Обязанности банков при проведении налогового контроля

Обновлено: 25.04.2024

Налоговые обязанности банков

Публикация подготовлена при участии специалистов ФНС России

На кредитные организации возложены обязанности по контролю и надзору в области налогов и сборов. С 2007 года налоговые органы получили право контролировать, как банки выполняют такие функции. Об этом, а также о доступе налоговых органов к сведениям, составляющим банковскую тайну, читайте в статье.

Право налоговых органов контролировать выполнение кредитными организациями обязанностей, установленных в Налоговом кодексе, впервые появилось в законодательстве с введением в действие с 1 января 2007 года Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ. В соответствии с названным законом статья 7 Закона Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон N 943-1), в которой перечислены права налоговых органов, была дополнена пунктом 15. В нем и зафиксировано указанное право. Причем в пределах, необходимых для проведения данного контроля, налоговые органы могут получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну.

В пункте 15 статьи 7 Закона N 943-1 сказано, что порядок контроля налоговых обязанностей банков устанавливается ФНС России по согласованию с Банком России. Однако до настоящего времени такой документ не утвержден.

Понятие кредитных организаций содержится в статье 1 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1). Таковыми являются юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели деятельности вправе осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом N 395-1. Для этого названные организации должны получить специальное разрешение (лицензию) Банка России. Кредитная организация может быть образована на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Для целей законодательства о налогах и сборах к банкам относятся коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Банка России (п.2 ст.11 НК РФ). При этом правила, предусмотренные в отношении банков в части первой Налогового кодекса, распространяются на Банк России и государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)". Основание - пункт 5 статьи 11 НК РФ.

Итак, понятие кредитных организаций как субъектов контрольно-надзорной деятельности налоговых органов согласно пункту 15 статьи 7 Закона N 943-1 совпадает с определением банков, приведенным в статье 11 НК РФ. Вместе с тем налоговый контроль, установленный в пункте 15 статьи 7 Закона N 943-1, не распространяется на Банк России и государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)". Тем более что на основании того же пункта Банк России уполномочен согласовать нормативный правовой акт, регламентирующий данный вид контроля.

Формы налогового контроля банков

Из норм Налогового кодекса следует, что контроль за выполнением кредитными организациями обязанностей, возложенных на них законодательством о налогах и сборах, не проводится в форме налоговой проверки. Дело в том, что цель камеральной и выездной налоговых проверок - контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом норм законодательства о налогах и сборах. Это установлено в пункте 2 статьи 87 НК РФ. Исходя из пунктов 4 и 17 статьи 89 Кодекса, предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления (исчисления и удержания) и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов. Следовательно, предмет налоговой проверки, который указывается в решении о ее проведении, не может включать контроль за выполнением кредитными организациями установленных Налоговым кодексом обязанностей (далее - налоговый контроль банков).

Налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, целью которых является контроль за выполнением банками законодательства о налогах и сборах, Налоговым кодексом не предусмотрены. Значит, налоговый контроль банков не может проводиться в форме выездной или камеральной налоговой проверки либо в форме иного мероприятия налогового контроля. Данный вывод содержится и в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2007 N 1176/07. В нем говорится, что ни Налоговым кодексом, ни Законом N 943-1 налоговым органам не предоставлено право проверять исполнение банками обязанностей, предусмотренных в статьях 46, 60, 76 и 86 НК РФ, путем проведения выездных налоговых проверок. В силу статей 87-89 Кодекса налоговые проверки проводятся только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Проверка деятельности других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, может осуществляться иными методами, определенными законодательством о налогах и сборах.

Если налоговый контроль банков проводится одновременно с другими мероприятиями налогового контроля, например с выездной налоговой проверкой самого банка как налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента), такие действия нельзя считать неправомерными. Решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, может быть признано недействительным только в части налогового контроля банков. При этом вопрос о законности нахождения проверяющих должностных лиц налогового органа на территории (в помещении) банка не возникает.

Допустим, в выездную налоговую проверку кредитной организации был включен контроль за выполнением обязанностей, предусмотренных Налоговым кодексом. На практике правовые последствия данного незаконного включения возникают, только когда такой контроль - единственное основание для присутствия проверяющих должностных лиц налогового органа на территории (в помещении) банка. Если в результате подобных действий получены доказательства налогового правонарушения банка, они не могут служить основой доказательственной базы по такому правонарушению.

Инструменты налогового контроля банков

До 1 января 2007 года перечень средств, предназначенных для проведения налогового контроля банков, был достаточно ограничен. После этой даты арсенал инструментов контроля существенно расширился. Перечислим их.

1. Налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ. Основание - подпункт 10 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

Контроль за выполнением кредитными организациями обязанностей, установленных в Налоговом кодексе, не может проводиться в форме налоговой проверки

Указанное право было у налоговых органов и до 2007 года, но теперь оно распространяется также на документы, подтверждающие факт списания сумм налоговых платежей с корреспондентских счетов банков. Кроме того, ранее налоговые органы не могли требовать документы, которые подтверждали уплату сборов. С 1 января 2007 года они такое право получили.

2. Налоговые органы имеют право требовать от банка копию оформленного на бумажном носителе поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (п.7 ст.45 НК РФ). При этом банк обязан предоставить запрашиваемые копии документов в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.

3. Как и раньше, банки обязаны информировать налоговые органы об открытии или закрытии счета организации (индивидуального предпринимателя). С 1 января 2007 года они должны также подавать сведения об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя). На это отводится пять дней со дня открытия, закрытия либо изменения реквизитов счета (п.1 ст.86 НК РФ). Кроме того, теперь необходимо сообщать и о счетах, открываемых для ведения профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты (п.4 ст.86 НК РФ).

НК РФ Статья 60. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов, сборов, страховых взносов

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 60 НК РФ

1. Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (далее в настоящей статье - поручение налогоплательщика), а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - поручение налогового органа) в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается, за исключением операций по перечислению налога посредством осуществления трансграничного перевода денежных средств с использованием международных платежных карт, при осуществлении которого налогоплательщика обслуживает иностранный банк.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При предъявлении физическим лицом поручения на перечисление налога в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), срок, установленный абзацем первым настоящего пункта для исполнения банком поручения налогоплательщика, продлевается в установленном порядке на время доставки такого поручения организацией федеральной почтовой связи в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. При наличии денежных средств (драгоценных металлов) на счете налогоплательщика или остатка его электронных денежных средств банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 27.11.2017 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. При невозможности исполнения поручения налогоплательщика в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, или поручения налогового органа в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств (драгоценных металлов) на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа - в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленного подразделения).

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 02.11.2013 N 306-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную настоящим Кодексом.

Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации сумму налога. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 настоящего Кодекса, а за счет иного имущества - в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 47 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 04.11.2005 N 137-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 27.11.2017 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк Российской Федерации с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - требование о перечислении налога) должно быть направлено в банк в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной банком в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Требованием о перечислении налога признается уведомление банка о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.

Форматы требования о перечислении налога, а также порядок направления этого требования в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 4.2 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

5. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и распространяются на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сборов, страховых взносов, единого налогового платежа, пеней и штрафов.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 29.07.2018 N 232-ФЗ, от 29.11.2021 N 379-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Правила, установленные настоящей статьей, также применяются при исполнении банком поручений местных администраций, организаций федеральной почтовой связи и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц - налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов).

(п. 6 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 29.07.2018 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. При исполнении банками поручений по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

(п. 7 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

Сам по себе факт направления налоговым органом запроса в кредитное учреждение о предоставлении выписок по операциям на счетах контрагента ООО не нарушает прав последнего, поскольку имеет своей целью выяснение конкретных обстоятельств в отношении контрагента проверяемого налогоплательщика.

2. Положения ч. 1 ст. 86 НК РФ требуют предоставления именно свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а не другого документа

Диспозиции пункта 1 статьи 86 НК РФ и пункта 1 статьи 132 НК РФ требуют предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а не какого-либо иного документа и расширительному толкованию не подлежат.

3. Предоставление документов, перечисленных в ч. 2 ст. 86 НК РФ, является безусловной обязанностью банка

Законодательством установлена безусловная обязанность банка представить по мотивированному запросу налогового органа документы, необходимые для осуществления налогового контроля.

4. Перечень оснований для истребования у банка документов, перечисленных в ч. 2 ст. 86 НК РФ, является исчерпывающим

Перечень оснований для направления налоговым органом запроса о предоставлении выписки по счету организации является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Предусмотренный пунктом 2 статьи 86 Кодекса перечень оснований для истребования налоговым органом у банка документов является исчерпывающим.

Перечень документов, подлежащих представлению налоговым органам, содержащийся в части 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

5. Истребование справки по операциям и счетам, предусмотренной ч. 2 ст. 86 НК РФ, является одной из форм налогового контроля

В пункте 2 статьи 86 НК РФ предусмотрено, что банки обязаны выдавать налоговым органам выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа и только в определенных случаях: при проведении мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций, индивидуальных предпринимателей, при вынесении решения о взыскании налога, принятии решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя.

Следовательно, информирование банками налоговых органов о своих клиентах является одной из форм налогового контроля.

Одной из форм налогового контроля, предусмотренного главой 14 Кодекса, является информирование налоговых органов банками о своих клиентах.

6. Ст. 86 НК РФ не содержит ссылку на обязательное нахождение лица, в отношении которого запрашиваются документы, на учете в налоговом органе, направившем требование

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды трех инстанций, руководствуясь положениями статей 86, 93.1 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ), пришли к выводу, что налоговый орган вправе запросить выписку по операциям на счетах организации, в отношении которой проводятся мероприятия налогового контроля в соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса, в том числе и в случае, когда указанная организация не состоит на учете в данном налоговом органе.

Вытекающая из статьи 86 Налогового кодекса обязанность банков выдавать справки по счетам их клиентов является отдельным правовым институтом, связанным с проведением мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, при этом данная норма не содержат ссылку на обязательное нахождение лица, в отношении которого запрашиваются документы, на учете в налоговом органе, направившем требование.

7. Закон не предусматривает для филиала банка особого порядка или иного срока по предоставлению документов, перечисленных в ч. 2 ст. 86 НК РФ

В случае направления предусмотренных статьей 86 НК РФ запросов непосредственно филиалу банка такие документы считаются полученными банком как юридическим лицом и подлежат исполнению в порядке и сроки, установленные Кодексом.

При этом законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено особого порядка исполнения таких документов в случае их получения непосредственно филиалом банка. Соответственно, сроки исполнения запроса налогового органа в таком случае исчисляются в общем порядке в соответствии со статьями 6.1 и 86 Кодекса.

8. Закон предусматривает выдачу документов, перечисленных в ч. 2 ст. 86 НК РФ, только в отношении конкретного налогоплательщика

Указанная в пункте 2 статьи 86 Кодекса информация может быть также запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога и в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).

Таким образом, из содержания названной нормы права следует, что перечисленные выше документы могли быть запрошены инспекцией у банка только по указанным основаниям в отношении конкретного налогоплательщика. В этом случае банк обязан предоставить соответствующую информацию инспекции по ее мотивированному запросу.

9. Обязанность выдачи документов, перечисленных в ч. 2 ст. 86 НК РФ, по своей правовой природе отличается от истребования документов у налогоплательщика при проведении налогового контроля

Предусмотренная пунктом 2 статьи 86 Кодекса обязанность банков выдавать соответствующие справки и выписки по счетам их клиентов является отдельным правовым институтом, не связанным с институтом истребования у налогоплательщиков (в том числе банков) документов при проведении в их отношении мероприятий налогового контроля (то есть в порядке статей 93 и 93.1 Кодекса).

10. Положения ч. 2 ст. 86 НК РФ не предусматривают требований к форме справки о наличии счетов или вкладов

Положения статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливают требований к форме выписки и порядку ее выдачи.

11. Судебная практика определяет состав сведений, которые должны содержаться в документах, перечисленных в ч. 2 ст. 86 НК РФ

Закон (п. 3 ст. 86 НК РФ), регламентируя исполнение банком обязанности по представлению информации по запросам налоговых органов, предусматривает, что такая информация должна представляться в форме, установленной федеральным органом исполнительной власти. Цель запроса - проведение мероприятий налогового контроля. Следовательно, выписка как минимум должна содержать те сведения по счету проверяемой организации, которые способны обеспечить налоговый контроль. Очевидно, что такими сведениями являются ИНН\КПП и наименование плательщика, получателя денежных средств, а также наименование банка плательщика, получателя денежных средств. Следовательно, отсутствие в выписке указанных сведений, позволяющих идентифицировать контрагентов проверяемой организации, в сущности, равнозначно непредставлению надлежащей выписки и должно влечь ответственность по ст. 135.1 НК РФ.

12. Налоговый орган не вправе проверять исполнение обязанности, предусмотренной ст. 86 НК РФ, путем проведения выездных налоговых проверок

Суд кассационной инстанции правомерно указал, что ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни Законом Российской Федерации "О налоговых органах в Российской Федерации" налоговым органам не предоставлено право проверять исполнение банками обязанностей, предусмотренных статьями 46, 60, 76, 86 Кодекса, путем проведения выездных налоговых проверок, поскольку в силу статей 87-89 Кодекса налоговые проверки проводятся только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

13. За невыполнение обязанности, предусмотренной ст. 86 НК РФ, банк несет ответственность по ст. 135.1 НК РФ

14. Банк обязан предоставить выписку по расчетным счетам организации, пусть и прекратившей свою деятельность, с указанием в ней всех предусмотренных законом реквизитов

Как следует из материалов дела, в рамках осуществления мероприятий налогового контроля налоговым органом в адрес банка на основании пункта 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации направлен запрос о представлении выписки (выписок) по расчетным счетам, открытым в банке обществом с ограниченной ответственностью.

Банк представил налоговому органу выписки по расчетным счетам общества с ограниченной ответственностью.

Инспекцией составлен акт о том, что выписки не содержат обязательных сведений, предусмотренных приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25.07.2012 N ММВ-7-2/519@, а именно реквизитов банка плательщика/получателя денежных средств, реквизитов плательщика/получателя денежных средств и назначение платежа.

Налоговым органом по результатам рассмотрения материалов проверки принято решение о привлечении банка к ответственности, предусмотренной статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Полагая, что у банка отсутствовала обязанность по предоставлению выписок по операциям на счетах контрагента, прекратившего свою деятельность и не являющегося клиентом банка, общество обратилось в суд.

При наличии в рамках проведения мероприятий налогового контроля обоснованной необходимости получения сведений об ООО инспекцией в адрес банка направлен запрос о предоставлении выписки (выписок) по расчетным счетам общества, открытым в банке, на основании которого соответствующие выписки предоставлены, однако без указания сведений о реквизитах банка плательщика/получателя денежных средств (номере корреспондентского счета, наименовании, БИК), реквизитах плательщика/получателя денежных средств (наименовании/ФИО, ИНН/КПП), назначении платежа.

При указанных обстоятельствах, с учетом того, что действия по запросу документов у банка совершены инспекцией в порядке и пределах полномочий, регламентированных действующим законодательством, адресованы лицу, располагающему запрашиваемыми сведениями о деятельности организации, а предоставление последним выписки по расчетным счетам ООО по содержанию не соответствующей требованиям Порядка подлежит квалификации как неисполнение обязанности по представлению документов, перечисленных в статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к законным и обоснованным выводам о наличии правовых оснований для привлечения банка к соответствующей налоговой ответственности.

При оценке действий банка судами также обоснованно признан не имеющим юридического значения факт ликвидации ООО на момент направления указанного выше запроса.

15. Банк обязан представить по запросу налогового органа выписку по счету лица, являющегося контрагентом проверяемого налогоплательщика

Как обоснованно указал суд, из положений пункта 2 статьи 86 НК РФ следует, что выписка по операциям на счете клиента в банке может быть запрошена Инспекцией у банка в случае истребования у клиента банка документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 НК РФ.

В запросе Инспекцией указано, что выписки по операциям на счете (счетах) ООО "М" запрашиваются в связи с истребованием у данной организации в соответствии со статьей 93.1 НК РФ документов (информации) в отношении проверяемого налогоплательщика - ООО "Л", контрагентом которого является ООО "М".

Оценив представленную в материалы дела копию запроса налогового органа, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что в запросе приведены надлежащие основания, подтверждающие необходимость представления Банком выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах) организации - клиенте Банка; мотивировочная часть запроса соответствует формату, утвержденному приказом Федеральной налоговой службы от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@; упомянутые выписки запрашивались у Банка в отношении спорной организации в связи с проведением мероприятий налогового контроля. Следовательно, Банк должен был исполнить запрос. Утверждение подателя жалобы о незаконности запроса Инспекции ввиду отсутствия у налогового органа правовых оснований для истребования информации в отношении лиц, которые не являются проверяемыми налогоплательщиками, основано на ошибочном толковании норм права, в частности положений пункта 2 статьи 86 НК РФ.

16. По запросу налогового органа банки обязаны предоставлять информацию и в отношении контрагентов проверяемых налогоплательщиков

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание, что Кодекса предусматривает право налоговых органов запрашивать, в частности, выписки по операциям на счетах клиентов банков путем направления запроса непосредственно в обслуживающий соответствующего клиента банк (при этом такой запрос может быть сделан налоговым органом и в том случае, когда этот клиент не является проверяемым налогоплательщиком), суды пришли к выводу, что направленный в Банк запрос соответствует требованиям действующего законодательства, предъявляемым к его форме и содержанию, и направлен Инспекцией в рамках предоставленных ей полномочий.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на февраль 2022 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской, С.П. Родюшкиным, В.Н. Горностаевым.

ФНС России разработала порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Налоговым кодексом, например, таких как обязанности по приостановлению операций по счетам, переводов электронных денежных средств организаций и ИП; по исполнению поручений на перечисление налогов, сборов, страховых взносов (приказ ФНС России от 25 декабря 2019 г. № ММВ-7-8/659@). Документ вступает в силу по истечение месяца со дня его официального опубликования, т. е. с 28 июня 2020 года.

Так, согласно документу, налоговые органы могут проводить мероприятия налогового контроля за исполнением банками обязанностей, в отношении неопределенного круга налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, ответственных участников консолидированных групп налогоплательщиков, налоговых агентов, а также в отношении конкретного налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, налогового агента.

Период, за который осуществляются мероприятия контроля, не может превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено соответствующее решение. А срок их проведения не может превышать двух месяцев. Продлен он может быть еще на два месяца только в ряде установленных случаев. Например, если банк имеет в своем составе более четырех филиалов, если он не представил в установленный срок затребованных документов или воспрепятствовал осуществлению мероприятий контроля.

Что касается налогового контроля за исполнением банками обязанностей в отношении конкретного налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, налогового агента, то они осуществляются без вынесения решения при установлении налоговым органом факта нарушения банком обязанности, связанной с исполнением направленного налоговым органом в банк поручения (решения, запроса).

Также правилами устанавливаются формы документов, применяемых в ходе налогового контроля, в том числе протокол осмотра помещения банка, постановление о производстве выемки, опись изъятых документов и предметов, протокол допроса свидетеля и другие.

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 25 декабря 2019 года N ММВ-7-8/659@

Об утверждении Порядка контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации

В соответствии с подпунктом 2_1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 2014, N 14, ст.1544), пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст.3961; 2017, N 15 (ч.1), ст.2194), в целях организации контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, а также в связи с совершенствованием налогового администрирования

1. Утвердить Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы урегулирования задолженности по обязательным платежам.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В.Мишустин

в Министерстве юстиции

26 мая 2020 года,

регистрационный N 58477

Приложение
к приказу ФНС России
от 25 декабря 2019 года N ММВ-7-8/659@

Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, разработан в соответствии с подпунктом 2_1 пункта 1 и пунктом 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и устанавливает порядок организации и осуществления налоговыми органами мероприятий по налоговому контролю за исполнением банками обязанностей, установленных статьями 46, 60, 76, 86 Кодекса (далее - обязанности, установленные Кодексом).

II. Мероприятия налогового контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом

2. Должностные лица налоговых органов осуществляют следующие мероприятия налогового контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом:

мероприятия налогового контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом, в отношении неопределенного круга налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, ответственных участников консолидированных групп налогоплательщиков, налоговых агентов;

мероприятия налогового контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом, в отношении конкретного налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, налогового агента.

3. Документ налогового органа, предусмотренный настоящим Порядком, передается руководителю банка или его уполномоченному представителю непосредственно под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

В случае, если документ налогового органа невозможно передать способом, свидетельствующим о дате его получения, копия этого документа направляется по почте заказным письмом или передается в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи.

В случае направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня направления заказного письма.

В случае передачи документа налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи датой его направления считается дата, указанная в подтверждении даты отправки.

Датой получения банком документа налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, указанная в квитанции о его приеме.

III. Мероприятия налогового контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом, в отношении неопределенного круга налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, ответственных участников консолидированных групп налогоплательщиков, налоговых агентов

4. Мероприятия налогового контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Кодексом, в отношении неопределенного круга налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, ответственных участников консолидированных групп налогоплательщиков, налоговых агентов (далее - Мероприятия контроля) осуществляются на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по месту учета банка (месту учета банка в качестве крупнейшего налогоплательщика, месту нахождения филиала банка).

Форма решения об осуществлении Мероприятий контроля приведена в приложении N 1 к настоящему Порядку.

Решение об осуществлении Мероприятий контроля направляется банку способами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения налоговым органом такого решения.

5. Период, за который осуществляются Мероприятия контроля, не может превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение об осуществлении Мероприятий контроля.

6. Предметом Мероприятий контроля является исполнение банками обязанностей, установленных Кодексом.

7. Срок проведения Мероприятий контроля не может превышать двух месяцев. Указанный срок может быть продлен на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа до четырех месяцев в следующих случаях:

проведение Мероприятий контроля в отношении банка, имеющего в своем составе более четырех филиалов;

непредставление банком, в отношении которого осуществляются Мероприятия контроля, в установленный срок документов (информации), пояснений необходимых для осуществления Мероприятий контроля;

непредставление экспертом в установленный договором срок экспертного заключения;

неявка переводчика для осуществления порученного ему перевода;

воспрепятствование банком осуществлению Мероприятий контроля;

возникновение чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, пожара, залива водой, аварийной ситуации, затрагивающих банк, в отношении которого осуществляются Мероприятия контроля, и (или) налоговый орган, осуществляющий Мероприятия контроля.

Форма Решения о продлении срока осуществления Мероприятий контроля приведена в приложении N 2 к настоящему Порядку.

Решение о продлении срока осуществления Мероприятий контроля направляется банку способами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения налоговым органом такого решения.

8. Налоговый орган вправе осуществлять самостоятельные Мероприятия контроля в отношении филиалов банка в порядке, установленном пунктами 9-11, 13-17, 20 настоящего Порядка. Срок проведения самостоятельных Мероприятий контроля не может превышать двух месяцев. При этом указанный срок не может быть продлен.

9. В случае необходимости изменения состава проверяющих должностных лиц налогового органа, осуществляющих Мероприятия контроля, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о внесении изменений в решение об осуществлении Мероприятий контроля.

Форма решения о внесении изменений в решение об осуществлении Мероприятий контроля приведена в приложении N 3 к настоящему Порядку.

Решение о внесении изменений в решение об осуществлении Мероприятий контроля направляется банку способами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения налоговым органом такого решения.

10. Срок проведения Мероприятий контроля исчисляется со дня получения руководителем банка или его уполномоченным представителем решения об осуществлении Мероприятий контроля до дня составления справки об осуществленных Мероприятиях контроля.

11. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить Мероприятия контроля для осуществления следующих мероприятий:

истребования документов (информации);

перевода на русский язык документов, представленных банком на иностранном языке.

На период осуществления указанных мероприятий течение срока осуществления Мероприятий контроля приостанавливается:

при истребовании документов (информации) - со дня получения банком требования о представлении документов (информации) до дня представления налоговому органу истребуемых документов (информации);

при проведении экспертизы - со дня получения банком протокола об ознакомлении с постановлением о назначении экспертизы и о разъяснении прав банку до дня представления экспертом заключения в письменной форме;

при переводе на русский язык документов, представленных банком на иностранном языке, - на время перевода на русский язык документов, представленных банком на иностранном языке.

Общий срок приостановления осуществления Мероприятий контроля не может превышать два месяца.

На период действия приостановления Мероприятий контроля приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов (информации) у банка, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при осуществлении Мероприятий контроля, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа в помещении банка, связанные с Мероприятиями контроля.

Формы решений о приостановлении Мероприятий контроля и о возобновлении Мероприятий контроля приведены в приложениях N 4 и 5 к настоящему Порядку.

Приостановление и возобновление Мероприятий контроля оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которым вынесено такое решение. Решения о приостановлении и о возобновлении Мероприятий контроля направляются банку способами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, в течение трех рабочих дней следующих за днем вынесения налоговым органом такого решения.

12. Не допускается повторное осуществление Мероприятий контроля (самостоятельных Мероприятий контроля в отношении филиала банка) по одному и тому же предмету и за один и тот же период.

13. Мероприятия контроля осуществляются на территории налогового органа должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством истребования у банков документов (информации), необходимых для осуществления Мероприятий контроля, получения пояснений руководителя банка или его уполномоченного представителя, должностных лиц банка, допроса свидетелей, участия переводчика, проведения экспертизы.

Должностное лицо налогового органа, осуществляющее Мероприятия контроля, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для Мероприятий контроля, вправе производить осмотр помещений банка, документов и предметов.

Должностное лицо налогового органа, осуществляющее Мероприятия контроля, в случае установления фактов воспрепятствования банком осуществлению Мероприятий контроля, указанных в пункте 16 настоящего Порядка, вправе произвести выемку документов и предметов.

14. При осуществлении Мероприятий контроля могут использоваться документы (информация), имеющиеся в налоговых органах, полученные из внутренних и внешних источников, относящиеся к проверяемому периоду.

К документам (информации), полученным из внутренних источников, относятся документы (информация) о банке, полученные налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения возложенных на них законодательством Российской Федерации о налогах и сборах функций.

К документам (информации), полученным из внешних источников, относятся документы (информация) о банке, полученные налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации или на основании соглашений об информационном обмене с контролирующими и правоохранительными органами, иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, являющаяся общедоступной.

15. Мероприятия, проводимые при осуществлении Мероприятий контроля:

1) истребование у банка документов (информации), пояснений, необходимых для осуществления Мероприятий контроля.

Должностное лицо налогового органа, осуществляющее Мероприятия контроля, вправе истребовать у банка необходимые для контроля документы (их заверенные копии) в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 93 Кодекса, с учетом особенностей и с использованием документов, установленных настоящим подпунктом.

В электронной форме по телекоммуникационным каналам связи истребованные документы (информация), пояснения представляются банком:

в виде файлов, содержащих электронные образы бумажных документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов), представленных банком (его филиалом) в электронной форме для каждого отчуждаемого (съемного) машинного носителя информации;

в виде файлов, содержащих электронные документы, представленных банком (его филиалом) в электронной форме для каждого отчуждаемого (съемного) машинного носителя информации;

в виде файлов, содержащих выборки информации (наборы записей), размещаемых на отчуждаемом (съемном) машинном носителе информации однократной записи, составленной в электронной форме для каждого отчуждаемого (съемного) машинного носителя информации и соответствующие описи электронных документов (информации), представленных банком (его филиалом) в электронной форме для каждого отчуждаемого (съемного) машинного носителя информации.

На бумажном носителе истребованные документы (информация), пояснения представляются банком в случае, если не имеется возможность их представления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Должностные лица налогового органа в пределах своей компетенции вправе истребовать у банка документы, сведения, информацию, пояснения, справки, указанные в статьях 46, 60, 76, 86 Кодекса, а также книги регистрации открытых счетов, вкладов (депозитов), банковские правила, документы аналитического и синтетического учета банка (его филиала) по операциям, счетам и вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, являющихся клиентами банка, принятые к учету первичные документы и регистры бухгалтерского учета банка (его филиала), сведения об открытых и закрытых лицевых счетах банка (его филиала), мемориальные документы операционного дня, картотеку неоплаченных расчетных документов по причине недостаточности денежных средств на корреспондентском счете банка и иные необходимые для контроля документы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: