредиторам. Основное значение имеет долг, номинированный в иностранной валюте: печальный опыт многих государств, в том числе и Российской Федерации, показывает, что его безудержное разрастание может привести к серьёзным проблемам как для страны в целом, так и для её жителей и предприятий.

Зачем анализировать, кому и сколько должна Россия

Внешний долг является одним из ключевых макроэкономических показателей для любой страны. Анализ динамики и величины госдолга позволяет определить устойчивость государственных финансов. Особенно опасен внешний долг, платежи по которому должны совершаться в иностранной валюте. Если её по каким-то причинам недостаточно, то финансовые власти могут:

    попробовать рефинансировать госдолг, что приведёт к росту затрат на обслуживание долговой нагрузки из-за переоценки рисков инвесторами;

Также проблемы с госдолгом отрицательно влияют и на многие компании, базирующиеся в стране-эмитенте. Колебания на валютном рынке, повышение стоимости заёмных средств, снижение кредитных рейтингов — вот лишь неполный перечень возникающих трудностей.

Основные параметры внешнего долга России

По данным Центробанка, по итогам первого полугодия 2020 г. общий объём внешнего долга России составил 481,5 млрд долл. Из этой суммы почти 55% пришлось на частный сектор, а 45% — на госсектор, в его расширенном понимании. Для сравнения, национальный госдолг США на конец 2020 г. превысил 27 трлн долл.

По методологии ЦБ к расширенному госсектору относятся:

  • Центробанк;
  • органы государственного управления;
  • банки и компании, в которых государство косвенно и напрямую контролирует 50 и более процентов акций.

Рис. 1. Структура внешнего долга России по секторам (млн долл.). Источник: сайт ЦБ

При более детальном анализе данных ЦБ по отраслям видно, что наиболее высокая долговая нагрузка у небанковского частного сектора — почти половина всего внешнего долга.

01.07.2015

01.07.2020

Динамика

Доля в 2015

Доля в 2020

Госсектор в расширенном определении

276 958

216 041

-60 917

49,8%

44,9%

Частный сектор

279 382

265 531

-13 851

50,2%

55,1%

Итого

-74 768

Рис. 2. Структура и динамика внешнего долга России (млн долл.). Источник: данные ЦБ

При рассмотрении динамики внешнего долга видна тенденция к снижению: по результатам пятилетнего периода он уменьшился почти на 75 млрд долл., в основном за счёт государственного банковского сектора.

Что касается сроков выплат, то на краткосрочные обязательства приходится лишь 14% долга, что делает российских должников более устойчивыми к рыночным колебаниям. С другой стороны, это уменьшает их гибкость, мешая воспользоваться снижением стоимости краткосрочных займов.

Рис. 3. Структура внешнего долга России по срокам (млн долл.). Источник: сайт ЦБ

Хорошо структурирован внешний долг и по видам валют: почти треть номинирована в рублёвых инструментах, что снижает зависимость России от колебаний на валютном рынке.

Рис. 4. Структура внешнего долга по видам валют. Источник: сайт ЦБ

В остальных валютах продолжает доминировать доллар. Несмотря на политическую риторику, на номинированные в нём инструменты приходится почти половина внешнего долга России.

Качественные показатели госдолга России

По основным макроэкономическим показателям, иллюстрирующим зависимость экономики от внешних долгов, ситуация оптимальна. Практически ни один из коэффициентов не находится в «красной зоне».

Коэффициент

Внешний долг/ВВП, %

Внешний долг/Годовой экспорт

Международные резервы/платежи по внешнему долгу

Внешний долг на душу населения, долл.

для низкого риска

для низкого риска

Рис. 5. Показатели качества долговой нагрузки РФ на 01.07.20. Источник: данные ЦБ

При анализе госдолга наблюдается разница в данных между ЦБ и Минфином, которая объясняется тем, что последний рассматривает госдолг в более узком смысле. В силу этого его значение, по данным Минфина, на начало второго полугодия 2020 г. составляет почти 51 млрд долл.

Также, несмотря на всю значимость внешнего госдолга, нужно помнить и про внутренний, составивший на начало ноября 2020 г. более 13,9 трлн руб., то есть за год он увеличился почти на 3,25 трлн.

Рис. 6. Тенденции развития госдолга (млрд руб.). Источник: доклад Минфина по бюджетной политике

Даже при планируемом умеренном увеличении госдолга из-за проблем на нефтегазовом рынке и ситуации с COVID-19 его отношение к ВВП не является критичным. Для сравнения, у стран с развитой экономикой в среднем данное отношение составляет 105,3%; а у стран с формирующимся рынком и средним уровнем дохода — 52,6%.

Высокие показатели качества долговой нагрузки РФ приводят к тому, что по классификации крупнейших рейтинговых агентств уровень надёжности её долговых обязательств достигает инвестиционного класса.

Рейтинговое агентство

Класс РФ

Место в классификации

S&P Global Ratings

Рис. 7. Кредитные рейтинги Российской Федерации. Источники: сайты Минфина и рейтинговых агентств

Более высокому рейтингу мешают риски новых санкций и продолжающаяся высокая зависимость страны от нефтегазового сектора.

Итак, несмотря на долгосрочные потенциальные риски по выплате госдолга России, в настоящее время его количественные и качественные показатели далеки от критических значений. Поэтому инвесторам можно обратить внимание на государственные облигации, о которых мы уже писали в «Открытом журнале».

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Для оформления продукта необходим брокерский счёт

проект «Открытие Инвестиции»

Открыть брокерский счёт

Тренировка на учебном счёте

Об «Открытие Инвестиции»

Москва, ул. Летниковская,
д. 2, стр. 4

8 800 500 99 66

Согласие на обработку персональных данных

Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 г. (без ограничения срока действия).

ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

1 июня 2021 г. Счётная палата РФ представила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за I квартал 2021 г. , в котором обозначила, что государственный долг России по состоянию на 1 апреля 2021 г. вырос на 3,6%, достигнув 19,7 трлн руб., и составил 17% прогнозируемого объёма ВВП. Однако этот показатель по-прежнему остаётся одним из самых низких в мире.

В этой статье мы рассмотрим, почему продолжает расти мировой госдолг и как России удаётся сохранять низкий уровень долговой нагрузки.

Динамика российского государственного долга (отношение к ВВП)

Государственный долг — это долговые обязательства государства, используемые для покрытия дефицита бюджета.

В зависимости от кредиторов различают внешний и внутренний долг.

Внешний долг — это обязательства перед другими государствами, международными организациями и другими субъектами международного права. Например, кредиты, выданные международными кредиторами, задолженность по внешнеторговым операциям бюджетных организаций страны.

Внутренний долг — это когда кредиторами являются резиденты субъекта-заёмщика. Например, долг по государственным ценным бумагам (ОФЗ), кредиты, выданные государству кредитными организациями, гарантии государства по ценным бумагам, выпущенным акционерными обществами.

Последнее десятилетие государственный долг РФ планомерно растёт. Резкий скачок госдолга произошёл после замедления темпов российской экономики начиная с 2014 г. Это связано с ухудшением мировой рыночной конъюнктуры и введением санкций со стороны США и ЕС против России, а также, как следствие, исчерпанием резервов и необходимостью финансировать дефицит федерального бюджета.

По данным Счётной палаты РФ внутренний долг России вырос на 45% — до 14,7 трлн руб. в основном за счёт увеличения объёма долга по ОФЗ-ПК в 2,7 раза, по ОФЗ-ПД в 1,3 раза и по ОФЗ-ИН в 1,5 раза. С марта 2020 г. Минфин России разместил ОФЗ почти на 5,5 трлн руб. Таким образом, долг по ОФЗ за год — с марта 2020 по март 2021 г. вырос на 4,7 трлн руб.

Внешний долг увеличился на 23% — до 4,2 трлн руб. В структуре внешнего государственного долга большую долю занимает долг по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте (около 70%), и по государственным гарантиям РФ в иностранной валюте (около 30%).

Динамика государственного долга РФ, трлн руб.

*по состоянию на 1 января каждого года Рис. 1. Источник: Минфин России и Федеральное казначейство

Чтобы объективно оценить, перекрывают ли доходы государства долги, государственную задолженность сравнивают с ВВП. Чем выше показатель, тем труднее государству погасить свою задолженность. Низкий процент госдолга к ВВП говорит о наличии достаточного уровня экономической продукции для покрытия всех обязательств.

По состоянию на 1 апреля 2021 г. отношение госдолга РФ к прогнозируемому уровню ВВП составило 17%. Это немного ниже, чем в конце кризисного 2020 г., однако выше уровня 2019 г. Хотя отношение российского государственного долга к ВВП последние несколько лет растёт, этот показатель остаётся одним из самых низких в мире.

Отношение государственного долга РФ к ВВП, %

Рис. 2. Источник: Федеральное казначейство

На основании долговой нагрузки стране присуждается рейтинг: чем он выше, тем более привлекательна страна для инвестиций. Отношение госдолга к ВВП ниже 30% говорит о низком уровне рисков.

Почему вырос госдолг в I квартале 2021 года?

По данным Счётной палаты РФ за I квартал 2021 г., государственный долг России вырос на 3,6% — до 19,7 трлн руб., составив 17% от прогнозируемого объёма ВВП. Это произошло за счёт увеличения внутреннего долга на 4,6% — до 15,4 трлн руб., доля которого составляет 78,4% в структуре российского госдолга. Рост внутреннего госдолга обусловлен увеличением обязательств по государственным ценным бумагам (ОФЗ).

Объём долга по ОФЗ-ПД со сроком погашения в 2021–2044 гг. вырос на 8,7%, составив почти 60% в структуре внутреннего долга. Объём долга по ОФЗ-ИН со сроком погашения в 2023–2030 гг. вырос на 14,3% (доля в структуре внутреннего долга — 4%). Дело в том, что в начале 2021 г. доходность по ОФЗ, как с длинными, так и с короткими сроками погашения, увеличилась из-за негативного влияния возросшей доходности на американском рынке. Это обусловлено ростом инфляционных ожиданий в США и санкциями в отношении российского госдолга, введёнными в апреле 2021 г., что отразилось на международных финансовых рынках.

Структура внутреннего долга России на 1 апреля 2021 г.,%

Рис. 3. Источник: Счётная палата РФ

Внешний долг, наоборот, сократился на 1,4% — до 4,2 трлн руб., на его долю в общей структуре госдолга приходится 21,6%.

При этом расходы бюджета РФ на обслуживание госдолга за I квартал выросли на 39% — до 2,38 трлн руб., по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.

Динамика расходов на обслуживание госдолга РФ, млрд руб.

Рис. 4. Источник: Счётная палата РФ

Государственный долг в других странах

По итогам 2020 г. почти во всех странах был зафиксирован рост государственного долга, что вызвано необходимостью привлекать дополнительные финансовые ресурсы на борьбу с пандемией коронавируса. Наиболее сильный рост зафиксирован в развитых странах, таких как США, Япония, Германия.

Самый высокий уровень отношения госдолга к ВВП в последние несколько лет наблюдается в Японии (273,1%), США (132,8%), Бразилии (98,4%), Индии (86,6%), Германии (70,3%).

Япония начала «копить» долги ещё с 90-х гг., при этом являясь самым большим мировым кредитором. США — с 2007 г., и сегодня это самый большой должник в мире. Обе страны начали увеличивать долги именно в период кризиса, скупая более дешёвые активы для поддержания своей экономики.

Всемирный банк определяет пороговую величину для государственного долга на уровне 77% ВВП.

Отношение государственного долга к ВВП в некоторых развитых и развивающихся странах по итогам 2020 г., %

*по России данные МВФ немного разнятся, так как у МВФ другая методика расчёта госдолга Рис. 5. Источник: МВФ

*по России данные МВФ немного разнятся, так как у МВФ другая методика расчёта госдолга
Рис. 5. Источник: МВФ

По итогам I квартала 2021 г. на фоне повышения инфляции и роста доходности на американском рынке центральные банки многих стран были вынуждены повысить ключевые ставки для сдерживания внутренней инфляции. Повышение ключевых ставок, а также пессимистичные санкционные и инфляционные ожидания привели к росту доходности по ОФЗ.

По прогнозам МВФ , государственный долг развитых стран продолжит расти до конца 2021 г., что обусловлено необходимостью восстановления экономики после 2020 г.

Почему у России низкий уровень госдолга и будет ли он расти?

Прогнозы Минфина России по поводу государственного долга достаточно оптимистичны. Нефтегазовые доходы начинают восстанавливаться, что означает пополнение доходной части федерального бюджета. В марте 2021 г. Минфин России объявил о сокращении программы займов на 2021 г. Нефтегазовые доходы — это одна из основных причин, почему РФ удаётся сохранять низкий уровень долга.

Кроме того, Россия располагает значительным объёмом ликвидных активов, в виде средств Фонда национального благосостояния, и механизмами, благодаря которым эти резервы могут обеспечить российский рынок ликвидностью для финансирования внутреннего долга.

В конце 2019 г. российский чистый долг имел отрицательное значение, то есть резервы, которыми располагало государство, превысили величину государственного долга. Из-за пандемии коронавируса в конце 2020 г. чистый долг снова стал положительным, так как потребовались займы на поддержку экономики.

Банк России постепенно ужесточает монетарную политику, планируя повышать ключевую ставку ещё минимум два года. Это может создавать более привлекательные условия для новых инвесторов, ведь в остальных странах наблюдается низкий уровень процентных ставок.

На сегодняшний день государственный долг РФ находится на устойчиво низком уровне и, несмотря на рост из-за оттока иностранного капитала, не представляет угрозы для российской экономики.

2021: Россия увеличила на 50% выдачу кредитов другим странам

По итогам 2021 года выдача межправительственных экспортных кредитов Россией достигла 318 млрд рублей, что на 100 млрд рублей, или на 50%, больше в сравнении с предыдущим годом. Об этом свидетельствуют данные Федерального казначейства.

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на обнародованные ведомством статистику, в 2021 году в долларах Россия прокредитовала другие страны на $4,3 млрд (по среднему за 2021 год курсу ЦБ в 73,7 руб./$). Более высокий показатель был зафиксирован 10 лет назад - в 2012 году Россия выдала займов на сумму $4,7 млрд (по курсу 31 руб./$).



В публикации отмечается, что в рублевом выражении Россия в 2021 году выдала рекордный объем межправительственных экспортных кредитов, прежде сумма таких займов за год редко превышала 200 млрд рублей.

Согласно закону о бюджете, в 2021 году было запланировано предоставление финансовых и экспортных госкредитов на 355 млрд рублей. Страны-заемщики в 2021 году вернули РФ долги на сумму 205 млрд рублей. Традиционно сумма выдачи Россией займов превышает возврат. Исключением за последнее десятилетие был лишь 2019 год, когда иностранные правительства вернули больше кредитов, чем получили, - такая ситуация возникла впервые с 2010 года. По данным Федерального казначейства, заемщики выплатили РФ 250 млрд рублей в 2019 году, тогда как в долг было предоставлено 215 млрд рублей.

Выдача межправительственных кредитов другим государствам — это нормальная практика, стимулирующая в том числе российскую экономику, сказал «Известиям» депутат Госдумы Айрат Фаррахов. По его словам, как правило, финансирование предоставляется под закупку российского оборудования или услуг — например, для совместного строительства АЭС. В целом он поддерживает межправительственное кредитование из российского бюджета, поскольку это действенный инструмент конкуренции на зарубежных рынках. [1]

2020: Названы больше всех задолжавшие России страны

Суверенная задолженность развивающихся стран перед Россией по итогам 2020 года составила $27,3 млрд против $25,2 млрд годом ранее. Портфель межгосударственных кредитов в сравнении этих периодов увеличились на 8%, или на $2,1 млрд. Об этом свидетельствуют данные Всемирного банка, обнародованные в январе 2022 года.

Крупнейшим должником по итогам 2020 года стала Белоруссия с обязательствами в $8,3 млрд. Следом идут Бангладеш, Венесуэла, Индия и Вьетнам. Украина с задолженностью в $600 млн занимает девятое место.



Больше всех в 2020 году сократили объем обязательств Вьетнам (на 10% до $1,5 млрд) и Сомали (на 19% до $755 млн). Россия занимает пятое место среди крупнейших суверенных кредиторов развивающихся стран (первое — у Китая).

По словам источника «Ведомостей», в сфере военно-технического сотрудничества, рост задолженности Индии и Бангладеш, очевидно, связан с увеличением объема работ по возведению АЭС в этих странах, поскольку Индии вооружение в счет кредита не поставляют, а поставки вооружений по кредиту Бангладеш в основном завершены.

Минфин России информацию о межправкредитах не раскрывает — страны-заемщики, а также цели кредитов в большинстве случаев засекречиваются; тем не менее иногда такие сделки анонсируются публично. Издание отмечает, что, согласно официальным данным, межгосударственные кредиты, как правило, предоставляются иностранным заемщикам на закупку российской продукции, прежде всего оборонной, или на оплату услуг по строительству атомных электростанций. [2]

2019: Страны с крупнейшими долгами перед Россией

В марте 2021 года Всемирный банк (ВБ) опубликовал доклад, посвященный двусторонней задолженности развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Россией.

По данным ВБ, к концу 2019 года по двусторонним займам около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 млрд. Речь идет как о долгах государств, так и о долгах юрлиц, гарантированных государствами.

Самым крупным должником РФ на конец 2019 года оказалась Белоруссия ($8,1 млрд). Затем идут Бангладеш, Венесуэла, Вьетнам, Йемен и Индия. Каждая из этих стран должна России более $1 млрд. Часть из этих долгов остается еще с начала 1990-х годов.



Задолженность африканских стран (не считая Египта) перед Россией составила $973 млн на конец 2019 года. Это Сомали ($418 млн), а также Мозамбик, Эфиопия, Мадагаскар, Замбия, Судан и Танзания. В основном эти страны брали кредиты еще у СССР, но есть и новые российские кредиты — у Замбии и Мозамбика, сказано в статистике Всемирного банка.

В целом Россия занимает пятое место среди крупнейших стран — кредиторов развивающихся стран. Лидером здесь является Китай, предоставивший средства в размере $149 млрд. За ним следуют Япония, Германия и Франция.



Министерство финансов РФ, отвечающее за кредиты другим странам, не публикует информацию о должниках России: каждый год программу государственных кредитов описывают в секретных приложениях к федеральному бюджету, отмечает РБК.

Россия с 1990-х годов реструктурировала часть советских долгов таким странам, как Вьетнам, Йемен, Куба, Индия. После распада СССР Российская Федерация заключила соглашения с 11 бывшими советскими республиками о принятии на себя ответственности за погашение внешнего долга Советского Союза в обмен на все бывшие активы СССР за рубежом, в том числе права требования по внешним долгам. [3]



Среди стран членов «большой восьмерки» к 2019 году Россия стала лидером по количеству списанных долгов.

Самые большие должники:

  • Куба ($31,7 млрд.). В 2014 года российское правительство списало 90% из суммы долга в 35,2 млрд. долларов.
  • Ирак ($21,5 млрд.) Россия списывала долги этой стране дважды – в 2004 году $9,5 млрд. из $10,5 млрд. и в 2008 $12 млрд. из $12,9 млрд. Второе списание произведено уже по новому долгу современной России, в надежде, что будут учтены интересы российских компаний в Ираке.

2017: Задолженность стран перед РФ $27 млрд

Всего на сентябрь 2019 года 17 стран мира являются должниками России с общей суммой долга в почти 27 млрд долларов.



На первом месте Белоруссия с 7.6 млрд долларов, Украина и Венесуэла с 3.7 и 3.5 млрд, Куба 3.2 а так же Бангладеш 2 млрд.

Согласно данным Федерального казначейства по исполнению бюджета, заемщики выплатили в 2019 году 250 миллиардов рублей, в то время как Москва дала в долг 215 миллиардов рублей. В последний раз положительная разница отмечалась в 2010 году, когда России вернули 53 миллиарда рублей, а она предоставила в долг 14 миллиардов рублей. Кроме того, в 2019 году сумма погашенных долгов стала рекордной за десятилетие. Предыдущий рекорд отмечался в 2018 году, тогда в бюджет было возвращено 133 миллиарда рублей.

Всего с 2010 года Россия выдала займы другим странам на 1,3 триллиона рублей, из которых вернула 800 миллиардов рублей.

Одна тридцатая (должны нам) против трети триллиона (должны мы). Госдолг не в нашу пользу – но всё не так просто

Раскрыта информация о долгах государств друг перед другом. Россия в списке.

Не так давно – помните? – мы «простили» нескольким африканским странам совокупный долг на сумму $20 миллиардов. Немало, немало в результате на головы принявших такое решение вылилось гнева, сарказма и прочего неудовольствия. Лейтмотивом было излюбленное наше: «доколе?», а причиной, если вникнуть в суть – закрытость информации о том, сколько и кому должны мы, сколько и кто должен нам. На днях вопрос такой «закрытости» решён.

Забавно то, что этот давно назревший вопрос информационной прозрачности достаточно невинной проблемы закрыт не отечественными структурами, отвечающими в том числе за снятие напряжённости в обществе и поддержание нормального имиджа финансовой политики государства.

Вместо наших постаралась вовсе не российская – а совсем даже прозападная контора под названием Всемирный банк (тот самый, что не так давно прославился рекомендациями России по части «углубления реформ», как они это понимают – читайте «Банки сегодня» от 28.01.2021).

«Прорыв информационной блокады!» Шутка.

Как-то незаметно прошла в СМИ информация о довольно примечательном событии: Всемирный банк впервые представил данные о двусторонней задолженности подавляющего большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией и Российской Федерации.

Примечательно в этом событии вот что. До последнего времени любая информация о долгах нам или о долгах наших предоставлялась не всегда в полном объёме и далеко не всегда эта информация была свежей. Да и кто её мог предоставлять? Центробанк, например, к этой информации отношения никакого не имеет, как и министерство иностранных дел (в одной из статей именно к этим структурам её автор обращал вопрос о долгах России и перед Россией).

Минфин России, отвечающий за кредиты иностранным государствам, такой информации не публикует: программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету. Вот что можно узнать на сайте Минфина РФ в рубрике «внешний государственный долг РФ»:

  • Нормативно-правовая база
  • График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств
  • Структура долга
  • Выпуски облигаций внешних и внутренних облигационных займов Российской Федерации, размещенные на международном рынке капитала
  • Глоссарий
  • О программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на … год (имеется в виду очередной перспективный год-авт.)

И всё. Но вот теперь граждане России могут узнать, кто и сколько должен нам, кому и сколько должны мы. Есть предположения, что Всемирный банк планирует предоставлять такую информацию ежегодно.

Кто и сколько должен нам

Итак, по данным Всемирного банка, на конец 2019 года около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 миллиарда по двусторонним займам: это либо долги государств, либо долги юридических лиц, гарантированные государствами.

В списке крупнейших заёмщиков – суверенных должников России – Белоруссия, Венесуэла, Бангладеш, Вьетнам, Йемен, Сирия.

Россия занимает пятое место в списке крупнейших суверенных кредиторов для развивающихся стран (данные Всемирного банка). К слову, больше всех в мире дал взаймы Китай, прокредитовавший развивающихся заемщиков на $149 миллиардов.

РБК констатирует: «…данные о долговых обязательствах основаны на отчётности, которую министерства финансов развивающихся стран передают во Всемирный банк. Однако, по его словам, около 5 процентов всего объёма двусторонней задолженности развивающихся государств не распределено по странам-кредиторам. Кроме того, в списке заёмщиков России от Всемирного банка нет Ирака и Кубы – их задолженность перед Россией в конце 2018 года могла достигать почти $4 миллиарда»

Крупнейший государственный должник России – Белоруссия с $8,1 миллиарда на конец 2019 года («сумма совпадает с той, которую Минфин Белоруссии раскрывал в проспекте своих еврооблигаций в июне 2020 года» – РБК). В конце 2020 года было подписано межправительственное соглашение о предоставлении Минску ещё $1 миллиарда российского кредита.


Более $1 млрд на конец 2019 года была должна России каждая из стран: Бангладеш, Венесуэла, Индия, Вьетнам и Йемен, следует из данных Всемирного банка. «Бангладеш является бенефициаром экспортных кредитов России на постройку атомной электростанции (АЭС), строящейся с 2017 года. При экспортном кредите «живых» денег страна-бенефициар не видит: они идут на оплату поставок, услуг или работ российских экспортеров» (данные РБК). По информации Всемирного банка, в 2019 году появился двусторонний долг Египта перед Россией на сумму $495,5 миллиона.

Задолженность африканских стран (не считая Египта) перед Россией составила $973 миллиона на конец 2019 года. Это Сомали ($418 миллионов), а также Мозамбик, Эфиопия, Мадагаскар, Замбия, Судан и Танзания. Этим странам их долг, по имеющимся данным, нами пока не списан. В основном они брали кредиты еще у СССР, но есть и новые российские кредиты – у Замбии и Мозамбика, видно из статистики Всемирного банка.

Кому и сколько должны мы

По официальным данным Минфина, внешний долг России на 2021 год составляет почти $56,8 миллиарда.

Известно, что Россия за последние 20 лет простила своим должникам около $140 миллиардов. Нашей стране как правопреемнице СССР, прежде всего отвечающей за долги бывшего Союза, не простили ни копейки. По крайней мере, об этом ничего не известно.

Самый заметный долг Советского Союза – это обязательства перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Кроме этого – задолженности СССР перед странами бывшего Совета по экономической взаимопомощи (СЭВ), и некоторые другие – всё перед бывшими социалистическими друзьями.

В конце 1991 года между республиками Советского Союза был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга СССР, согласно которому РСФСР досталось 61,34 процента от общей суммы задолженности – примерно $57 миллиардов. Однако в 1993 году правительство России взяло на себя все обязательства бывших союзных республик по погашению внешнего долга СССР, составлявшего $96,6 миллиардов, получив взамен отказ бывших союзных республик от своих долей в зарубежных активах СССР.

Среди буржуев тоже есть дававшие нам взаймы – и немало. Это и Германия (о долговых обязательствах СССР перед этой страной было забыто после 1945 года),


«Студер» по ленд-лизу. Тоже отдавали…

и США ($722 миллиона на момент распада СССР), и Великобритания (Перед этими странами свои долги мы погасили ещё в 2006 году, и больше у них не занимали). Не вдаваясь в подробности (кому интересно – может найти развёрнутую информацию на эту тему), можно лишь подчеркнуть: в основном Россия по долговым обязательствам СССР расплатилась.

В 90-е годы Россия активно кредитовалась у международного банка и МВФ. И если в 1994 году самостоятельных кредитов было всего на $14 миллиардов (без учета долга СССР), то уже к 1998 году задолженность превысила размер валового продукта и составила 146,4 процента ВВП. По деньгам сумма составила более $188,5 миллиарда. За всю историю России эта сумма государственной задолженности оказалась (пока) наибольшей. Уже к началу 2000 года внешний госдолг уменьшился до $146 миллиардов. Сейчас мы – государство с наименьшим госдолгом среди крупных экономически развитых стран.

Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…

…Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. Это снижение, правда, не отражает ситуацию с совокупным внешним долгом: ведь с начала тысячелетия у внешних «партнёров» занимают и Центральный банк, и коммерческие банки, и субъекты корпоративного сектора экономики. На выходе: государственный долг снижается, совокупный внешний долг растёт.

А после наложенных в 2014 году на Россию санкции, в связи с чем страна была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике, правительственный долг к 2019 году снизился до $47,5 млрд.

Корпоративный внешний долг вырос и составляет почти $322,6 миллиарда. Это много. Но это не долг государства: сюда входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. И цифра в 322 с лишним миллиарда с течением времени может заметно изменяться – стороны решают свои финансовые вопросы.

А вот государство, несмотря на профицитный бюджет, в последние два года вновь начало брать кредиты и выпускать облигации. Некоторые отечественные эксперты объясняют это желанием государства пополнять бюджет за счёт разницы стоимости кредитов внутри и вне России. Однако, часть экспертов склонна видеть в такой кредитной активности России попытку оживлять собственную экономику, давать бизнесу новые стимулы к развитию.

И, наконец, о «прощённых» государствам Африки $20 миллиардах

Российский министр иностранных дел Сергей Лавров в своё время заявил, что на 90 процентов эти списанные долги были невозвратными. И с его утверждением нельзя не согласиться: даже коллектор с пенсионера мог бы взять больше, чем мы с африканского государства-должника.


Журнал «Военное обозрение» наиболее полно прояснил ситуацию на своих страницах:

«В обмен на прощённые долги Москва получает определенные преференции на рынках африканского континента. Ведь сегодня африканские страны являются третьим после Китая и Индии покупателем российского вооружения и военной техники… Кроме того, в ряде африканских государств есть свои интересы и у крупнейших российских компаний. Например, в Гвинее работает российский «Русал», так как в этой африканской стране сосредоточено до двух третей мировых запасов бокситов. Россию интересуют и природные ресурсы ЦАР, ряда других африканских государств».

Ну, в самом деле: мы ведь больше не СССР, чтобы миллиардами просто так разбрасываться. Только на форуме Россия-Африка, который состоялся в Сочи в 2019 году, было подписано контрактов почти на те самые $20 миллиардов. Об этом заявил в своё время советник президента РФ Антон Кобяков. Не стоит удивляться тому, что с тех пор общая сумма контрактов с африканскими странами вполне могла удесятериться.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: