На каком счете казенные учреждения учитывают полученные лбо текущего года

Обновлено: 27.04.2024

Для учета показателей, отраженных в плане финансово-хозяйственной деятельности, а также для учета принимаемых, принятых (отложенных) учреждениями обязательств (денежных (авансовых) обязательств) применяются счета санкционирования расходов группы 500. Данные, сформированные по ним, отражаются по итогам отчетного периода в отчетах об обязательствах учреждения (ф. 0503738 и 0503138). Рассмотрим основные моменты учета операций по счетам санкционирования расходов.

Плановые назначения по доходам, отраженным в ПФХД

Бюджетные и автономные учреждения ежегодно составляют план финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), который утверждается:

на текущий финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете принимается на один финансовый год;

на текущий финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете принимается на очередной финансовый год и плановый период и действует в течение срока этого закона (решения).

В плане приводятся показатели по ожидаемым поступлениям и выплатам (см. п. 8 Требований № 81н, п. 9 Требований № 186н).

Обратите внимание! Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н, утрачивают силу с 1 января 2020 года).

Требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.08.2018 № 186н, применяются при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения начиная с плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения на 2020 год (на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов).

Для отражения показателей по планируемым поступлениям применяется счет 0 504 00 000 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» (п. 197 Инструкции № 183н, п. 168 Инструкции № 174н). Учреждение ведет аналитический учет операций по счету 0 504 00 000 в карточке учета сметных (плановых) назначений (п. 170 Инструкции № 174н, п. 199 Инструкции № 183н). В настоящее время унифицированная форма данной карточки не утверждена, поэтому учреждение вправе самостоятельно разработать и утвердить ее в своей учетной политике.

Аналитический учет плановых назначений ведется в разрезе видов (кодов) доходов (поступлений), расходов (выплат) в структуре, предусмотренной ПФХД на соответствующий финансовый год (п. 325 Инструкции № 157н).

Среди основных видов поступлений можно назвать:

а) субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;

б) субсидии на иные цели;

в) субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность;

г) гранты, в том числе в форме субсидии, предоставляемые из бюджетов бюджетной системы РФ;

д) иные доходы, которые учреждение планирует получить при оказании услуг, выполнении работ за плату сверх установленного государственного (муниципального) задания, а в случаях, определенных федеральным законом, – в рамках государственного (муниципального) задания;

е) доходы от иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом учреждения.

Поступления в разрезе каждого названного вида дохода отражаются в ПФХД и, соответственно, на счетах санкционирования расходов.

При указании в ПФХД планируемых сумм доходов предполагается, что на эту сумму в учреждение поступят денежные средства – финансовое обеспечение.

Информация о сумме денежных средств, предусмотренных в пределах плановых назначений по доходам (поступлениям), утвержденных ПФХД, к поступлению в соответствующем финансовом году (доходов, привлечений) отражается с применением счета 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения» (п. 204 Инструкции № 183н, п. 175 Инструкции № 174н).

Суммы доходов (поступлений) автономного и бюджетного учреждения, утвержденные ПФХД на соответствующий финансовый год, отражаются по дебету счета 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения» и кредиту счета 0 504 00 000 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения».

Пример 1.

В ПФХД бюджетного учреждения здравоохранения указаны следующие сведения (цифры условные).

Показатели по поступлениям учреждения на 2019 год

Наименование показателя

Всего, руб.

Объем финансового обеспечения, руб.

средства обязательного медицинского страхования

поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности

Поступления от доходов, всего

доходы от оказания услуг (выполнения работ)

доходы от оказания платных услуг (выполнения работ)

доходы от оказания услуг по программе обязательного медицинского страхования

На суммы доходов (поступлений), утвержденных ПФХД на соответствующий финансовый год, на счетах бухгалтерского учета санкционирования расходов составляются следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена сумма плановых поступлений в части:

– доходов от оказания платных услуг (выполнения работ)

– доходов от оказания услуг по программе обязательного медицинского страхования

На счетах санкционирования расходов плановые поступления, указанные в ПФХД, оформляются бухгалтерской справкой (ф. 0504833).

В случае если объем планируемых поступлений не соответствует объему фактических, то вносятся изменения в ПФХД. Для этого составляется новый план (п. 19 Требований № 81н, п. 12 Требований № 186н). При этом на счетах бухгалтерского учета показатели по планируемым поступлениям корректируются либо:

записью методом «красное сторно» (когда планируемый показатель по доходам уменьшился);

дополнительной записью (когда планируемый показатель по доходам увеличился).

Пример 2.

Первоначально в ПФХД учреждения было сказано, что доходы от оказания платных услуг составят 5 000 000 руб. В ходе исполнения плана показатель по доходам от оказания платных услуг (выполнения работ) изменился и составил 5 450 000 руб. Учреждение составило новый план, в котором отразило эту сумму.

С целью привести показатели по доходам в соответствие данным, отраженным в новом ПФХД, на счетах учета делается следующая запись:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Скорректирована сумма плановых поступлений по доходам от оказания платных услуг (выполнения работ)

Отметим, что корректировка отраженных в ПФХД показателей по доходам оформляется бухгалтерской справкой (ф. 0504833) на основании нового плана.

Поступление денежных средств в исполнение сметных назначений ПФХД

При фактическом поступлении денежных средств на лицевой счет учреждения (при исполнении отраженного в плане показателя по доходам) в учете делается запись (п. 206 Инструкции № 183н, п. 177 Инструкции № 174н):

Дебет счета 0 508 00 000 «Получено финансового обеспечения»
Кредит счета 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения»

Пример 3.

Учреждение здравоохранения заключило договор на оказание платных медицинских услуг в текущем году на сумму 25 000 руб. В рамках его исполнения данная сумма в установленные сроки поступила на лицевой счет учреждения.

На счетах санкционирования учета поступившие на лицевой счет учреждения доходы отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены суммы поступивших в учреждение доходов, утвержденные ПФХД на соответствующий год

Обратите внимание, что сумма возвратов полученных ранее доходов (поступлений) учреждения, произведенных в текущем году, отражается способом «красное сторно» по дебету счета 0 508 00 000 «Получено финансового обеспечения» и кредиту счета 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения».

Плановые назначения по расходам, отраженным в ПФХД

Как мы уже говорили, план составляется в соответствии с обоснованиями (расчетами) плановых показателей поступлений и выплат.

Суммы расходов (выплат) учреждения, утвержденных ПФХД на соответствующий финансовый год, отражаются согласно п. 171 Инструкции № 174н, п. 200 Инструкции № 183н по дебету счета 0 504 00 000 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» и кредиту счета 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств».

Изменение показателей сметных назначений по расходам (выплатам) учреждения, утвержденных в текущем финансовом году, оформляется аналогичной записью. При этом сумма уменьшений сметных назначений отражается обратной корреспонденцией счетов.

Пример 4.

ПФХД учреждения на 2019 год в рамках приносящей доход деятельности были утверждены следующие выплаты (цифры условные).

С наступление нового финансового года казенные учреждения должны не только правильно отразить в программе поступающие бюджетные назначения, но и корректно осуществить перерегистрацию обязательств прошлого периода на текущий.

Как проходит санкционирование

Операции по санкционированию расходов отражаются на соответствующих аналитических счетах счета 0 500 00 000 «Санкционирование расходов».

Санкционирование осуществляется следующим образом:

составляется и утверждается сводная бюджетная роспись;

утверждаются бюджетные ассигнования и доводятся до распорядителей средств и получателей;

согласовываются и доводятся лимиты обязательств, которые принимают получатели средств;

проводится подтверждение и выверка выполнения обязательств.

Учет по санкционированию расходов ведется с отражением корреспонденций по статьям санкционирования на основании первичной документации, которая установлена финансовой структурой соответствующего бюджета.

При санкционировании расходов проводки по доведению лимитов и принятию обязательств в их пределах оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Д-т КРБ 50115000 К-т КРБ 50113000 – этой проводкой отражаются суммы лимитов обязательств, доведенных до получателя в установленном порядке или суммы корректировок, внесенных в течение отчетного (финансового) года, в соответствии с уведомлением о лимитах.

Д-т КРБ 50113000 К-т КРБ 50113000 – отражена детализация показателей, доведенных до получателя лимитов по кодам подстатей, статей КОСГУ. Если лимиты были доведены без разбивки по КОСГУ, отражаются также суммы корректировок, внесенных в течение года.

Д-т КРБ 50113000 К-т КРБ 50211000 – учтены суммы принятых получателем обязательств в пределах лимитов и изменений, внесенных в течение года.

Отражение санкционирования расходов в «1С:БГУ 8», ред. 2

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2 .0, для отражения бюджетных ассигнований (БА) и лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) текущего финансового года, доведенных распорядителем бюджетных средств (РБС) используется документ «Бюджетные данные», который находится на вкладке «Планирование и санкционирование».

В документе «Бюджетные данные» обязательны для заполнения:

«Лицевой счет» – должен быть указан лицевой счет, по которому учитываются передаваемые бюджетные средства.

«Введено в действие» – дата должна соответствовать дате ввода в действие бюджетных данных, указанных в Расходном расписании.

«Организация» – выбирается организация, бюджетные данные которой регистрируются.

«Вид бюджетных данных» – указывается вид бюджетной классификации КРБ или КИФ.



Для формирования операций по передаче БА и ЛБО от РБС подведомственному ПБС используется документ «Расходное расписание», который находится также на вкладке «Планирование и санкционирование».


В шапке документа «Расходное расписание» обязательно заполняются:

«Дата введения в действие» – дата введения в действие Расходного расписания.

«Организация» – РБС, передающий бюджетные данные ПБС.

Далее заполняются данные закладки «Расходное расписание»:

«Откуда» – в поле Распорядитель выбирается РБС, передающий бюджетные данные.

«Лицевой счет» – указывается лицевой счет, по которому учитываются передаваемые бюджетные данные.

«Куда» – получатель бюджетных средств заполняется выбором значения из справочника Контрагенты, указывается счет получателя и орган казначейства.

«Подписи» – указываются сведения о лицах, подписывающих документ.


Согласно п. 312 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, для корректного формирования отчетности показатели или остатки по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй и следующие годы за текущим (очередным), подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов бюджета соответственно.

Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года. В 2018 г. первый рабочий день 9 января. Для автоматизации перерегистрации обязательств в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2, применяется обработка «Перерегистрация обязательств». Для вызова этой обработки можно использовать команду панели навигации «Перерегистрация обязательств» в разделе «Планирование и санкционирование».

Обработку «Перерегистрация обязательств» следует запускать в первый рабочий день нового года. По кнопке «Заполнить» на закладке «Договоры и иные основания обязательств» табличная часть будет заполнена списком договоров, по которым в завершаемом финансовом году были приняты обязательства на плановые периоды. Такие обязательства подлежат перерегистрации в новом году.

В случае если коды бюджетной классификации, по которым учтено обязательство, в текущем году не являются действующими, то одновременно с этим на закладке «Переносы КПС» будет автоматически сформирован список устаревши КПС.

Неисполненные обязательства прошлых лет, которые планируется исполнять в текущем году, следует перерегистрировать самостоятельно, т.е. ввести документы по принятию обязательств.

Для закрытия счетов санкционирования завершаемого финансового года используется документ «Закрытие счетов санкционирования завершаемого финансового года». В «Помощнике закрытия периода» необходимо установить месяц (декабрь текущего года) и год (год, в котором необходимо произвести закрытие счетов санкционирования). Для заполнения документа «Закрытие счетов санкционирования текущего года» необходимо перейти по гиперссылке «Открыть список документов». Для корректного отражения операций в документе «Закрытие счетов санкционирования текущего года» необходимо учесть следующие моменты:

Финансовый год - указывается год, в котором необходимо произвести закрытие счетов санкционирования.

Типовая операция - закрытие счетов санкционирования завершаемого финансового года.

Автоматическое заполнение табличной части необходимо произвести по кнопке «Заполнить по данным учета».

После проведения документа «Закрытие счетов санкционирования текущего года» по кнопке «Печать» можно распечатать «Бухгалтерскую справку» по ф.0504833.


Принятые бюджетные обязательства - проводки по ним мы рассмотрим в статье - имеют особенные правила классификации в бухучете государственных учреждений. Изучим специфику данных правил подробнее.

Что представляют собой принятые бюджетные обязательства?

Под бюджетными обязательствами в законодательстве РФ понимаются обязательства по совершению государственным учреждением расходов в рамках того или иного финансового года (ст. 6 БК РФ). Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющих процесса исполнения бюджета по расходам наряду с такими процедурами, как (п. 2 ст. 219 БК РФ):

  • принятие и подтверждение финансовых обязательств;
  • санкционирование выполнения финансовых обязательств;
  • подтверждение выполнения финансовых обязательств.

Учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, принимает различные обязательства в пределах лимитов (п. 3 ст. 219 БК РФ).

В соответствии с нормами ст. 6 БК РФ, наряду с бюджетными обязательствами учреждения могут иметь также денежные обязательства — те, что предполагают перечисление учреждением денежных средств в пользу управомоченной стороны по договору (например, трудовому или гражданско-правовому).

Как правило, наличие бюджетного обязательства предполагает последующее возникновение и денежного, однако отождествлять их не следует.

Бюджетное обязательство — то, что учреждению предстоит выполнить в соответствии с плановыми расходами распорядителя бюджетных средств. Как только учреждение получает от распорядителя денежные средства на выполнение конкретных бюджетных обязательств, то у него возникает обязательство уже денежное.

Заключив контракт с поставщиком мебели на сумму всего 600 000 руб., учреждение приобретает бюджетные обязательства на эту сумму. После того как поставщик, в соответствии с условиями договора, поставил первую партию мебели на 200 000 руб. и выставил счет за нее, то возникает уже денежное обязательство по оплате поставки 200 000 руб. Бюджет перечисляет на счет учреждения данную сумму в целях исполнения учреждением возникшего финансового обязательства.

Бухгалтерский учет бюджетных и денежных обязательств ведется раздельно. Обязательства учреждения могут появляться вследствие заключения государственных контрактов, различных договоров со сторонними хозяйствующими субъектами.

Принятие обязательств государственными и муниципальными учреждениями предполагает отражение соответствующих операций в регистрах бухучета с применением особых проводок. Рассмотрим их специфику.

Учет принятых обязательств в регистрах бухучета: структура счетов для проводок

Принятие бюджетных обязательств государственными учреждениями осуществляется с применением счета 0 502 01 000 (принятые обязательства) по Единому плану счетов, утвержденному приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Учреждение вправе применять те счета, что приведены в нормативных актах, регулирующих бухучет в конкретных типах государственных учреждений — казенных (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н), бюджетных (приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), автономных (приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н).

Но так или иначе все счета в указанных источниках права базируются на тех, которые утверждены приказом № 157н, поэтому в качестве регулирующего нормативного акта можно использовать данный приказ, юрисдикция которого распространяется на все типы учреждений.

Какие проводки изменились для бюджетных, унитарных и казенных учреждений в связи с последними изменениями КОСГУ, узнайте в обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Проводки по кредиту счета 0 502 01 000, имеющие отношение к принятию бюджетных обязательств, могут корреспондировать, в частности:

  • с дебетом счета 0 501 00 000 (лимиты обязательств), если учреждение — казенное;
  • с дебетом счета 0 506 00 000 (право на обязательства), если учреждение — автономное или бюджетное.

Бюджетные обязательства, как мы отметили выше, тесно связаны с финансовыми обязательствами, которым также соответствуют отдельные проводки. Для учета финансовых обязательств применяется счет 0 502 02 000 (принятые финансовые обязательства).

Полный код счета бюджетного учета — 26-значный. На практике первые 17 цифр в регистрах бухучета обычно не отражаются, поскольку они определены в перечне КБК и потому одинаковы для всех операций по расходованию бюджетных средств учреждениями в конкретной сфере бюджетного финансирования.

Таким образом, в регистрах бухучета бюджетных учреждений применяется 9-значный код (соответствующий 18–26 разрядам полного счета). При формировании счетов для проводок по бюджетным обязательствам он будет представлен в следующей структуре:

  • первая цифра — код финансового обеспечения (по перечню, приведенному в п. 21 Инструкции, утвержденной приказом № 157н);
  • следующие три цифры — синтетический код (в нашем случае — 501, 502 или 506);
  • следующие 2 цифры — аналитический код (соответствует периоду принятых обязательств — по перечню, приведенному в п. 309 Инструкции);
  • еще три цифры в структуре счета — это в общем случае код КОСГУ (но автономные учреждения применяют коды в соответствии с Инструкцией по приказу № 174н).

Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.

При этом вторая цифра в двузначном аналитическом коде счета (который следует за трехзначным синтетическим) будет определяться:

  • при использовании синтетического кода 501 — статусом лимита бюджетного обязательства (он может быть, к примеру, доведенным — в этом случае фиксируется цифра 1 или утвержденным — в этом случае используется цифра 9);
  • при использовании синтетического кода 502 — типом обязательства (если оно бюджетное — фиксируется цифра 1, если денежное — цифра 2).

В зависимости от конкретной хозяйственной операции в регистрах бухучета фиксируются проводки с использованием счетов, формируемых с учетом рассмотренных нами правил.

В числе самых распространенных хозяйственных операций государственных учреждений, которые соответствуют принятым ими бюджетным обязательствам:

  • оплата работ и услуг, оказываемых сторонними хозяйствующими субъектами;
  • выплата заработной платы сотрудникам;
  • освоение целевой субсидии.

Рассмотрим примеры проводок по соответствующим хозяйственным операциям.

Оплата работ и услуг сторонним поставщикам: счета и проводки

Предположим, государственное учреждение заключило договор со сторонней фирмой на оказание консультационных услуг.

Факт принятия учреждением бюджетных обязательств на всю сумму договора с поставщиком отражен проводкой

Счет 1 501 13 226 используется нами, поскольку включает коды:

  • 1 — отражающий факт принятия обязательств за счет бюджетных средств;
  • 501 — показывающий принятие бюджетных обязательств по лимиту;
  • 13 — отражающий факт санкционирования лимитов в текущем году;
  • 226 — показывающий, что учреждение оплачивает услуги (по КОСГУ).

Счет 1 502 11 226 задействуется нами, поскольку включает коды:

  • 502 — отражающий, собственно, факт принятия учреждением бюджетных обязательств;
  • 11 — показывающий, что обязательства относятся к текущему финансовому году.

Факт принятия хозяйствующим субъектом денежных обязательств (их сумма определяется условиями договора и может быть меньшей, чем сумма бюджетных обязательств — например, если вносится прописанный в договоре аванс) отражается проводкой:

В свою очередь, код Кт 1 502 12 226 используется нами, поскольку:

  • включает код вида 502, который отражает факт принятия учреждением собственно финансовых обязательств;
  • включает код 12, который показывает, что финансовое обязательство относится к текущему финансовому году.

Выплата зарплаты: счета и проводки

Зарплата в госучреждениях обычно выплачивается 2 раза в месяц — в виде аванса и основной суммы. Каждая выплата при этом формирует отдельную связку из бюджетных и денежных обязательств.

Допустим, зарплата сотрудника составляет 40 000 рублей, авансом уплачивается 15 000.

В случае с авансом обязательство оформляется проводкой:

Данная проводка отражает тот факт, что в данном случае сначала возникает только денежное обязательство на сумму 15 000 рублей по авансу. При этом бюджетное обязательство образуется только в конце месяца, при начислении всей зарплаты.

При начислении всей зарплаты (в конце месяца) проводки будут применены следующие:

1. Проводка, отражающая принятие бюджетных обязательств в рамках лимита, то есть на всю сумму в 40 000 рублей:

Счет 1 501 13 211 используется нами, поскольку включает коды:

  • 501 — отражающий тот факт, что зарплата будет выплачиваться за счет лимитов по бюджетным обязательствам;
  • 13 — показывающий, что используются лимиты, установленные на текущий финансовый год.

2. Проводка, которая, как и в первом случае, отражает принятие учреждением денежного обязательства на оставшуюся сумму зарплаты в 25 000 рублей:

Освоение целевых субсидий: счета и проводки

Допустим, бюджетное учреждение получило целевую субсидию на установку пожарной лестницы.

В данном случае мы будем использовать проводки:

1. Отражающую принятие учреждением бюджетного обязательства (по договору с предприятием, которое установит лестницу):

Счет 5 506 10 225 выбран нами, так как в его структуре присутствуют коды:

  • 5 — код финансового обеспечения (в данном случае — субсидия);
  • 506 — синтетический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что речь идет о реализации права на получение обязательств (данное право может быть реализовано только бюджетными и автономными учреждениями);
  • 10 — аналитический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что принятые обязательства относятся к текущему финансовому году;
  • 225 — код КОСГУ, отражающий тот факт, что учреждение заказывает работы и услуги по содержанию имущества в виде установки пожарной лестницы.

Счет 5 502 11 225 выбран нами, так как в его структуре присутствует код вида 502 — синтетический код, отражающий тот факт, что учреждение приняло бюджетные обязательства.

2. Отражающую принятие учреждением финансового (денежного) обязательства (по факту завершения работ и получения документов на оплату):

Счет 5 502 11 225 использован нами по той же причине, что и в предыдущей проводке.

Счет 5 502 12 225 задействован нами, поскольку включает коды:

  • 502 — отражающего тот факт, что учреждение приняло финансовые обязательства;
  • 12 — отражающего тот факт, что обязательства относятся к текущему финансовому году.

Итоги

Принятые государственным учреждением бюджетные обязательства отражаются в регистрах бухучета с применением проводок со счетами по Единому плану, утвержденному Минфином, или же с применением проводок, которые утверждены в отдельных НПА для казенных, автономных и бюджетных учреждений, но так или иначе на основе Единого плана. Формируются данные счета с учетом значения конкретных кодов, которые входят в структуру соответствующих счетов.

Ознакомиться с иными сведениями об учете обязательств бюджетным учреждением вы можете в статьях:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


Бухгалтерский учет в казенных учреждениях регулируется отдельными нормативными документами и отличается от учета в других экономических субъектах. О нюансах бухгалтерского учета в казенных учреждениях читайте в этой статье.

Документы, регулирующие бухучет в казенных учреждениях

Для начала дадим краткую характеристику казенным учреждениям (КУ). Она зафиксирована в ст. 6 БК РФ.

КУ — это один из видов государственных (муниципальных) учреждений наряду с автономными и бюджетными. КУ может оказывать госуслуги, а также выполнять госфункции. Деятельность КУ обеспечивается за счет средств бюджета, бюджетная смета является основой для выплат. Также КУ имеет право участвовать в коммерческой деятельности, если это не запрещено учредительным документом, но все доходы перечисляются в бюджет. Всё имущество принадлежит учредителю (РФ, субъекту РФ или муниципалитету) и используется на праве оперативного управления. Согласие учредителя необходимо для распоряжения любым имуществом КУ. При нехватке средств КУ учредитель отвечает по его обязательствам. В целом КУ больше всего ограничены в свободе действий и зависимы от учредителя по сравнению с прочими госучреждениями.

Нормативным актом, регулирующим бухгалтерский учет в казенных учреждениях, является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В нем прописаны базовые требования и правила ведения бухучета в Российской Федерации. Кроме того, есть единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Они применяются всеми госучреждениями, а также госорганами. Также для КУ действует план счетов бюджетного учета с инструкция к нему (приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н).

Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.

Основные правила учета

Особенностью бухгалтерского учета в казенных учреждениях является нумерация счетов. Они состоят из 26 знаков, в которых закодирована информация. Кодировка позволяет соотносить данные разных субъектов бюджетной системы.

Подробную информацию о составе и структуре счета бюджетного учета в КУ ищите в статье «Коды счетов бюджетного учета».

Записи на счетах бюджетного учета ведутся методом двойной записи. В приложении № 1 к инструкции плана счетов № 162н содержится большой набор типовых проводок, которые может использовать бухгалтер в работе.

Кроме того, пример составления проводок для образовательного учреждения смотрите в статье «Типовые проводки по бюджетному учету (примеры)».

Итоги

Правила ведения учета в КУ подчинены общим принципам бухучета для всех экономических субъектов, конкретизированы единым планом счетов для госучреждений, а также планом счетов бюджетного учета. Последний содержит конкретные примеры записей по счетам учета.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Казенным учреждением в 2021 году заключен контракт по результатам конкурсных процедур за счет лимитов бюджетных обязательств (национальные проекты, оплата производится по статьям 226 и 310 КОСГУ). Соответственно, обязательства принимались отдельно по статье 226 КОСГУ и статье 310 КОСГУ. При этом по результатам конкурсных процедур сложилась экономия по статье 226 КОСГУ и статье 310 КОСГУ. По согласованию с учредителем в 2021 году заключается допсоглашение с исполнителем по контракту и уменьшается сумма по статье 226 КОСГУ и увеличивается на ту же сумму по статье 310 КОСГУ.
Как отразить в бюджетном учете казенного учреждения на счетах санкционирования изменение суммы принятых обязательств? Необходимо ли менять сумму экономии при заключении допсоглашения на изменение сумм в разрезе КОСГУ?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При уменьшении цены контракта, заключенного с применением конкурентных способов определения поставщиков в текущем финансовом году, учреждению необходимо отразить уменьшение суммы принимаемых и принятых бюджетных обязательств методом "Красное сторно".
При увеличении цены контракта казенное учреждение отражает увеличение принятых обязательств за счет уменьшения свободных лимитов бюджетных обязательств без использования счета 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства".
Изменение цены контракта на показатель экономии не влияет.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 308 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), при заключении договоров (контрактов) с использованием конкурентных процедур организации государственного сектора в учете отражают принимаемые обязательства.
Сумма принимаемого обязательства уменьшает свободные лимиты бюджетных обязательств на соответствующий период и отражается по дебету счета 0 501 03 000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств" в корреспонденции с кредитом счета 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства" (п. 134, п. 141.1 Инструкции N 162н).
В свою очередь, по факту заключения договоров (контрактов) с применением конкурентных способов определения поставщиков казенному учреждению следует отразить принятие бюджетных обязательств. Такие операции отражаются по дебету счета 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства" в корреспонденции с кредитом счета 0 502 01 000 "Принятые обязательства" (п. 140 Инструкции N 162н). В случае достижения экономия по сравнению с начальной максимальной ценой одновременно в учете делается запись, восстанавливающая объем лимитов бюджетных обязательств по дебету счета 0 502 07 000 в корреспонденции со счетом 0 501 03 000 (п. 141.1 Инструкции N 162н).
В случае заключения дополнительного соглашения на увеличение цены контракта в бюджетном учете отражается увеличение принятых обязательств по дебету счета 0 501 03 000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств" и кредиту счета 0 502 01 000 "Принятые обязательства" (п. 140 Инструкции N 162н, смотрите также письмо Минфина России от 11.02.2016 N 02-07-10/7459, письмо Минфина России от 02.12.2020 N 02-06-10/105036).
Вместе с тем при уменьшении цены контракта, заключенного с применением конкурентных способов определения поставщиков в текущем финансовом году, необходимо отразить уменьшение принятых бюджетных обязательств методом "Красное сторно" на сумму уменьшения цены контракта (п. 141.1 Инструкции N 162н). Также при уменьшении цены контракта, заключенного с применением конкурентных способов определения поставщиков в текущем финансовом году, учреждению необходимо уменьшить сумму принимаемых бюджетных обязательств методом "Красное сторно" на сумму уменьшения цены контракта (п. 141.1 Инструкции N 162н).
Обращаем внимание, что изменение цены контракта на показатель экономии не влияет (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 22.07.2020 N 02-06-10/64195).
Таким образом, в бюджетном учете казенного учреждения в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет КРБ 1 501 13 226 Кредит КРБ 1 502 17 226
Дебет КРБ 1 501 13 310 Кредит КРБ 1 502 17 310
- по начальной (максимальной) цене контракта учтены принимаемые обязательства;
2. Дебет КРБ 1 502 17 226 Кредит КРБ 1 502 11 226
Дебет КРБ 1 502 17 310 Кредит КРБ 1 502 11 310
- учтены обязательства (бюджетные обязательства) в сумме заключенного контракта;
3. Дебет КРБ 1 502 17 226 Кредит КРБ 1 501 13 226
Дебет КРБ 1 502 17 310 Кредит КРБ 1 501 13 310
- учтена сумма экономии, сложившейся по результатам закупки относительно начальной (максимальной) цены;
4. Дебет КРБ 1 501 13 226 Кредит КРБ 1 502 17 226
Дебет КРБ 1 502 17 226 Кредит КРБ 1 502 11 226
- способом "Красное сторно" уменьшена сумма принимаемого и принятого бюджетного обязательства в связи с уменьшением цены контракта по дополнительному соглашению в части КОСГУ 226, заключенного в текущем году (на сумму уменьшения);
5. Дебет КРБ 1 501 13 310 Кредит КРБ 1 502 11 310
- увеличена сумма принятого обязательства в связи с увеличением цены контракта по дополнительному соглашению в части КОСГУ 310, заключенного в текущем году (на сумму увеличения).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Проблемные вопросы учета по счетам санкционирования (для бюджетной сферы).

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

22 октября 2021 г.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: