Банки с базовой лицензией должны выполнять следующие требования к достаточности капитала

Обновлено: 28.05.2024

Одними из основных обязательных нормативов банков являются нормативы достаточности капитала. Нормативы достаточности капитала показывают, насколько банк способен абсорбировать возможные убытки за счет собственных средств.

Банки с универсальной лицензией рассчитывают нормативы достаточности капитала в соответствии с Инструкцией Банка России № 199-И от 29.11.2019 «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией". Банки, имеющие универсальную лицензию, должны соблюдать все четыре норматива достаточности капитала: норматив достаточности базового капитала (Н1.1), норматив достаточности основного капитала (Н1.2), норматив достаточности собственных средств (Н1.0) и норматив финансового рычага (Н1.4).

Методика расчета, перечень и минимальные значения нормативов достаточности капитала для банков с базовой лицензией установлены Инструкцией Банка России № 183-И от 06.12.2017 «Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией». Банки, имеющие базовую лицензию, должны соблюдать только два норматива: норматив достаточности основного капитала (Н1.2) и норматив достаточности собственных средств (Н1.0). При этом минимально допустимые значения данных нормативов для банков с базовой и банков с универсальной лицензией одинаковые. Минимально допустимые значения обязательных нормативов представлены в таблице ниже.

Норматив достаточности капитала рассчитывается как процентное отношение размера капитала банка к величине потенциальных убытков.

В числителе формулы расчета норматива достаточности капитала в зависимости от норматива используется один из типов капитала банка: базовый капитал (для расчета норматива Н1.1), основной капитал (для расчета норматива Н1.2), собственные средства (для расчета норматива Н1.0). Структуру и размер капитала банка можно посмотреть на нашем сайте в отчете «Собственный капитал (ф.123)».

Для оценки размера возможных потерь (знаменатель формулы) ключевое значение имеет сумма активов банка, взвешенных с учетом кредитного риска. Для ее расчета размер каждого актива банка уменьшается на сумму сформированных резервов на возможные потери, затем полученная величина умножается на коэффициент кредитного риска, который может быть как меньше 1 (например, коэффициент кредитного риска для наличных денег в кассе банка равен нулю), так и больше 1 (например, по кредитам, предоставленным юрлицам – резидентам офшорных зон, коэффициент кредитного риска – 1,5). Для определения величины потенциальных убытков к сумме активов, взвешенных с учетом кредитного риска, также добавляются размер кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера, размер кредитного риска по производным финансовым инструментам, размер риска изменения стоимости кредитного требования в результате ухудшения кредитного качества контрагента, размер операционного риска и размер рыночного риска в денежном эквиваленте, рассчитанные в соответствии с инструкциями Банка России.

Норматив финансового рычага (Н1.4) определяется как процентное отношение основного капитала банка к сумме его балансовых активов, кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера, кредитного риска по операциям с производными финансовыми инструментами и кредитного риска по операциям займа ценных бумаг и договорам репо. При расчете норматива финансового рычага размер балансовых активов уменьшается на сумму сформированных резервов на возможные потери, но не взвешивается с учетом степени кредитного риска (коэффициент кредитного риска равен 1).

Банки отчитываются в ЦБ РФ о значениях нормативов достаточности капитала ежемесячно по форме отчетности 0409135 (ф. 135).

Сервис агрегирует данные форм отчетности 135, что позволяет анализировать значения нормативов достаточности капитала банка в динамике.

Настоящая Инструкция на основании статей 62, 64, 64.1, 66, 67, 72, 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст. 6728; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 14, ст. 1649; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6695, ст. 6699; N 52, ст. 6975; 2014, N 19, ст. 2311, ст. 2317; N 27, ст. 3634; N 30, ст. 4219; N 40, ст. 5318; N 45, ст. 6154; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 4, ст. 37; N 27, ст. 3958, ст. 4001; N 29, ст. 4348, ст. 4357; N 41, ст. 5639; N 48, ст. 6699; 2016, N 1, ст. 23, ст. 46, ст. 50; N 26, ст. 3891; N 27, ст. 4225, ст. 4273, ст. 4295; 2017, N 1, ст. 46; N 14, ст. 1997; N 18, ст. 2661, ст. 2669; N 27, ст. 3950; N 30, ст. 4456) (далее - Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"), статьи 24 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст. 5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 895; 2009, N 1, ст. 23; N 9, ст. 1043; N 18, ст. 2153; N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 8, ст. 775; N 27, ст. 3432; N 30, ст. 4012; N 31, ст. 4193; N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7069; N 50, ст. 7351; 2012, N 27, ст. 3588; N 31, ст. 4333; N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 19, ст. 2317, ст. 2329; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3438, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 40, ст. 5036; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6683, ст. 6699; 2014, N 6, ст. 563; N 19, ст. 2311; N 26, ст. 3379, ст. 3395; N 30, ст. 4219; N 40, ст. 5317, ст. 5320; N 45, ст. 6144, ст. 6154; N 49, ст. 6912; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 37; N 17, ст. 2473; N 27, ст. 3947, ст. 3950; N 29, ст. 4355, ст. 4357, ст. 4385; N 51, ст. 7243; 2016, N 1, ст. 23; N 15, ст. 2050; N 26, ст. 3860; N 27, ст. 4294, ст. 4295; 2017, N 14, ст. 2000; N 18, ст. 2661, ст. 2669; N 25, ст. 3596; N 30, ст. 4456; N 31, ст. 4754) и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 27 ноября 2017 года N 30) устанавливает обязательные нормативы для банков с базовой лицензией, их числовые значения и методику расчета, а также осуществление Банком России надзора за их соблюдением.

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации

Регистрационный N 50206

Российские банки с 2018 г. начали разделяться на две категории по уровню капитала: кредитные организации с базовой лицензией (минимальный размер капитала 300 млн руб.) и универсальные (1 млрд руб.).

Разработана инструкция Банка России об обязательных нормативах банков с базовой лицензией.

Для них установлено пять обязательных нормативов: достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1.0); достаточности основного капитала банка (Н1.2); текущая ликвидность банка (Н3); максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6); максимальный размер риска на связанное с банком лицо (группу связанных с банком лиц) (Н25).

Согласно инструкции, минимально допустимое числовое значение норматива Н1.0 устанавливается в размере 8%, норматива Н1.2 - 6%, норматива Н3 - 50%. Максимально допустимое числовое значение норматива Н6 устанавливается в размере 20%, норматива Н25 - также в размере 20%.

Переходный период, предусматривающий включение операций, отраженных на балансовых и внебалансовых счетах по 31 декабря 2017 г., в расчет норматива Н6 с коэффициентом 80%, установлен на 5 лет.

Операции, совершенные с субъектами МСП, включаются в расчет норматива Н6 с коэффициентом 2,0 в целях стимулирования банков с базовой лицензией к совершению операций с ними.

Пониженные коэффициенты риска не применяются в отношении кредитных требований к субъектам Федерации, муниципальным образованиям; к обеспеченным гарантиями и/или залогом долговым ценным бумагам указанных лиц и др.

Особенности расчета норматива Н25 банками с базовой лицензией аналогичны расчету норматива Н6 (за исключением переходного периода).

Банки с базовой лицензией обязаны соблюдать установленные инструкцией обязательные нормативы ежедневно.

Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после дня ее опубликования.

Инструкция Банка России от 6 декабря 2017 г. N 183-И "Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией"

Банк России установил для указанных банков 5 обязательных нормативов:

  • достаточность собственных средств;
  • достаточность основного капитала;
  • показатель текущей ликвидности;
  • норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
  • норматив максимального размера риска на связанное с банком с базовой лицензией лицо (группу лиц) (инструкция Банка России от 6 декабря 2017 г. № 183-И "Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией").

Так, согласно инструкции Регулятора, минимально допустимый уровень достаточности собственных средств банка с базовой лицензией должен составлять 8%, достаточности основного капитала – 6%, показателя текущей ликвидности – 50%.

Уточняется, что банки обязаны соблюдать установленные нормативы ежедневно, и нарушение обязательного норматива банком по состоянию на любой операционный день является несоблюдением норматива. Отметим, что за такое нарушение с кредитной организации может быть взыскан штраф в размере 0,1% от размера минимального уставного капитала (п. 1.17.9.3 Инструкции Банка России "О применении к кредитным организациям мер воздействия").

Может ли организация списать комиссию, предусмотренную договором займа с физлицом, признанным банкротом? Узнайте в "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Напомним, что с 1 января текущего года в стране функционирует двухуровневая банковская система, в которую входят банки с базовой и универсальной лицензиями. Их отличие заключается в том, что банки с универсальной лицензией должны иметь не менее 1 млрд руб. собственных средств и вправе совершать все существующие на сегодняшний день банковские операции (ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I "О банках и банковской деятельности"; далее – закон о банках). В то время как минимальный размер собственных средств банков с базовой лицензией составляет 300 млн руб., и в их отношении действует ряд ограничений, к примеру, отсутствие права размещать денежные средства нерезидентов (как физических, так и юридических лиц), выдавать им банковские гарантии и открывать банковские (корреспондентские) счета в иностранных банках (ст. 5.1 закона о банках).

Настоящая Инструкция на основании статей 62, 64, 64.1, 66, 67, 72, 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст. 6728; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 14, ст. 1649; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6695, ст. 6699; N 52, ст. 6975; 2014, N 19, ст. 2311, ст. 2317; N 27, ст. 3634; N 30, ст. 4219; N 40, ст. 5318; N 45, ст. 6154; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 4, ст. 37; N 27, ст. 3958, ст. 4001; N 29, ст. 4348, ст. 4357; N 41, ст. 5639; N 48, ст. 6699; 2016, N 1, ст. 23, ст. 46, ст. 50; N 26, ст. 3891; N 27, ст. 4225, ст. 4273, ст. 4295; 2017, N 1, ст. 46; N 14, ст. 1997; N 18, ст. 2661, ст. 2669; N 27, ст. 3950; N 30, ст. 4456) (далее - Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"), статьи 24 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст. 5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 895; 2009, N 1, ст. 23; N 9, ст. 1043; N 18, ст. 2153; N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 8, ст. 775; N 27, ст. 3432; N 30, ст. 4012; N 31, ст. 4193; N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7069; N 50, ст. 7351; 2012, N 27, ст. 3588; N 31, ст. 4333; N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 19, ст. 2317, ст. 2329; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3438, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 40, ст. 5036; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6683, ст. 6699; 2014, N 6, ст. 563; N 19, ст. 2311; N 26, ст. 3379, ст. 3395; N 30, ст. 4219; N 40, ст. 5317, ст. 5320; N 45, ст. 6144, ст. 6154; N 49, ст. 6912; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 37; N 17, ст. 2473; N 27, ст. 3947, ст. 3950; N 29, ст. 4355, ст. 4357, ст. 4385; N 51, ст. 7243; 2016, N 1, ст. 23; N 15, ст. 2050; N 26, ст. 3860; N 27, ст. 4294, ст. 4295; 2017, N 14, ст. 2000; N 18, ст. 2661, ст. 2669; N 25, ст. 3596; N 30, ст. 4456; N 31, ст. 4754) и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 27 ноября 2017 года N 30) устанавливает обязательные нормативы для банков с базовой лицензией, их числовые значения и методику расчета, а также осуществление Банком России надзора за их соблюдением.

Глава 1. Обязательные нормативы

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает следующие обязательные нормативы банков с базовой лицензией (далее - обязательные нормативы):

достаточности собственных средств (капитала) (Н1.0);

достаточности основного капитала (Н1.2);

текущей ликвидности (Н3);

максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6);

максимального размера риска на связанное с банком с базовой лицензией лицо (группу связанных с банком с базовой лицензией лиц) (Н25).

Глава 2. Числовые значения и методика расчета обязательных нормативов

2.1. Норматив достаточности собственных средств (капитала) (Н1.0) и норматив достаточности основного капитала (Н1.2) рассчитываются в соответствии с подпунктом 2.1.1 пункта 2.1 Инструкции Банка России N 199-И с учетом пунктов 2.3 - 2.6 Инструкции Банка России N 199-И, приложений 1, 2, 4 и 7 к Инструкции Банка России N 199-И и приложения к настоящей Инструкции либо в соответствии с подпунктами 3.1.1 и 3.1.3 пункта 3.1 Инструкции Банка России N 199-И с учетом пунктов 3.3 и 3.4 Инструкции Банка России N 199-И, приложений 1, 4, 7 и 11 к Инструкции Банка России N 199-И и приложения к настоящей Инструкции.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н1.0 устанавливается в размере 8 процентов.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н1.2 устанавливается в размере 6 процентов.

Кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, входящие в портфели однородных ссуд, предоставленные субъектам малого и среднего предпринимательства, включаются банками с базовой лицензией в расчет кода 8740 приложения 1 к Инструкции Банка России N 199-И, если количество отдельных заемщиков, кредитные требования и (или) условные обязательства кредитного характера которых удовлетворяют требованиям данного кода, составляет не менее 50 и при одновременном соблюдении условий, перечисленных в графе первой строки указанного кода (за исключением абзаца пятого графы первой строки кода 8740 приложения 1 к Инструкции Банка России N 199-И).

2.2. Норматив текущей ликвидности (Н3) рассчитывается в соответствии с пунктом 5.3 Инструкции Банка России N 199-И с учетом пунктов 5.4 и 5.6 Инструкции Банка России N 199-И.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н3 устанавливается в размере 50 процентов.

2.3. Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) рассчитывается в соответствии с пунктом 6.1 Инструкции Банка России N 199-И с учетом пунктов 6.2 (за исключением абзаца четвертого), 6.3 - 6.6, абзаца второго пункта 6.7, пунктов 6.8 - 6.11 Инструкции Банка России N 199-И и приложения к настоящей Инструкции.

Все кредитные требования банка с базовой лицензией к заемщику или группе связанных заемщиков, условные обязательства кредитного характера, производные финансовые инструменты (далее - ПФИ) (за исключением кредитных требований, поименованных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта) включаются в расчет норматива Н6 с коэффициентом риска в зависимости от заемщика (контрагента) в соответствии с подпунктами 2.3.1 - 2.3.4 пункта 2.3 Инструкции Банка России N 199-И и кодами 8660, 8735, 8741, 8752, 8772, 8807, 8847, приведенными в приложении 1 к Инструкции Банка России N 199-И, или пунктом 3.3 Инструкции Банка России N 199-И. При этом применяется коэффициент риска, установленный в отношении балансовых активов, размещенных у соответствующего заемщика (контрагента).

Кредитные требования банка с базовой лицензией к субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям Российской Федерации, кредитные требования, обеспеченные гарантиями и (или) залогом долговых ценных бумаг указанных лиц, включаются в расчет норматива Н6 с коэффициентом риска 100 процентов.

Кредитные требования банка с базовой лицензией к заемщику или группе связанных заемщиков, условные обязательства кредитного характера, ПФИ, относимые к V группе активов в соответствии с подпунктом 2.3.5 пункта 2.3 Инструкции Банка России N 199-И, пунктом 10 приложения 2 к Инструкции Банка России N 199-И и пунктом 7 приложения к настоящей Инструкции, включаются в расчет норматива Н6 с коэффициентом риска 100 процентов.

Кредитные требования банка с базовой лицензией к кредитным организациям, осуществляющим функции центрального контрагента, в части коллективного клирингового обеспечения включаются в расчет норматива Н6 с коэффициентом риска 100 процентов.

Для целей расчета норматива Н6 банк с базовой лицензией имеет право в отношении кредитных требований к заемщику или группе связанных заемщиков, исполнение обязательств по которым обеспечено залогом долговых и долевых ценных бумаг (в том числе полученных по сделкам, совершаемым на возвратной основе, без первоначального признания), и (или) гарантийным депозитом (вкладом), и (или) залогом золота в слитках, и (или) первоначальным платежом, прочими периодическими платежами, и (или) встречным требованием, возникшим из договора об обмене депозитами, номинированными в одной или разных валютах, применять подход, предусмотренный пунктом 2.6 Инструкции Банка России N 199-И.

Для расчета норматива Н6 кредитные требования к контрагенту по сделке, по которой исполнение обязательств перед банком с базовой лицензией (за исключением требований по синдицированным кредитам, аккредитивам, ипотечным ценным бумагам) зависит от исполнения обязательств третьим лицом (третьими лицами), взвешиваются на максимальный коэффициент риска из установленных пунктом 2.3 или пунктом 3.3 Инструкции Банка России N 199-И в отношении контрагента или третьего лица (третьих лиц).

Абзацы девятый - восемнадцатый утратили силу. - Указание Банка России от 22.04.2020 N 5450-У.

Максимально допустимое числовое значение норматива Н6 устанавливается в размере 20 процентов.

2.4. Норматив максимального размера риска на связанное с банком с базовой лицензией лицо (группу связанных с банком с базовой лицензией лиц) (Н25) рассчитывается в соответствии с главой 8 (за исключением абзаца четвертого пункта 8.1) Инструкции Банка России N 199-И.

Для расчета норматива Н25 показатель Крл рассчитывается как совокупная сумма требований банка с базовой лицензией к связанному с ним лицу (группе связанных с ним лиц), возникающих по обязательствам связанного с банком с базовой лицензией лица (группы связанных с банком с базовой лицензией лиц) перед банком с базовой лицензией и вследствие наличия обязательств связанного с банком с базовой лицензией лица (группы связанных с банком с базовой лицензией лиц) перед третьими лицами, вследствие которых у банка с базовой лицензией возникают требования в отношении указанного лица (лиц, входящих в группу лиц), за вычетом сформированного резерва на возможные потери по указанным требованиям в соответствии с Положением Банка России N 590-П и Положением Банка России N 611-П. Показатель Крл рассчитывается с учетом требований для расчета показателя Крз, установленных главой 6 (за исключением абзацев первого, второго и шестого пункта 6.6, абзацев первого, третьего - девятого пункта 6.7 и пункта 6.12) Инструкции Банка России N 199-И, и с учетом абзацев второго - седьмого пункта 2.3 настоящей Инструкции.

Максимально допустимое числовое значение норматива Н25 устанавливается в размере 20 процентов.

2.5. Банки с базовой лицензией осуществляют расчет обязательных нормативов, установленных настоящей Инструкцией, в процентах с одним знаком после запятой (округление до одного десятичного знака после запятой осуществляется по математическим правилам).

Глава 3. Соблюдение банками с базовой лицензией обязательных нормативов

3.1. Банки с базовой лицензией обязаны соблюдать установленные настоящей Инструкцией обязательные нормативы ежедневно.

Нарушение банком с базовой лицензией числового значения обязательного норматива по состоянию на любой операционный день является несоблюдением обязательного норматива.

3.2. При определении способов контроля банками с базовой лицензией за ежедневным соблюдением обязательных нормативов, перечня форм отчетности и порядка их представления в Банк России (территориальное учреждение Банка России, уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью банков с базовой лицензией (далее - Банк России (территориальное учреждение Банка России, уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России), банкам с базовой лицензией следует руководствоваться пунктами 11.2 - 11.4 Инструкции Банка России N 199-И.

Глава 4. Осуществление Банком России надзора за соблюдением банками с базовой лицензией обязательных нормативов, установленных настоящей Инструкцией

4.1. Банк России (территориальные учреждения Банка России, уполномоченные структурные подразделения центрального аппарата Банка России) осуществляют надзор за соблюдением банками с базовой лицензией обязательных нормативов на основании:

результатов проверок, осуществляемых Банком России (уполномоченными представителями (служащими) Банка России) в соответствии со статьей 73 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

данных отчетности, представленной банком с базовой лицензией по требованию Банка России (территориального учреждения Банка России, уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата Банка России) на внутримесячную дату (внутримесячные даты) по формам отчетности 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации", 0409123 "Расчет собственных средств (капитала) ("Базель III")", 0409135 "Информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации" и 0409118 "Данные о концентрации кредитного риска";

информации о величине кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера в соответствии с пунктом 13 приложения 2 или приложения 11 к Инструкции Банка России N 199-И, представляемой банком с базовой лицензией по запросу Банка России (территориального учреждения Банка России, уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата Банка России);

информации о величине кредитного риска по ПФИ по таблице пункта 10 приложения к настоящей Инструкции, представляемой банком с базовой лицензией по запросу Банка России (территориального учреждения Банка России, уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата Банка России);

информации о величине риска изменения стоимости кредитного требования в результате ухудшения кредитного качества контрагента по таблице пункта 8 приложения 7 к Инструкции Банка России N 199-И, представляемой банком с базовой лицензией по запросу Банка России (территориального учреждения Банка России, уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата Банка России).

4.2. Отчетность на внутримесячную дату (внутримесячные даты) представляется в следующие сроки:

банками с базовой лицензией, не имеющими филиалов, - не позднее чем через три рабочих дня после предъявления Банком России (территориальным учреждением Банка России, уполномоченным структурным подразделением центрального аппарата Банка России) требования о представлении отчетности;

банками с базовой лицензией, имеющими филиалы, - не позднее чем через четыре рабочих дня после предъявления Банком России (территориальным учреждением Банка России, уполномоченным структурным подразделением центрального аппарата Банка России) требования о представлении отчетности.

4.3. В целях контроля за рисками, принимаемыми банками с базовой лицензией, Банк России (территориальное учреждение Банка России, уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России) осуществляет действия, предусмотренные пунктом 12.3 Инструкции Банка России N 199-И.

4.4. Банк России (территориальное учреждение Банка России, уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России) имеет право применять к банкам с базовой лицензией меры, предусмотренные статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в случае несоблюдения обязательного норматива в совокупности за шесть и более операционных дней в течение любых 30 последовательных операционных дней.

Глава 5. Заключительные положения

5.1. Настоящая Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после дня ее официального опубликования .

Официально опубликовано на сайте Банка России 06.03.2018.

Председатель Центрального банка

к Инструкции Банка России

от 6 декабря 2017 года N 183-И

"Об обязательных нормативах

банков с базовой лицензией"

МЕТОДИКА РАСЧЕТА КРЕДИТНОГО РИСКА ПО ПФИ

1. В соответствии с настоящим приложением оценка кредитного риска осуществляется в отношении заключенных на внебиржевом рынке договоров, являющихся ПФИ.

2. Для расчета кредитного риска по ПФИ определяются следующие составляющие:

текущий кредитный риск (стоимость замещения финансового инструмента), отражающий на отчетную дату величину потерь в случае неисполнения контрагентом своих обязательств;

потенциальный кредитный риск (риск неисполнения контрагентом своих обязательств в течение срока от отчетной даты до даты валютирования в связи с неблагоприятным изменением стоимости базисного (базового) актива).

3. Текущий кредитный риск по ПФИ, которые удовлетворяют требованиям пунктов 1 и 3 статьи 4.1 Федерального закона от 23 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 18, ст. 46; N 44, ст. 4471; 2006, N 30, ст. 3292; N 52, ст. 5497; 2007, N 7, ст. 834; N 18, ст. 2117; N 30, ст. 3754; N 41, ст. 4845; N 49, ст. 6079; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 4, ст. 14; N 18, ст. 2153; N 29, ст. 3632; N 51, ст. 6160; N 52, ст. 6450; 2010, N 17, ст. 1988; N 31, ст. 4188, ст. 4196; 2011, N 1, ст. 41; N 7, ст. 905; N 19, ст. 2708; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4301; N 30, ст. 4576; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7015, ст. 7024, ст. 7040, ст. 7061, ст. 7068; N 50, ст. 7351, ст. 7357; 2012, N 31, ст. 4333; N 53, ст. 7607, ст. 7619; 2013, N 23, ст. 2871; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477, ст. 3481; N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6699; N 52, ст. 6975, ст. 6984; 2014, N 11, ст. 1095, ст. 1098; N 30, ст. 4217; N 49, ст. 6914; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 10, ст. 11, ст. 35; N 27, ст. 3945, ст. 3958, ст. 3967, ст. 3977; N 29, ст. 4350, ст. 4355, ст. 4362; 2016, N 1, ст. 11, ст. 27, ст. 29; N 23, ст. 3296; N 26, ст. 3891; N 27, ст. 4225, ст. 4237, ст. 4293, ст. 4305; 2017, N 1, ст. 29; N 18, ст. 2661; N 25, ст. 3596; N 31, ст. 4767, ст. 4815; N 48, ст. 7052) (далее - соглашение о неттинге по ПФИ), равен превышению суммы справедливых стоимостей всех ПФИ, представляющих собой актив, над суммой справедливых стоимостей всех ПФИ, представляющих собой обязательство, с учетом перечисленных возвратных первоначальных и (или) периодических платежей (разница между остатками на балансовых счетах N 52601 и N 52602).

Текущий кредитный риск по ПФИ, не включенным в соглашение о неттинге по ПФИ, равен величине справедливой стоимости ПФИ, представляющего собой актив (балансовый счет N 52601). По проданным опционам, не включенным в соглашение о неттинге по ПФИ, текущий кредитный риск (стоимость замещения) не рассчитывается.

4. Потенциальный риск по ПФИ, не включенным в соглашение о неттинге по ПФИ, рассчитывается путем умножения стоимости ПФИ, по которой он отражен на дату заключения договора (сделки), являющегося (являющейся) ПФИ, на соответствующих внебалансовых счетах (далее - номинальная контрактная стоимость) на коэффициенты в зависимости от срока, оставшегося от отчетной даты до даты валютирования, в соответствии со следующей таблицей.

В настоящее время в России существует два вида банков: «обычные», имеющие так называемую универсальную лицензию, и банки с базовой лицензией. На получение универсальной лицензии могут претендовать только кредитные организации с капиталом свыше 1 млрд рублей. Однако если собственные средства банка с базовой лицензией достигают 3 млрд рублей, на него распространяются регуляторные нормы, предусмотренные для универсальной лицензии. Таким образом, базовая лицензия адресована кредитным учреждениям довольно скромных размеров. На 1 июня 2020 года на рынке действовал 131 банк с базовой лицензией. Какими игроками представлена эта часть банковского сектора?

Обладателями базовой лицензии действительно являются небольшие банки — в этом легко убедиться, ранжировав их по величине (см. рэнкинг ниже). Так, активы Банка ПТБ, занявшего первую строчку, составляют всего 13,3 млрд рублей, а у ФорБанка, замыкающего первую десятку, активы чуть менее 6,3 млрд рублей. Объем активов самого маленького банка с базовой лицензией — КБЦА — составляет 255 млн рублей. У половины кредитных организаций показатель не превышает 1,8 млрд рублей. Суммарные активы этого сегмента банковской системы — 309 млрд рублей на 1 июня 2020 года — можно условно соотнести с размером баланса одного российского банка из топ-30.

Есть ли у модели банка с базовой лицензией какие-либо особенности, влияющие на спектр его операций? Первоначально предполагалось, что такие банки должны фокусироваться исключительно на кредитовании субъектов малого предпринимательства и физических лиц. Но, как ни странно, соответствующие пруденциальные ограничения были установлены лишь косвенно, в виде повышающих коэффициентов при расчете норматива Н6 (при этом его предельное значение для банков с базовой лицензией было понижено до 20%), и содержались в нормативном документе Банка России. Вступившая в силу в мае 2017 года редакция закона «О банках и банковской деятельности» обладателям базовой лицензии запретила лишь заключать сделки с нерезидентами и совершать операции с драгоценными металлами (которые и ранее предполагали особую лицензию). С апреля 2020 года Банк России отменил упомянутые повышающие коэффициенты к нормативу Н6 для банков с базовой лицензией, и перечень доступных им операций теперь почти не отличается от возможностей их «коллег» с универсальной лицензией.

Данные о структуре вложений банков с базовой лицензией демонстрируют, что эти игроки не проявляют высокой кредитной активности. На 1 июня 2020 года доля активов таких банков, приходящаяся на ссудную задолженность юридических и физических лиц, в среднем не превышала 34%. В то же время средний удельный вес их ликвидных активов был близок к 50%. Так как на 1 марта 2020 года значения этих показателей практически не отличались от приведенных, низкую относительную величину ссуд нельзя объяснить кризисными явлениями. В составе ликвидных активов банков с базовой лицензией, как правило, довольно значительное место занимают депозиты в Банке России, межбанковские кредиты и ценные бумаги, а не остатки на ностро-счетах. Последнее заставляет усомниться в том, что внушительная подушка ликвидности в большинстве случаев связана с бизнесом таких банков в сфере платежей и расчетов. Обращает на себя внимание величина кассовых остатков у четырех банков с базовой лицензией: у Кросна-Банка, банка «Нейва», Севастопольского Морского Банка и Геобанка она превышает 25% от размера активов. Еще у трех — банка «Сервис Резерв», КБ «Спутник» и ФФИН Банка — показатель превышает 10% от активов.

Рассмотрим структуру пассивов банков с базовой лицензией. Преобладание остатков на счетах физлиц в общем объеме привлеченных ими средств клиентов (129 млрд из 207 млрд рублей на 1 июня 2020 года) закономерно: 90% этих небольших кредитных организаций включены в ССВ. При этом доля средств населения в пассивах прямо пропорциональна размеру банка: у первой половины банков в рэнкинге она составляет в среднем 42%, у второй половины — 24%. Для банков с базовой лицензией установлены более низкие нормативы обязательных резервов по рублевым средствам клиентов в сравнении с «универсальными»: 1% против 4,75%. Очевидно, что это «послабление» повышает процентную маржу обладателя базовой лицензии всего на 10–20 базисных пунктов. Для среднего банка с базовой лицензией с рублевыми остатками на счетах клиентов в размере 1 млрд рублей эта разница в нормативах повысит годовую чистую прибыль лишь на 1–2 млн рублей. Такая сумма несущественна даже по меркам самых небольших кредитных организаций, которые, кстати, часто демонстрируют невысокую стоимость привлеченных средств (рэнкинг по стоимости фондирования за I квартал 2020 года).

Банки с базовой лицензией показывают комфортный уровень обеспеченности собственными средствами, если ориентироваться на значения нормативов достаточности капитала Н1.2 и Н1.0. В частности, у 75% банков показатель Н1.2 на 1 июня 2020 года превышал 15%. Запас прочности* в нормативах Н1.2 и Н1.0 этих банков крайне значителен: у двух третей обладателей базовой лицензии он превышает 30% чистой ссудной задолженности. Другими словами, с этой точки зрения препятствий для наращивания кредитных портфелей банками с базовой лицензией нет. Оговоримся, что эти выводы оставляют за рамками вопросы о реальном качестве активов и источников формирования капитала банков. Проблема заключается в другом: капитал многих из этих кредитных учреждений лишь ненамного превышает минимальное значение, установленное Банком России (300 млн рублей), а у некоторых уже опустился ниже. Во многих случаях это сочетается с солидным запасом прочности банка в нормативах Н1.2, Н1.0. С учетом этого буфер абсорбирования потерь у 40% банков с базовой лицензией можно охарактеризовать как умеренный — менее 15% чистой ссудной задолженности, причем на фоне весьма небольшого ее удельного веса в активах.

Еще одно важное замечание о нормативах Н1: вопреки распространенному мнению, банки с базовой лицензией не получили реальных «льгот» на их соблюдение, несмотря на отмену для них нормативов Н1.1 и Н1.4. Во-первых, у 122 из 130 кредитных организаций (мы исключили один санируемый банк) базовый капитал совпадает с основным**. При этом знаменатели нормативов Н1.1 и Н1.2 тождественны. Таким образом, большинство банков с базовой лицензией, соблюдая Н1.2, с еще большим запасом выполняли бы и требования по Н1.1, если бы они были для них установлены. У 116 из таких кредитных организаций Н1.1 на 1 июня 2020 года достигал бы 10% и более, а значения ниже 6% продемонстрировали бы лишь два банка.

Соблюдение норматива левериджа (Н1.4) в размере 3% не представляет большой сложности для банков с универсальной лицензией, имеющих, как правило, большую долю ссуд в активе и меньшую — капитала в пассиве, нежели банки с базовой лицензией. Поэтому нет оснований предполагать, что наличие норматива Н1.4 серьезно ограничило бы кредитные операции последних***.

Рассмотрим финансовые результаты банков с базовой лицензией. За пять месяцев 2020 года они продемонстрировали суммарный убыток в размере 1 056 млн рублей, хотя аналогичный период 2019 года те же банки завершили с прибылью в 1 028 млн рублей. Примерно половину от этого «провала» чистой прибыли более чем на 2 млрд рублей обеспечили два банка. Убыток Севастопольского Морского Банка за пять месяцев 2020 года составил 670 млн рублей против 60 млн рублей годом ранее (с января 2020 года банк проходит процедуру санации). Муниципальный Камчатпрофитбанк, продемонстрировавший экстраординарный рост прибыли до 540 млн рублей в первом полугодии 2019 года, показал во втором полугодии сопоставимый убыток.

Удельный вес убыточных банков с базовой лицензией значителен — и заметно вырос в 2020 году. Если на 1 июня 2019 года убыточными были 44 из 141 банка с базовой лицензией, то год спустя отрицательный финансовый результат показывают уже 62 из 131 банка. Такую динамику можно в равной мере связать как с конъюнктурными факторами, так и с фундаментальной слабостью бизнес-моделей банков с базовой лицензией, с их неспособностью найти приемлемые рыночные ниши.

Низкая прибыльность и уязвимая капитализация банков с базовой лицензией заставляют задуматься о том, насколько высок для этих игроков риск отзыва лицензии. Такая статистика за пандемийный 2020 год непоказательна, поэтому обратимся к более благоприятному прошлому году. За 2019 год 11 из 149 банков, обладавших базовой лицензией на начало года, ее лишились (без учета случаев реорганизации и аннулирования лицензии). Таким образом, докризисный годовой «уровень смертности» банков с базовой лицензией можно оценить приблизительно в 7,4%. Для банков с универсальной лицензией этот показатель ниже и составлял 4,5%. Такая разница обусловлена, на наш взгляд, не только и не столько факторами финансовой устойчивости, сколько различиями в реализации Банком России надзорной политики применительно к двум типам банков.

Нельзя обойти вниманием и вопрос о владельцах банков с базовой лицензией. Прежде всего отметим, что среди них нам не удалось найти ни одного банка, который находился бы под контролем зарубежных финансовых институтов, хотя капитал нескольких из принадлежащих им кредитных организаций в РФ не превышает 2,7 млрд рублей. Вероятно, эта форма банковской деятельности не привлекательна для финансовых организаций — нерезидентов. Тем не менее шесть банков с базовой лицензией находятся в бенефициарном владении иностранных физических и юридических лиц (их доля в капитале превышает 50%), которые, по-видимому, не являются «техническими». В частности, Икано Банк и Оней Банк контролирует основатель Credit Europe Group Хюсню Озйегин, в первом случае совместно с владельцами «Икеи», во втором — с группой «Ашан» и BPCE. Конечными владельцами свыше 60% долей в капитале Примтеркомбанка заявлены граждане КНР. Рента Банк и банк «Берейт» принадлежат гражданам Израиля, а Прокоммерцбанк — подданному Турции. Кроме того, можно выделить группу из пяти банков с базовой лицензией, свыше 25% капитала которых находятся в собственности субъектов РФ: ЧБРР, банк «Элита», банк «Йошкар-Ола», НБТ и Енисейский Объединенный Банк. Наконец, одна кредитная организация — Севастопольский Морской Банк — проходит процедуру санации, то есть контролируется АСВ. Ключевыми конечными владельцами остальных 119 банков с базовой лицензией являются граждане РФ. Иностранные физические и юридические лица, а также субъекты не имеют прямого или косвенного участия в их капитале, либо это участие несущественно.

Банки с базовой лицензией 01.06.20

Рэнкинг банков с базовой лицензией по величине активов на 1 июня 2019 года

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: