Какое такси принадлежит сбербанку

Обновлено: 24.04.2024

Платформа для управления корпоративной мобильностью Gett отказалась от сделки, благодаря которой могла бы получить листинг на американской бирже. Одновременно стало известно об уходе Gett из России.

Gett передумал выходить на американскую биржу

Шведский инвестиционный фонд VNV Global сообщил, что Gett, одна из его портфельных компаний, отказалась от планов по обратному поглощению американской компании Rosecliff Acquisition Corp I. О данной сделке было объявлено в конце 2021 г.

Rosecliff Acquisition Corp I имеет листинг на американской бирже NASDAQ, но не имеет активов. Такого рода компании называются SPAC (Special Purpose Acquisition Company): они создаются целью с целью выхода на биржу и слияния с другой компанией, которая желает стать публичной. В момент IPO Rosecliff Acquisition Corp I привлекал $253 млн, которые можно было бы использовать после сделки с Gett. Дополнительно «спонсор» поглощаемой компании Rosecliff Venture Management обещал вложить в объединенную структуру $30 млн.

Gett покидает Россию

Одновременно фонд VNV Global сообщил, что Gett решила уйти с российского рынка. Россия приносила компании менее 14% ее доходов. Принятые решения были вызваны текущими рыночными условиями и стратегическим планированием.

gett6001.jpg

Gett уходит из России и одновременно отказывается от сделки, благодаря которой могла бы получить листинг на NASDAQ

При этом Gett продолжает ориентироваться на глобальный рынок корпоративной мобильности, объем которого оценивается в $100 млрд. Также Gett утверждает, что ее выручка в IV квартале 2021 г. выросла на 44%, а рентабельность на операционном уровне увеличилась в четыре раза за весь 2021 г.

Как создавался и эволюционировал бизнес Gett

Компания Gett была создана в 2010 г. в Израиле эмигрантом из СССР Дэйвом (Шахаром) Вайсером. Первоначально компания работала в качестве такси-агрегатора и называлась Gettaxi. Компания также вышла на рынке России и Великобритании, а в 2017 г. и на рынок США.


За время своего существования Gett привлекла более $100 млн инвестиций от компании Access Industries (принадлежит американцу российского происхождения Леонарду Блаватнику), немецкой Volkswagen, американской компании MCI Capital и фонда Vostok Nafta. В числе инвесторов выступал и Сбербанк, который в 2016 г. предоставил Gett венчурный кредит на сумму $100 млн. Данные средства могли быть конвертированы в акции Gett в случае выхода компании на биржу или привлечения ей стратегического инвестора.

В 2019 г. Gett покинула американский рынок и поменяла свою концепцию, сделав ставку на корпоративных клиентов (B2B). Компания позиционирует себя как B2B-маркетплейс для выбора транспортных услуг и облачную платформу для управления затратами на транспортные ресурсы предприятия. С помощью платформы Gett предприятие может комбинировать возможности собственного транспортного парка, агрегаторов такси (наподобие Uber), традиционных такси-сервисов и сервисов аренды лимузинов.

В России в 2021 г. Gett договорился о сотрудничестве со своим конкурентом «Ситимобил». Водители «Ситимобил» стали получать заказы от Gett в классе «эконом», а также заказы от корпоративных клиентов.


Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ / купить фото

Сервис заказа такси «Ситимобил» начал привлекать корпоративных клиентов, свидетельствует реклама в социальных сетях. В компании подтвердили “Ъ” выход в b2b-сегмент. «Мы видим растущий интерес к нашему бренду со стороны корпоративных клиентов. Средний чек у них выше, чем у обычных пассажиров: такие клиенты ездят чаще, дольше и дальше, часто пользуются трансферами в аэропорты»,— сообщил директор по связям с общественностью «Ситимобил» Георгий Лобушкин. По его словам, сервис уже работает в этом сегменте в Москве и планирует заниматься корпоративными поездками и в регионах.

Услуги для корпоративных клиентов уже предлагают Gett, «Яндекс.Такси» и «Везет». На сайте Gett указывается, что сейчас у них 15 тыс. корпоративных клиентов. В майском интервью РБК основатель сервиса Дейв Вайсер говорил о 26 тыс. компаний-клиентов и уточнял, что корпоративный сегмент приносит 80% выручки сервиса, размер которой не раскрыл. Вчера в компании отказались от комментариев. У «Яндекс.Такси», по собственным данным, более 50 тыс. корпоративных клиентов. «Везет» предлагает корпоративные поездки еще с 2011 года, сообщила представитель компании. «Рынок стабилен — по нашим данным, примерно 3% поездок в каждом городе совершается за корпоративный счет. Самый главный запрос у таких клиентов — понятное ПО, с помощью которого можно планировать и контролировать бюджет»,— отметили в «Везет».

Опрошенные “Ъ” аналитики и участники рынка затрудняются дать точную оценку корпоративному сегменту такси. Исходя из данных столичного департамента транспорта о 870 тыс. поездок в Москве ежедневно и среднего чека в третьем квартале в 457 руб., а также оценки «Везет» по доле поездок за корпоративный счет, в Москве этот сегмент может оцениваться в 4,5 млрд руб. в год. Сентябрьский отчет Альфа-банка свидетельствует, что b2b-сегмент мог сгенерировать 1,4 млрд руб. выручки для «Яндекс.Такси» во втором квартале 2019 года, а за весь год показатель может составить 5–6 млрд руб. Аналитики банка прогнозировали, что b2b-сегмент станет важным источником роста выручки для «Яндекс.Такси» в ближайшие годы и позволит увеличить средний чек и комиссии сервиса.

Пока корпоративное такси — очень маленький сегмент в сравнении с общим рынком такси, но перспективы есть, согласен аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. «Сейчас перед многими корпорациями стоит задача оптимизации расходов через отказ от собственного парка автомобилей, поэтому больше компаний будут переходить на корпоративное такси»,— рассуждает он. Аналитик указывает, что для агрегаторов выход в этот сегмент не требует больших инвестиций и позволяет улучшить экономику сервиса, поскольку дает «некую стабильность» в части заказов.

Сервис такси «Ситимобил», который должен был закрыться 15 апреля 2021 г., продолжил работу. Владельцы сервиса Сбербанк и холдинг VK нашли ему нового владельца в лице компании People&People, управляющей петербургскими платформами «Грузовичкоф» и «Таксовичкоф».

Новый владелец «Ситимобил»

Совместное предприятие Сбербанка и интернет-холдинга VK «О2О Холдинг» объявила о продаже агрегатора такси «Ситимобил». Покупателем выступает компания People&People, которая управляет петербургскими сервисами «Таксовичкоф» и «Грузовичкоф».

People&People получит часть активов «Ситимобила»: технологическую платформу, бренд и каналы привлечения клиентов. Часть сотрудников «Ситимобила» перейдут в People&People. Сумму сделки стороны не раскрывают.

Как «Ситимобил» чуть было не закрылся

Ранее, 11 марта 2022 г., было объявлено о закрытии «Ситимобил». Соответствующее решение приняли акционеры проекта. Предполагалось, что сервис проработает до 15 апреля.

citymobil600.jpg

Источник CNews, знакомый с ситуацией в компании, пояснял, что на закрытии сервиса настаивал VK, тогда как Сбербанк был за продолжение его работы. После ухода вице-президента Сбербанка Льва Хасиса, отвечавшего за развитие экосистемы банка и электронной коммерции, поддерживать проект оказалось некому, говорил собеседник CNews.

Но теперь приложения «Ситимобил» как для водителей, так и для пассажиров, продолжили работу. В этом убедился и корреспондент CNews: правда, для работы приложения по вызову такси требуется его обновить.

В то же время юридическое лицо сервиса «Сити-Мобил», как и планировалось ранее, будет закрыто. При этом в рамках «О2О Холдинг» останутся каршеринговый сервис «Ситидрайв» и топливная платформа. Когда предполагалось закрыть «Ситимобил», эти активы планировалось сохранить.

История «Ситимобил»


На момент завершения сделки по созданию «О2О Холдинг» его доля в «Ситимобиле» составила 95%. Впоследствии холдинг выкупил долю Арама Аракеляна, увеличив размер своего пакета до 97,4%. 2,6% акций «Ситимобил» оставались у «Мегафона». Также YouDrive был переименован в «Ситидрайв» и присоединен к «Ситимобилу».

Убытки «Ситимобил»

Согласно бухгалтерской отчетности ООО «Сити-мобил», в 2021 г. выручка компании увеличилась в 3,7 раз до 3 млрд руб. При этом чистый убыток составил 10,1 млрд руб. Источник CNews на рынке такси-сервисов говорит, что новому владельцу «Ситимобила» придется вкладывать значительные средства, потому что иначе будет сложно соревноваться с лидером «Яндекс.Такси».

Часть активов «Ситимобила» — технологическую платформу сервиса, бренд и каналы привлечения клиентов — приобретет компания People&People. Сделку закроют во втором квартале 2022 года, ее сумма не раскрывается

Фото: Андрей Любимов / РБК

People&People приобретет технологическую платформу сервиса, бренд и каналы привлечения клиентов. Сделка будет закрыта во втором квартале 2022 года, ее сумма не раскрывается.

За счет соглашения «Таксовичкоф» увеличит долю на рынке агрегаторов такси и расширит присутствие, в том числе на все города-миллионники России, заявили в «Сбере».

Фото:Андрей Любимов / РБК

Накануне источники РБК на рынке такси сообщили, что петербургская «Транс-Миссия», которой принадлежат «Грузовичкоф» и «Таксовичкоф», ведет переговоры о покупке части активов «Ситимобила».

В марте «Ситимобил» объявил, что проект будет закрыт. Компания уточнила, что это произойдет 15 апреля, а каршеринг «Ситидрайв» продолжит работу. Со слов источников РБК, которые присутствовали на встрече гендиректора «Ситимобила» Виталия Бедарева с коллективом, закрытие связано с нежеланием акционеров продолжать вкладывать в него. Как пояснил гендиректор, в развитие компании инвестировано немало денег, однако этого оказалось недостаточно, чтобы она стала прибыльной.

Фото:Сергей Коньков / ТАСС

Фото: Chris McGrath / Getty Images

Почему фрилансеры все-таки не заменят компании ключевых сотрудников

Фото: Shutterstock

Поставки газа в ЕС падают. Что будет с акциями «Газпрома»

Фото: Andrea Verdelli / Getty Images

Локдауны в Китае грозят новым логистическим кризисом. Чего ждать

Кастовость, стартапы, осторожность — что нужно знать о бизнесе в Индии

Фото: Shutterstock

Услуги консалтинга востребованы как никогда: чего хотят компании

Продажи вакцины от короновируса упадут. За счет чего будет расти Pfizer

Фото: insta_photos / Shutterstock

Что делать с ETF: мнения аналитиков

Фото: Paz Arando/Unsplash

На рынке продовольствия паника. Сможет ли мир избежать голода

VK и «Сбер» создали O2O-холдинг в 2019 году. Изначально в него входили «Ситимобил», сервис доставки еды Delivery Club, цифровая платформа для ресторанного рынка FoodPlex, затем портфель пополнился другими активами, в том числе сервисом готовой еды «Кухня на районе» и сервисом доставки продуктов «Самокат». 21 марта источники РБК сообщили, что VK и «Сбер» ищут покупателя «Кухни на районе», в числе потенциальных покупателей — «Яндекс».

Сооснователь и генеральный директор сервиса такси «Ситимобил» Арам Аракелян продал свою долю, следует из данных Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), на них обратил внимание «Коммерсантъ».

В пресс-службе «Ситимобила» подтвердили «Коммерсанту», что Аракелян продал долю «О2О Холдингу». Кроме того, сооснователь сервиса планирует уйти с поста гендиректора, сообщили там. Его обязанности перейдут Виталию Бедареву.

Сам Аракелян планирует заняться собственными проектами вместе с партнерами Оганесом Аракеляном и Владиславом Абрамяном.

Фото:Владимир Гердо / ТАСС

Когда щедрость работодателя к выплатам премий заинтересует ФНС — кейсы

Будьте как мы: зачем Сoca-Cola сменила название в Китае на Ke Kou Ke Le

Фото: Jamie Squire / Getty Images

Как не оставить наследников ни с чем при переезде и релокации бизнеса

Фото: Andrea Verdelli / Getty Images

Локдауны в Китае грозят новым логистическим кризисом. Чего ждать

Не все можно заменить: без этих ИТ-сервисов бизнесу будет особенно сложно

Фото: Mario Tama / Getty Images

От этих 40 акций избавились Баффет, Гейтс и другие гуру инвестиций: обзор

Какой рубль выгоден государству — сильный или слабый?

Фото: Paz Arando/Unsplash

На рынке продовольствия паника. Сможет ли мир избежать голода

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: