Удерживают ли с аванса по исполнительному листу за долг по кредиту

Обновлено: 26.04.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Перечисление удержаний по исполнительному листу с аванса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Перечисление удержаний по исполнительному листу с аванса

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Как удержать из доходов работников суммы по исполнительным документам и отразить эти операции в бухгалтерском учете
(КонсультантПлюс, 2022) Да, можно. Ведь суммы по исполнительным листам удерживают и перечисляют взыскателю или на депозитный счет службы судебных приставов при каждой выплате заработной платы, соблюдая максимальный размер удержаний. А аванс - это выплата заработной платы за первую половину месяца. Аванс по заработной плате не относится к доходу, на который не может быть обращено взыскание.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: 1, 2, 3, пусто: коды при перечислении денег физлицам
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2020, N 14) Но, во-первых, это неправильно. Закон требует делать удержания при каждой выплате зарплаты и в трехдневный срок перечислять удержанное взыскателю . Во-вторых, это может привести к нарушению прав работника, если из полного аванса банк по имеющемуся у него исполнительному документу взыщет максимально возможную сумму, а потом еще и вы из расчета за вторую половину месяца удержите всю месячную сумму алиментов.

Нормативные акты: Перечисление удержаний по исполнительному листу с аванса

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Приказ ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@
(ред. от 22.11.2021)
"Об утверждении Единых требований к порядку ведения карточки "Расчетов с бюджетом" - платежные поручения, оформленные организациями (их филиалами) на перечисление денежных средств, удержанных из заработка (дохода) должника - физического лица в счет погашения задолженности по налоговым платежам на основании исполнительного документа, направленного организации в установленном порядке;

Ответ недели: удержания по исполнительным листам при выплате аванса

По документу: УКАЗАНИЕ от 14 октября 2019 г. N 5286-У с 01.06.2020 г. возникли следующие вопросы:
1. нужно ли перечислении аванса сотруднику указывать сумму удержанного исполнительного листа, если перечисление алиментов только при окончательном расчете
2. нужно ли указывать в п/п коды вида доходов при перечислении физическим лицам ( не сотрудникам) по договору аренды имущества

Действие Указа с 01.06.2020, но необходимо произвести правильную настройку системы платежей.

Сообщаю Вам следующее:

В соответствии со ст. 1, Федеральный закон от 21.02.2019 N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» часть 3 статьи 98 дополнена предложением следующего содержания: «Лица, выплачивающие должнику заработную плату и (или) иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу».

Лица, выплачивающие гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. (ст. 1, Федеральный закон от 21.02.2019 N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).

В общем случае, удержания по исполнительным листам при выплате аванса не производятся. В то же время запрета на такие удержания в законодательстве нет.

В действительности алименты любого рода подвергаются отчислению раз в месяц. Но если бухгалтерия решит производить отчисление частями или удерживать с аванса, то это не считается незаконным. В таких случаях подается заявление в саму бухгалтерию с просьбой изменить день и отчислять сумму с основной зарплаты. По сути, даже если такие отчисления производят, ничего не изменяется: сумма остается идентичной в любом случае.

С учетом изложенного, при перечисление аванса сотруднику указывается сумма удержанного исполнительного листа, если производилась выплата алиментов.

Указывать в платежном поручении код вида доходов при перечислении физическим лицам ( не сотрудникам) по договору аренды имуществ не нужно, по причине отсутствия такого вида кода дохода в Указаниях от 14.10. 2019 № 5286-У «О порядке указания кода вида дохода в распоряжениях о переводе денежных средств»

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

«Бухгалтер Крыма», 2020, N 3

ПРИ НЕКОТОРЫХ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯХ В ПЛАТЕЖКАХ

НАДО УКАЗАТЬ НОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ

В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ ЦБ РФ устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, в том числе правила осуществления перевода денежных средств (утверждены Положением Банка России от 19.06.2012 N 383-П, далее — Положение).

Этими правилами определены, в частности, форма и порядок заполнения платежного поручения и других распоряжений о переводе денежных средств. ЦБ РФ внес дополнения в порядок заполнения данных распоряжений Указанием от 14.10.2019 N 5286-У . Оно вступит в силу с 01.06.2020.

Чиновники предусмотрели, что при выплате гражданину заработной платы и (или) иных доходов могут применяться ограничения в рамках исполнительного производства.

В связи с этим с 01.06.2020 в распоряжениях о переводе денежных средств надо будет указывать следующие коды вида дохода:

— «1» — при переводе денежных средств, являющихся заработной платой и (или) иными доходами, в отношении которых ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены ограничения размеров удержания;

— «2» — при переводе денежных средств, являющихся доходами, на которые в соответствии со ст. 101 Федерального закона N 229-ФЗ не может быть обращено взыскание, за исключением доходов, к которым в соответствии с ч. 2 этой же статьи ограничения по обращению взыскания не применяются;

— «3» — при переводе денежных средств, являющихся доходами, к которым в соответствии с ч. 2 ст. 101 Федерального закона N 229-ФЗ ограничения по обращению взыскания не применяются.

Если переводятся денежные средства, не являющиеся доходами, в отношении которых установлены указанные ограничения и (или) на которые в соответствии со ст. 101 Федерального закона N 229-ФЗ не может быть обращено взыскание, код вида дохода не указывается. Поясним, о каких ограничениях и взысканиях идет речь.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях:

1) исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;

2) взыскание суммы, не превышающей 10 000 руб.;

3) отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

Изменение внесено Федеральным законом от 21.02.2019 N 12-ФЗ.

При этом, как и в настоящее время, лица, выплачивающие должнику заработную плату или осуществляющие иные периодические платежи ему, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе.

Лица, выплачивающие должнику заработную плату или осуществляющие иные периодические платежи ему, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

Согласно ст. 99 Федерального закона N 229-ФЗ размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется исходя из суммы, оставшейся после удержания налогов.

Обратите внимание! При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Данное ограничение размера удержания не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70%.

Именно при наличии того или другого из названных ограничений указывается код дохода «1».

Ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, предусмотренные ст. 99 Федерального закона N 229-ФЗ, не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодатель производит зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа.

В части 1 ст. 101 Федерального закона N 299-ФЗ перечислены многочисленные виды доходов физического лица, на которые вообще не может быть обращено взыскание:

— денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;

— денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;

— денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

— компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

— компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

— ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством РФ отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и др.);

— денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

— компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде:

в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;

в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;

денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

— страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;

— пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;

— выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов РФ;

— пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

— средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

— суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:

в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;

в связи с террористическим актом;

в связи со смертью члена семьи;

в виде гуманитарной помощи;

за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;

— суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

— суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;

— социальное пособие на погребение;

— денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести .

Данный вид дохода включен в названный перечень Федеральным законом от 21.02.2019 N 12-ФЗ, и на него не обращается взыскание с 01.06.2020.

Если организация или индивидуальный предприниматель перечисляют физическому лицу какой-либо из этих видов доходов, то в распоряжении о перечислении денежных средств надо указать код вида дохода «2».

Исключения при перечислении платежей, указанных в ч. 1 ст. 101 Федерального закона N 229-ФЗ, — алиментные обязательства в отношении несовершеннолетних детей, а также обязательства о возмещении вреда в связи со смертью кормильца (ч. 2 той же статьи). По этим платежам ограничения в виде запрета на взыскание не применяются в рамках денежных сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, причиненного здоровью, либо компенсационных выплат за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.

При перечислении таких платежей указывается код вида дохода «3».

Как заполнить платежку?

В соответствии с п. 3 Указания N 5286-У код вида дохода указывается в реквизите 20 «Наз. пл.» платежного поручения, перечень реквизитов и форма которого установлены Положением. Приведем пример заполнения части платежного поручения с указанием кода «1».

По документу: УКАЗАНИЕ от 14 октября 2019 г. N 5286-У с 01.06.2020 г. возникли следующие вопросы:
1. нужно ли перечислении аванса сотруднику указывать сумму удержанного исполнительного листа, если перечисление алиментов только при окончательном расчете
2. нужно ли указывать в п/п коды вида доходов при перечислении физическим лицам ( не сотрудникам) по договору аренды имущества

Действие Указа с 01.06.2020, но необходимо произвести правильную настройку системы платежей.

Сообщаю Вам следующее:

В соответствии со ст. 1, Федеральный закон от 21.02.2019 N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» часть 3 статьи 98 дополнена предложением следующего содержания: «Лица, выплачивающие должнику заработную плату и (или) иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу».

Лица, выплачивающие гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. (ст. 1, Федеральный закон от 21.02.2019 N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).

В общем случае, удержания по исполнительным листам при выплате аванса не производятся. В то же время запрета на такие удержания в законодательстве нет.

В действительности алименты любого рода подвергаются отчислению раз в месяц. Но если бухгалтерия решит производить отчисление частями или удерживать с аванса, то это не считается незаконным. В таких случаях подается заявление в саму бухгалтерию с просьбой изменить день и отчислять сумму с основной зарплаты. По сути, даже если такие отчисления производят, ничего не изменяется: сумма остается идентичной в любом случае.

С учетом изложенного, при перечисление аванса сотруднику указывается сумма удержанного исполнительного листа, если производилась выплата алиментов.

Указывать в платежном поручении код вида доходов при перечислении физическим лицам ( не сотрудникам) по договору аренды имуществ не нужно, по причине отсутствия такого вида кода дохода в Указаниях от 14.10. 2019 № 5286-У «О порядке указания кода вида дохода в распоряжениях о переводе денежных средств»

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

«Бухгалтер Крыма», 2020, N 3

ПРИ НЕКОТОРЫХ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯХ В ПЛАТЕЖКАХ

НАДО УКАЗАТЬ НОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ

В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ ЦБ РФ устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, в том числе правила осуществления перевода денежных средств (утверждены Положением Банка России от 19.06.2012 N 383-П, далее — Положение).

Этими правилами определены, в частности, форма и порядок заполнения платежного поручения и других распоряжений о переводе денежных средств. ЦБ РФ внес дополнения в порядок заполнения данных распоряжений Указанием от 14.10.2019 N 5286-У . Оно вступит в силу с 01.06.2020.

Чиновники предусмотрели, что при выплате гражданину заработной платы и (или) иных доходов могут применяться ограничения в рамках исполнительного производства.

В связи с этим с 01.06.2020 в распоряжениях о переводе денежных средств надо будет указывать следующие коды вида дохода:

— «1» — при переводе денежных средств, являющихся заработной платой и (или) иными доходами, в отношении которых ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены ограничения размеров удержания;

— «2» — при переводе денежных средств, являющихся доходами, на которые в соответствии со ст. 101 Федерального закона N 229-ФЗ не может быть обращено взыскание, за исключением доходов, к которым в соответствии с ч. 2 этой же статьи ограничения по обращению взыскания не применяются;

— «3» — при переводе денежных средств, являющихся доходами, к которым в соответствии с ч. 2 ст. 101 Федерального закона N 229-ФЗ ограничения по обращению взыскания не применяются.

Если переводятся денежные средства, не являющиеся доходами, в отношении которых установлены указанные ограничения и (или) на которые в соответствии со ст. 101 Федерального закона N 229-ФЗ не может быть обращено взыскание, код вида дохода не указывается. Поясним, о каких ограничениях и взысканиях идет речь.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях:

1) исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;

2) взыскание суммы, не превышающей 10 000 руб.;

3) отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

Изменение внесено Федеральным законом от 21.02.2019 N 12-ФЗ.

При этом, как и в настоящее время, лица, выплачивающие должнику заработную плату или осуществляющие иные периодические платежи ему, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе.

Лица, выплачивающие должнику заработную плату или осуществляющие иные периодические платежи ему, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

Согласно ст. 99 Федерального закона N 229-ФЗ размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется исходя из суммы, оставшейся после удержания налогов.

Обратите внимание! При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Данное ограничение размера удержания не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70%.

Именно при наличии того или другого из названных ограничений указывается код дохода «1».

Ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, предусмотренные ст. 99 Федерального закона N 229-ФЗ, не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодатель производит зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа.

В части 1 ст. 101 Федерального закона N 299-ФЗ перечислены многочисленные виды доходов физического лица, на которые вообще не может быть обращено взыскание:

— денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;

— денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;

— денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

— компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

— компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

— ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством РФ отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и др.);

— денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

— компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде:

в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;

в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;

денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

— страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;

— пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;

— выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов РФ;

— пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

— средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

— суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:

в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;

в связи с террористическим актом;

в связи со смертью члена семьи;

в виде гуманитарной помощи;

за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;

— суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

— суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;

— социальное пособие на погребение;

— денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести .

Данный вид дохода включен в названный перечень Федеральным законом от 21.02.2019 N 12-ФЗ, и на него не обращается взыскание с 01.06.2020.

Если организация или индивидуальный предприниматель перечисляют физическому лицу какой-либо из этих видов доходов, то в распоряжении о перечислении денежных средств надо указать код вида дохода «2».

Исключения при перечислении платежей, указанных в ч. 1 ст. 101 Федерального закона N 229-ФЗ, — алиментные обязательства в отношении несовершеннолетних детей, а также обязательства о возмещении вреда в связи со смертью кормильца (ч. 2 той же статьи). По этим платежам ограничения в виде запрета на взыскание не применяются в рамках денежных сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, причиненного здоровью, либо компенсационных выплат за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.

При перечислении таких платежей указывается код вида дохода «3».

Как заполнить платежку?

В соответствии с п. 3 Указания N 5286-У код вида дохода указывается в реквизите 20 «Наз. пл.» платежного поручения, перечень реквизитов и форма которого установлены Положением. Приведем пример заполнения части платежного поручения с указанием кода «1».

Удержания по исполнительным листам: алименты с аванса, «очистка» дохода от налогов, пилотный проект ФСС

Продолжаем отвечать на сложные вопросы, связанные с удержаниями по исполнительным документам. В предыдущей статье мы рассмотрели правила, касающиеся величины сумм и сроков удержания (см. «Удержания по исполнительным листам: определяем сумму и сроки удержания в сложных ситуациях»). А в сегодняшнем материале мы уделим внимание проблемам, связанным с техникой удержания конкретных сумм.

Как «вычесть» налоги

По правилам Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» сумма удержаний по исполнительным документам определяется исходя из дохода должника, оставшегося после удержания налогов. Однако эта, казалось бы, простая норма на практике вызывает сложности в ситуациях, когда у работника удерживается НДФЛ не только с дохода в виде зарплаты, а, к примеру, еще с материальной выгоды от экономии на процентах при пользовании займом. Нужно ли этот НДФЛ вычитать из суммы дохода для целей удержаний по исполнительному листу? Давайте разбираться.

Начнем с внимательного прочтения нормы профильного закона (п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). Она гласит: размер удержания из заработной платы должника исчисляются из суммы, оставшейся после удержания налогов. И все. Никакой конкретизации по виду и (или) ставке удерживаемого налога закон не содержит.

Чуть больше информации находим в Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (утв. постановлением Правительства РФ от 18.07.96 № 841). В пункте 4 этого Перечня сказано, что взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой зарплаты и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством. Как видим, тут уже есть оговорка, что налоги надо удержать в соответствии с налоговым законодательством.

Это означает, что размер удержания из зарплаты надо исчислять из суммы, оставшейся после того, как налоговый агент удержит из выплаты работнику все суммы НДФЛ в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ (см. также письмо Роструда от 28.12.06 № 2261-6-1). То есть приоритет в данном случае имеют положения НК РФ. Обратимся к ним.

Согласно п. 3 ст. 226 НК РФ, исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ. Исчисленную таким образом сумму налога налоговые агенты обязаны удержать непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Для доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах, датой фактического получения дохода признается последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные или кредитные средства (пп. 7 п. 1 ст. 223 НК РФ). Соответственно, на эту дату организация-займодавец, выступающая в роли налогового агента, обязана исчислить сумму НДФЛ. А исчисленная сумма должна быть удержана из любых доходов в денежной форме, выплачиваемых в этот день или позднее налоговым агентом налогоплательщику (п. 4 ст. 226 НК РФ). Получается следующее. НДФЛ с экономии на процентах может (и должен) удерживаться в том числе и из заработной платы сотрудника, если таковая выплачивается в последний день месяца, за который определена матвыгода, или позже.

Таким образом, налоговый агент, выплачивающий зарплату работнику, в отношении которого имеется исполнительный документ на удержание части дохода, должен определять сумму удержания по такому исполнительному документу, исходя из суммы, уменьшенной на величину удержанного при выплате данной зарплаты НДФЛ, включая и налог, исчисленный с дохода в виде материальной выгоды, удержанный при осуществлении данной выплаты в порядке п. 4 ст. 226 НК РФ.

Удержания из аванса

Второй спорный момент, связанный с «очисткой» от налогов дохода, из которого определяется размер удержаний, возникает при удержании из зарплаты за первую половину месяца. Ведь, по правилам п. 3 ст. 226 НК РФ, исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 НК РФ. Для дохода в виде заработной платы датой фактического получения является последний день месяца, за который она начислена (п. 2 ст. 223 НК РФ).

Получается, что определить сумму, подлежащую удержанию из зарплаты по правилам ст. 99 Закона № 229-ФЗ (т. е. за минусом сумм налогов), работодатель может только по итогам месяца. Соответственно, исчисление и удержание по исполнительным листам необходимо производить только при окончательном расчете с сотрудником (если, конечно, иное прямо не предусмотрено самим исполнительным документом). Но при этом расчет производится исходя из всей суммы заработной платы, включая авансы (письмо Роструда от 28.12.06 № 2261-6-1).

В то же время на практике бывают ситуации, когда размер удержаний таков, что зарплаты, выплачиваемой при окончательном расчете, может оказаться недостаточно для полного удержания по всем исполнительным документам. Полагаем, что в таком случае допустимо удерживать часть сумм и при выплате зарплаты за первую половину месяца. В этом случае удерживаемую из «аванса» сумму надо определять без учета НДФЛ (т.е. от подлежащей выплате суммы) с последующей корректировкой по итогам месяца уже с учетом НДФЛ.

Можно использовать и другой подход, а именно — выплачивать аванс исходя из той суммы, которую сотрудник должен получить «на руки» после всех удержаний. Для этого определяем сумму, которая должна быть выплачена сотруднику после удержаний исходя из величины зарплаты за полный месяц (то есть от полной зарплаты отнимаем НДФЛ и все допустимые удержания в пределах 50 или 70 процентов в зависимости от их вида). И в качестве аванса выплачиваем сотруднику некий процент (к примеру, половину) именно от этой, «очищенной» от НДФЛ и удержаний, суммы. В таком случае суммы, причитающейся к выплате при окончательном расчете, всегда будет достаточно для осуществления всех удержаний. Причем, работник ни в середине месяца, ни по его итогам не будет оставаться вообще без зарплаты, на что, собственно, и направлены требования ст. 138 ТК РФ.

Расходы на перевод при максимальных удержаниях

Следующий проблемный вопрос связан с удержанием у работника сумм, которые расходуются организацией на перевод удержанных средств в пользу взыскателей. Ведь по правилам п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ, перевод и перечисление удержанных денежных средств производятся за счет должника. Но как быть, если исполнительные документы предписывают взыскать с сотрудника максимально допустимую сумму зарплаты (50 или 70 процентов)? Можно ли расходы на перевод удержать «сверху»? Для простоты понимания ситуации, рассмотрим ее на конкретном примере.

Предположим, у сотрудника надо сделать удержание из зарплаты по двум исполнительным документам. Первый на удержание алиментов на несовершеннолетних детей в размере 1/3 от заработной платы, а второй — на возмещение материального ущерба в размере 17% от зарплаты. Что в сумме дает половину заработной платы. Но за перевод каждой из этих сумм банк взимает с компании 35 рублей, которые также положено удержать у сотрудника. И в результате из-за этих 70 рублей общая сумма удержаний становится больше половины зарплаты. Как быть?

Статьей 138 Трудового кодекса установлено универсальное правило: при удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% зарплаты. Это ограничение не применяется, в частности, при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, когда размер удержания не может превышать 70 процентов дохода. Также законом № 229-ФЗ установлена очередность удовлетворения требований по нескольким исполнительным листам. Согласно положениям пп. 1 п. 1 статьи 111 указанного закона, требования по взысканию алиментов удовлетворяются в первую очередь. А требования по взысканию в счет возмещения материального ущерба, согласно пп. 4 п. 1, удовлетворяются в четвертую очередь.

В свою очередь, порядок распределения взысканных сумм определен ст. 110 Закона № 229-ФЗ, согласно п. 3 которой в первую очередь удерживается сумма долга, затем расходы по совершению исполнительных действий и исполнительский сбор. Как уже упоминалось, перевод и перечисление удержанных денежных средств производятся за счет должника. При этом указанная сумма, согласно пп. 3 п. 2 ст. 116 Закона № 229-ФЗ, относится именно к расходам по совершению исполнительных действий.

Сведя воедино все вышеприведенные правила, получаем для нашего примера следующий алгоритм действий. Сначала из заработка сотрудника должна быть удержана сумма алиментов (ведь это первая очередь взыскания), а также расходы по ее перечислению. Поскольку после удержания данных сумм за работником сохраняется более 50 процентов зарплаты, то можно продолжать удержания по второму исполнительному листу в счет возмещения материального ущерба и расходов на перечисление удержанной суммы. Но лишь в пределах половины заработка! А значит, в рассматриваемом случае по второму исполнительному листу удержание будет произведено не в полном размере с тем, чтобы и удержание, и возмещение расходов на перевод «уложились» в оставшуюся часть в пределах половины заработка (ст. 138 ТК РФ, п. 2 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Проиллюстрируем на цифрах. Предположим, заработная плата сотрудника составляет 10 000 руб. в месяц и у него имеется два несовершеннолетних ребенка, на содержание которых и взыскиваются алименты. Работником предоставлены заявление и документы на соответствующий стандартный налоговый вычет, а сумма его дохода с начала года еще не превысила 350 000 руб. Рассчитаем сумму удержаний.

Поскольку размер удержания из зарплаты исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов, то в данном случае все суммы будут определяться исходя из 9 064 руб. (10 000 – (10 000 — 1 400 × 2) × 13%). Соответственно удержать по обоим исполнительным документам можно не более 4532 руб. (9064/2). Из них во исполнение требований по уплате алиментов (первая очередь) будет удержано и перечислено 3021,33 руб. (9064 × 1/3). И при этом организация удержит дополнительно 35 рублей на перевод. Соответственно, по второму исполнительному документу компания сможет удержать только 1 475,67 руб., но т.к. из этой суммы еще нужно «изъять» еще 35 рублей на перевод, то фактически взыскатель по второму исполнительному документу получит 1 440,67 руб.

Удержания в рамках пилотного проекта ФСС

Следующий блок сложностей, возникающих при работе с исполнительными документами, касается регионов, где действует пилотный проект ФСС. В рамках проекта «больничные» оплачиваются напрямую из бюджета фонда.

Формируйте электронные реестры и сдавайте их в ФСС через интернет Сдать бесплатно

Но ведь из пособия по временной нетрудоспособности также положено удержать алименты (пп. 9 п. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ). Возникает вопрос: как это сделать, если в данном случае к выплате организация не имеет никакого отношения?

Как сказано в п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ, обязанность по удержанию средств из доходов должника лежит на лицах, выплачивающих такому должнику зарплату или иные периодические платежи. Данная обязанность возникает со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя. В субъектах РФ, в которых реализуется пилотный проект, пособия по социальному страхованию страхователи выплачивают только за первые три дня болезни. Оставшуюся часть оплачивают непосредственно территориальные органы ФСС (п. 6 и 9 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.04.11 № 294).

Напрямую вопрос удержания по исполнительным листам из суммы пособия, выплачиваемого Фондом, законодательно не урегулирован. Как следует из разъяснений ФСС, удержание алиментов с сумм назначенных пособий по временной нетрудоспособности производит отделение Фонда при поступлении исполнительного листа, судебного приказа или соглашения об уплате алиментов или их дубликатов. При этом обратиться в отделение Фонда должен получатель алиментов или служба судебных приставов. Для работодателей такая обязанность не предусмотрена (см. разъяснение отделения ФСС по Тамбовской обл.).


Таким образом, в рассматриваемой ситуации удерживать суммы по исполнительным листам при выплате пособия будет орган ФСС. Причем, уведомить Фонд о такой необходимости обязан сам должник в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 98 Закона № 229-ФЗ. Также это может сделать взыскатель, либо непосредственно Служба судебных приставов в рамках соответствующего исполнительного производства.

Как видим, в данном случае у работодателя в данном случае нет ни обязанности по удержанию (т.к. доход им не выплачивается), ни по уведомлению Фонда о необходимости провести подобные удержания из пособия при его выплате. Значит, работодатель удерживает положенные суммы только с тех выплат, которые производит лично и пилотный проект на его обязанности никак не влияет.

Новые исполнительные листы: очередность взыскания

В заключение рассмотрим ситуацию, когда в бухгалтерию поступают новые исполнительные документы в отношении тех работников, по которым уже производятся удержания. Как поступать с ними: начинать исполнять сразу или же нужно организовать своеобразную очередь? Как быть, если на сотрудника уже есть четыре постановления об обращении взыскания на заработную плату; все по задолженности по кредитам в пользу коммерческих банков. И на него продолжают поступать новые постановления, тоже по задолженности банкам. Нужно ли новые постановления на взыскание включать в расчет с момента получения, или удержания по ним можно будет проводить только после полной оплаты предыдущих?

Сразу скажем, что Закон № 229-ФЗ в части исполнения нескольких документов о взыскании не оперирует таким термином как «календарная очередность». Напротив, в п. 3 ст. 111 закона сказано: если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе. Без какой-либо привязки ко времени поступления исполнительного документа.

Значит, с момента получения очередного постановления организация должна начать исполнять содержащиеся в нем требования наравне с уже имеющимися. То есть, в рассматриваемой ситуации организация должна исполнять все поступившие к ней исполнительные документы одновременно (вне зависимости от времени поступления того или иного исполнительного документа). При этом удержанию подлежит не более 50% от зарплаты (дохода) сотрудника вне зависимости от количества исполнительных документов.

Удержанная сумма распределяется между всеми взыскателями (опять же без привязки ко времени поступления исполнительного документа) пропорционально причитающейся каждому из них на основании соответствующего исполнительного листа сумме. Взыскание по любому из исполнительных документов производится таким образом до исполнения в полном объеме содержащихся в нем требований, после чего он из расчета пропорции для распределения взысканной суммы выбывает и распределение производится между оставшимися взыскателями.

Удержания по исполнительным листам: определяем сумму и сроки удержания в сложных ситуациях

Зачастую бухгалтеру приходится удерживать из зарплаты работников суммы по поступившим в организацию исполнительным документам. Мы расскажем об общих правилах удержания и разберем сложные случаи. На конкретных примерах будет показано, как правильно определить сумму и срок удержания в нетипичных ситуациях.

Максимальная сумма удержания

В общем случае по исполнительному документу (нескольким документам) с должника может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Указанное ограничение не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей; возмещении вреда, причиненного здоровью; возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70%. Эти нормативы прописаны в пунктах 2 и 3 статьи 99 Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Таким образом, из заработной платы сотрудника в любом случае не может быть удержано более 70%. Причем, удержание в указанном размере возможно исключительно для удовлетворения приведенных выше требований (алименты на несовершеннолетних детей, вред здоровью и т.д.). Если же взыскание производится для удовлетворения прочих требований, то взыскивается не более половины заработка.

Казалось бы, простое правило, но на практике оно вызывает проблемы. Особенно, когда в организацию поступило несколько исполнительных листов, каждый из которых предписывает производить удержания в определенной сумме. Рассмотрим конкретные примеры.

Удержания по кредиту: не больше половины

На основании исполнительного листа из зарплаты сотрудника удерживается 1/3 часть в счет уплаты алиментов на ребенка. Недавно в отношении этого работника поступил еще один исполнительный лист. На этот раз речь идет об удержании 50% доходов для погашения взятого в банке кредита. Каков общий размер удержания в данном случае?

Как уже упоминалось, при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей можно удерживать до 70% заработка. А вот при взыскании в пользу банка — не более половины заработка. Как совместить эти два правила в рассматриваемом случае? Обратимся к положениям пункта 1 статьи 111 Закона № 229-ФЗ. Там сказано: если взысканной с должника суммы недостаточно для удовлетворения в полном объеме всех требований по всем исполнительным документам, устанавливается очередность.

Так, в первую очередь погашаются требования по взысканию алиментов; возмещению вреда, причиненного здоровью; возмещению вреда в связи со смертью кормильца; возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда. Что касается требования банков по взысканию задолженности по договорам, то они удовлетворяются только в четвертую очередь. Далее, в пункте 2 статьи 111 Закона № 229-ФЗ сказано, что каждая взысканная с должника сумма сначала направляется на погашение требования первой очереди. Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после выполнения требований предыдущей очереди в полном объеме.

Получается, что в рассматриваемой ситуации работодателю сначала надо полностью «расплатиться» с требованиями по алиментам, так как они относятся к первой очереди. Для этого достаточно взыскать треть заработка. Значит, данное требование будет исполнено в полном размере, даже если удержано 50% заработка. Следовательно, оснований для взыскания за пределами 50% от заработка (до 70%) в данном случае не возникает.

Оставшуюся после перечисления алиментов часть от удержанной половины заработка нужно перечислить по второму исполнительному листу в пользу банка. И таким образом нужно поступать вплоть до полного удовлетворения соответствующего требования банка (п. 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). При условии, конечно, что в этот период не прекратится взыскание алиментов.

Предположим, заработная плата сотрудника составляет 10 000 руб. в месяц. У него есть два несовершеннолетних ребенка, на содержание которых взыскиваются алименты (1/3 зарплаты). Работник подал в бухгалтерию заявление и документы на стандартный налоговый вычет (величина его дохода с начала года не превысила 350 000 руб.). Дополнительно имеется исполнительный лист на взыскание 50% дохода в счет погашения долга по кредиту. Рассчитаем сумму удержания.

Согласно пункту 1 статьи 99 Закона № 229-ФЗ, размер удержания исчисляется из суммы, оставшейся после налогообложения. Значит, в данном случае величина удержания будет определяться исходя из 9 064 руб. (10 000 – (10 000 – 1 400 × 2) × 13%). Соответственно, общая сумма удержания по исполнительным листам составит 4 532 руб. (9 064 × 50%). Из них во исполнение требования по уплате алиментов будет переведено 3 021,33 руб. (9 064 × 1/3), а оставшаяся часть (1 510,67 руб.) будет перечислена банку для погашения долга по кредиту.

Алименты на детей и супругов

На работника поступили три постановления об удержании. Первое — на содержание супруги в размере 0,6 величины прожиточного минимума для трудоспособного населения по нашему региону ежемесячно. Второе — на содержание сына в размере 1/4 доходов ежемесячно. И третье — на содержание дочери в размере 1/6 доходов ежемесячно. Какой будет предельный размер удержаний в этой ситуации? Как распределять взысканное между тремя иждивенцами?

Как уже говорилось, при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей размер удержания может достигать 70% заработной платы. Как следует из статьи 90 Семейного кодекса РФ, суммы, выплачиваемые на содержание бывшего супруга, также признаются алиментами. Но поскольку они не являются алиментами на содержание детей, то для удовлетворения этих требований удержать можно не более половины заработка.

В то же время, устанавливая очередность погашения требований по нескольким исполнительным листам, законодатель не отделил алименты на детей от прочих алиментов. Значит, взыскания по всем трем исполнительным листам будут относиться к одной очереди — первой (п. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ). Поэтому в данном случае нужно применить правило пункта 3 статьи 111 Закона № 229-ФЗ. Оно гласит: если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они погашаются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.

Значит, алгоритм действий в данном случае будет таким. Сначала должна быть удержана сумма алиментов на содержание супруги и обоих детей в пределах 50% заработка сотрудника. Полученная величина распределяется между всеми взыскателями пропорционально причитающейся каждому из них сумме. После этого нужно произвести доудержание алиментов на детей, но так, чтобы взыскание не превышало 70% заработка. Дополнительно удержанная сумма распределяется только между детьми пропорционально причитающейся каждому из них сумме.

Предположим, заработная плата сотрудника составляет 10 000 руб. На содержание сына взыскивается 1/4 часть доходов, на содержание дочери 1/6. Поскольку работник имеет право на стандартный вычет на двух детей, сумма заработной платы, из которой возможны удержания, составит 9 064 руб. (10 000 – (10 000 – 1 400 × 2) × 13%). Теперь, исходя из этой суммы, определим причитающиеся детям выплаты: сын должен получить 2 266 руб. (9 064 × 1/4), а дочь — 1 510,67 руб. (9 064 × 1/6).

На содержание супруги взыскивается 0,6 величины прожиточного минимума для трудоспособного населения по региону (на данный момент это 11 907 × 0,6 = 7 144,20 руб.).

Удерживаем половину заработка (4 532 руб.) и распределяем эту сумму между всеми тремя взыскателями. Доля супруги составит (4 532 ∕ (7 144,2 + 2 266 + 1 510,67)) × 7 144,2 = 2 964,74 руб. Доля сына составит (4 532 / (7 144,2 + 2 266 + 1 510,67)) × 2 266 = 940,36 руб. Доля дочери составит (4 532 ∕ (7 144,2 + 2 266 + 1 510,67)) × 1 510,67 = 626,90 руб.

Как видим, дети получили меньше положенного. Значит, переходим к дополнительным удержаниям. Для этого сначала определяем сумму, которую можно доудержать на содержание детей (в пределах 70% заработка). Она равна 1 812,8 руб. (9 064 × 70% – 4 532). Удерживаем ее и распределяем между двумя детьми пропорционально их долям. Доля сына равна (1 812,8 ∕ (2 266 + 1 510,67)) × 2 266 = 1 087,68 руб., а доля дочери — (1 812,8 ∕ (2 266 + 1 510,67)) × 1 510,67 = 725,12 руб.

Итого супруга получит 2 964,74 руб., сын — 2 028,04 руб. и дочь — 1 352,02 руб.

Сроки удержания

Не меньше сложностей возникает при определении периода, в течение которого нужно проводить удержания. Причем, вопросы вызывает установление как начальной, так и конечной даты взыскания. Еще сложнее дело обстоит с задолженностью за прошлые периоды. Разберем некоторые ситуации.

Возможны ли удержания задним числом?

В середине мая (17.05.2022 г.) в бухгалтерию поступил судебный приказ, датированный 30.01.2022 г. В нем указано, что, начиная с 20 января необходимо ежемесячно взыскивать с сотрудника алименты на ребенка в размере 1/4 заработка. С какого срока нужно сделать расчет алиментов?

Ответ на этот вопрос содержится в пункте 3 статьи 98 Закона № 229-ФЗ. Там сказано, что лица, выплачивающие должнику зарплату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа обязаны удерживать денежные средства из доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в этом документе. Напомним, что судебный приказ также является исполнительным документом (подп. 2 п. 1 ст. 12 Закона № 229-ФЗ).

Таким образом, начинать удержания нужно с того момента, когда в бухгалтерию поступил судебный приказ (в данном случае — с выплаты зарплаты за май, поскольку документ получен 17 мая).

Величина дохода для целей удержания по исполнительным листам определяется после вычитания НДФЛ. То есть алименты с «аванса», как правило, не удерживаются.

Осталось определить, какую сумму нужно взыскать при первой выплате: 1/4 от текущего дохода, или сумму, рассчитанную с учетом задолженности? Этот вопрос является спорным.

В силу пункта 3 статьи 102 Закона № 229-ФЗ размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. А в пункте 2 статьи 102 Закона № 229-ФЗ сказано, что размер задолженности определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

При этом Закон № 229 не содержит никакого уточнения о том, должно ли такое постановление издаваться во всех ситуациях, или только если взыскание осуществляется по решению судебного пристава.

Однако анализ судебной практики показывает, что судебный пристав определяет задолженность даже в тех случаях, когда исполнительный лист вообще не предъявлялся в организацию, где работает должник, а алименты уплачивались добровольно (определение Конституционного суда РФ от 06.06.16 № 1417-О). А в постановлении Президиума Брянского областного суда от 28.02.18 № 44Г-12/2018 находим прямое указание: расчет и взыскание задолженности по алиментам производится в рамках исполнительного производства о взыскании алиментов.

Таким образом, бухгалтерия организации не должна самостоятельно определять задолженность по алиментам за период до поступления судебного приказа (соглашения, исполнительного листа). В том числе и в ситуации, когда взыскание алиментов производится без привлечения приставов.

Правильность такого подхода подтверждается и формулировкой пункта 4 статьи 102 Закона № 229-ФЗ. В этой норме говорится, что правом на обращение в суд с иском об определении размера задолженности обладает любая из сторон исполнительного производства. А появляется такое право в том случае, если определенный приставом размер задолженности нарушает их интересы.

Выходит, что правом определять задолженность по алиментам наделены только пристав и суд. Организация, выплачивающая зарплату должнику, таких полномочий не имеет.

Напомним, что данная задолженность рассчитывается исходя из заработка сотрудника за период, в течение которого алименты не перечислялись. А удерживать ее (после получения соответствующего поставления пристава) надо из текущих выплат одновременно с алиментами за очередной месяц (с учетом ограничения в 70% от выплачиваемой суммы, установленного п. 3 ст. 99 Закона № 229-ФЗ), вплоть до полного погашения. Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что при первой после получения судебного приказа выплате у работника надо удержать только 1/4 заработка.

Рассмотрим еще один пример.

В бухгалтерию 27.09.2022 г. пришло постановление судебного пристава об обращении взыскания на зарплату должника. Постановление датировано 23.08.2022 г., а в тексте сказано, что удержания нужно производить ежемесячно в размере 1/6 от дохода с 12.07.2022 г. Как в данной ситуации должен поступить бухгалтер?

Эта ситуация является разновидностью предыдущей. Отличие заключается в том, что взыскание производится на основании постановления пристава. Значит, организация обязана удерживать 1/6 из заработной платы и иных доходов должника, выплачиваемых, начиная с даты получения данного постановления, то есть с 27.09.2022 г. А размер и порядок взыскания задолженности за период с 12.07.2022 г. по 26.09.2022 г. включительно обязан определить судебный пристав. Это значит, что в организацию должно поступить еще одно постановление пристава. В этом документе будут прописаны величина и порядок удержания задолженности. Исполнять данное постановление нужно, начиная со дня его получения.

Достижение ребенком совершеннолетия

У сотрудника удерживаются алименты на несовершеннолетнего ребенка в размере 25% заработка. Совершеннолетие ребенка наступит 6 сентября. Как правильно произвести удержание из заработной платы сотрудника за сентябрь?

Ни Семейный кодекс, ни Закон № 229-ФЗ не содержат специальных правил определения дня, когда лицо считается достигшим совершеннолетия для целей исчисления и удержания алиментов. При этом термин «совершеннолетие» является термином гражданского законодательства (п. 1 ст. 21 ГК РФ). Это дает основание использовать правила Гражданского кодекса о сроках для установления момента наступления совершеннолетия.

Подтверждение правильности этого вывода можно найти в других документах. К примеру, в абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 01.02.11 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» сказано следующее. Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, то есть с ноля часов следующих суток. А в пункте 49 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. приказом Минтруда от 29.09.20 № 668н) читаем, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет выплачивается по день достижения ребенком возраста полутора лет включительно.

Таким образом, в ситуации, когда исполнительным документом предписано удерживать алименты до достижения ребенком совершеннолетия, день, в который ребенку исполнится 18 лет, должен включаться в расчет алиментов в качестве последнего дня, за который они начисляются. А значит, прекращение начисления алиментов происходит со дня, следующего за днем рождения.

Удерживать начисленную сумму (и задолженность, если она имеется) нужно из доходов работника до тех пор, пока не будет взыскано все причитающееся ребенку. То есть, фактическое удержание может продолжаться и после того, как ребенок достиг совершеннолетия.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: