В каких случаях банк сам участвует в формировании инсайдерской информации

Обновлено: 25.04.2024

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 апреля 2019 года N 5130-У

О порядке направления в Банк России инсайдерами уведомления, содержащего инсайдерскую информацию, которая не раскрывается

На основании части 1_2 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4193; 2011, N 29, ст.4291; N 48, ст.6728; 2012, N 31, ст.4334; 2013, N 30, ст.4082, ст.4084; 2014, N 30, ст.4219; 2016, N 27, ст.4225; 2018, N 32, ст.5103; N 53, ст.8440) (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ) настоящее Указание устанавливает порядок направления в Банк России инсайдерами уведомления, содержащего инсайдерскую информацию, которая не раскрывается.

1. Инсайдер, раскрывающий в ограниченных составе и (или) объеме инсайдерскую информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ, должен направлять в Банк России уведомление, содержащее инсайдерскую информацию, которая не раскрывается (рекомендуемый образец уведомления, содержащего инсайдерскую информацию, которая не раскрывается, приведен в приложении к настоящему Указанию) (далее - уведомление).

1.2. В случае если инсайдер не является кредитной организацией или некредитной финансовой организацией, он должен направлять уведомление в Банк России одним из следующих способов:

в форме электронного документа в порядке, предусмотренном Указанием Банка России N 4600-У;

на бумажном носителе путем направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении (иным регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением отправителя о вручении адресату) или путем передачи в экспедицию Банка России.

1.3. В случае если инсайдер направляет уведомление на бумажном носителе, к уведомлению должен быть приложен электронный носитель, содержащий текст уведомления. Инсайдер обязан обеспечить соответствие текста уведомления на электронном носителе тексту уведомления на бумажном носителе.

1.4. Уведомление на бумажном носителе должно быть подписано руководителем инсайдера или иным уполномоченным инсайдером лицом, а также скреплено печатью инсайдера (при наличии). В случае направления уведомления на бумажном носителе уполномоченным инсайдером лицом к уведомлению должны быть приложены доверенность или иной документ (копия доверенности или иного документа, засвидетельствованная (удостоверенная) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации), подтверждающие полномочия указанного лица на подписание уведомления.

1.5. В случае если уведомление на бумажном носителе насчитывает более одного листа, оно должно быть пронумеровано, прошито и скреплено печатью инсайдера (при наличии) на прошивке и заверено подписью руководителя инсайдера или уполномоченного им лица.

2. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
Э.С.Набиуллина

Статья 8. Раскрытие или предоставление инсайдерской информации

1. Порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации, перечень которой утверждается нормативным актом Банка России, устанавливаются нормативными актами Банка России, если настоящий Федеральный закон не предусматривает иной порядок раскрытия такой информации.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 310-ФЗ (ред. 27.12.2018))

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации (отдельных видов инсайдерской информации) эмитентов, не включенной в утвержденный Банком России перечень инсайдерской информации, утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) эмитента, а в случае отсутствия совета директоров (наблюдательного совета) лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента. На раскрытие или предоставление такой информации не распространяются порядок и сроки раскрытия или предоставления инсайдерской информации, установленные нормативными актами Банка России.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 310-ФЗ (ред. 27.12.2018))

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 310-ФЗ (ред. 27.12.2018))

2. Органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, Банк России обязаны раскрывать или предоставлять инсайдерскую информацию на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее следующего рабочего дня с момента ее появления (возникновения), если иной порядок и сроки раскрытия или предоставления такой информации не установлены федеральными законами или нормативными актами Банка России.

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 03.08.2018 N 310-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае, если после раскрытия или предоставления инсайдерской информации сведения, входящие в состав указанной информации, изменяются, информация об этом должна быть в том же порядке раскрыта или предоставлена не позднее следующего рабочего дня после того, как о таких изменениях стало или должно было стать известно.

1. Порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации, перечень которой утверждается нормативным актом Банка России, устанавливаются нормативными актами Банка России, если настоящий Федеральный закон не предусматривает иной порядок раскрытия такой информации.

Информация об изменениях:

Статья 8 дополнена частью 1.1 с 1 мая 2019 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 310-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ)

1.1. Порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации (отдельных видов инсайдерской информации) эмитентов, не включенной в утвержденный Банком России перечень инсайдерской информации, утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) эмитента, а в случае отсутствия совета директоров (наблюдательного совета) лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента. На раскрытие или предоставление такой информации не распространяются порядок и сроки раскрытия или предоставления инсайдерской информации, установленные нормативными актами Банка России.

Информация об изменениях:

Статья 8 дополнена частью 1.2 с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 310-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ)

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 1 мая 2019 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 310-ФЗ

2. Органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, Банк России обязаны раскрывать или предоставлять инсайдерскую информацию на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее следующего рабочего дня с момента ее появления (возникновения), если иной порядок и сроки раскрытия или предоставления такой информации не установлены федеральными законами или нормативными актами Банка России.

3. В случае, если после раскрытия или предоставления инсайдерской информации сведения, входящие в состав указанной информации, изменяются, информация об этом должна быть в том же порядке раскрыта или предоставлена не позднее следующего рабочего дня после того, как о таких изменениях стало или должно было стать известно.

Топ-менеджеры, члены совета директоров, мажоритарии, бухгалтеры, сотрудники на ключевых должностях — все эти люди знают, что происходит в компании и что может произойти в ближайшее время. Если такая информация может вызвать волну сделок с участием ценных бумаг компании, её называют инсайдерской, а носителя секрета — инсайдером (от англ. insider — свой человек).

В конце 2018 г. американский регулятор SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржам в США) наложил арест на несколько счетов и депозитов, которые росли благодаря инсайдерской информации. В сговоре уличили трёх человек, один из которых был подрядчиком пострадавшей компании и имел доступ к корпоративной информации. На более чем 40 корпоративных новостях непубличного характера инсайдеры заработали 600 тыс. долл. и планировали заработать ещё, но были замечены. Мошенникам пришлось возместить весь ущерб, который был оценён в 800 тыс. долл.

Какой бывает инсайдерская информация

Серьёзное отношение законодательства к использованию закрытой для общего доступа корпоративной информации обусловлено тем, что это может сильно навредить эмитенту. Пострадать могут участники рынка, инвестирующие в активы компании, которая дискредитирована собственными сотрудниками.

Вот несколько примеров инсайдерской информации.

    Неопубликованная финансовая отчётность, которая расходится с прогнозами аналитиков.

Законна ли инсайдерская торговля?

Практически везде, где доступна биржевая торговля, инсайдерам разрешено совершать манипуляции с активами не только сторонних эмитентов, но и своей компании. Регуляторы некоторых стран, в частности США, обязывают инсайдеров предоставлять подробные отчёты по всем сделкам, которые те проводят. На сайте SEC такая информация публикуется регулярно. Кроме этого, есть немало ресурсов, которые агрегируют инсайдерские сделки и предоставляют их инвесторам с возможностью фильтровать информацию по разным параметрам. Но это не является инсайдерской торговлей. Сотрудники часто избавляются от бумаг, которыми в некоторых компаниях принято выдавать бонусы и премии. Кто-то продаёт и приобретает активы собственной компании, основываясь на общедоступных данных фундаментального и технического анализа.

Инсайдерской торговля становится в тот момент, когда трейдер или инвестор открывает сделку, опираясь на непубличную информацию, которая стала ему доступна благодаря его служебному положению. Например, финансовый отчёт ещё не опубликован, а сотрудники бухгалтерии прекрасно знают, что он приведёт инвесторов в восторг. Сделка на покупку бумаг компании данными работниками в этом случае будет расцениваться как инсайдерская торговля акциями. Это же касается и передачи информации третьим лицам, так как приведёт к неравенству участников биржи и юридическому конфликту. Особенно серьёзными последствия могут быть, если реальные данные по отчёту окажутся намного хуже, чем прогнозы. Инвесторы завалят компанию судебными исками, когда узнают о таких махинациях.

Однако сделки инсайдеров не то же самое, что инсайдерская торговля с применением непубличной информации. Первое — разрешено, а второе преследуется по закону страны, в которой пойман нарушитель.

Торговля с использованием закрытой информации незаконна по нескольким весомым причинам:

    может вызвать обвал или импульсивный рост актива или индекса и поднять панику на рынке;

Как ведут борьбу с инсайдерской торговлей в России

Теоретически наказание за инсайдерскую торговлю в России предусмотрено в виде штрафа до 1 млн руб., исправительных работ сроком до четырёх лет или реального тюремного срока до шести лет. На практике российским инсайдерам практически всегда удаётся либо уйти от ответственности, либо понести минимальное наказание. Большинство разбирательств такого рода заканчивается выдачей предписания о недопущении подобного нарушения в будущем.

Один из знаменитых случаев манипуляций на российской бирже связан с несколькими сотрудниками АФК «Система», которым в 2017 г. предъявили обвинение в использовании непубличной информации в целях собственного обогащения. Менеджеров заподозрили в незаконных манипуляциях после того, как в 2014 г. за несколько часов до снижения котировок обыкновенных акций компании на 7% они продали все свои активы. В обвинении было много непонятных моментов — например, почему регулятор обратил внимание на подозрительные манипуляции только спустя три года? В итоге дело в отношении инсайдеров возбуждено не было.

Как ведут борьбу с инсайдерской торговлей в США

В США война с инсайдерской торговлей имеет впечатляющие масштабы и успехи. Эта страна считается лидером в сфере выявления и пресечения случаев незаконных манипуляций на бирже. Первый закон, который сильно ограничивал использование непубличной информации, был принят в 1909 г., за 25 лет до появления SEC. С тех пор законодательство, регулирующее деятельность инсайдеров, постоянно совершенствовалось.

Чтобы доказать или опровергнуть наличие сделки с применением инсайдерской информации, SEC будет изучать переписку и телефонные разговоры, допрашивать каждого, кто вызывает малейшее подозрение. На всех этапах расследования регулятор может привлекать самых разных экспертов.

Наказания, предусмотренные за такую торговлю, могут варьироваться от штрафа, который устанавливается в трёхкратном размере от полученной незаконной прибыли, до лишения свободы сроком на 20 лет.

Самый большой срок по делу об инсайдерской торговле получил в мае 2011 г. основатель американского хедж-фонда Galleon Group Радж Раджаратнам. Обвинение просило для него максимально наказание, но судья назначил одиннадцать лет лишения свободы и штраф 10 млн долл. По этому же делу было осуждено ещё более 20 человек, которые получили сроки до десяти лет.

История показывает, что законодательство США беспристрастно относится к тем, кто пытается обогатиться за счёт сведений, не подлежащих публичной огласке.

Борьба продолжается

Инсайдерская торговля будет всегда привлекать возможностью получить огромную прибыль. Но с каждым годом регуляторы становятся всё суровее, а законодательство в сфере биржевой торговли всё серьёзнее. Чаще всего трудно доказать, что в сделках использовалась непубличная информация.

Инсайдеры придумывают разные схемы, чтобы запутать надзорные органы: используют людей, не связанных с эмитентом; проводят множество небольших сделок, привлекая трейдеров из разных городов и даже стран; обеспечивают себе алиби, создавая отчёты, в которых указаны совершенно другие причины входа в сделку.

Однако развиваются и регуляторы, совершенствуя методы расследований и ужесточая наказания за игру с корпоративной информацией. Чем может закончиться инсайдерская торговля в России для тех, кто к ней прибегает, более подробно читайте в другой статье «Открытого журнала».

Остались вопросы по статье, хотите предложить интересную тему или знаете, как сделать «Открытый журнал» ещё лучше? Скорее пишите нам через форму обратной связи – мы с удовольствием ответим, тщательно изучим и обязательно примем во внимание. И не забудьте подписаться на нашу рассылку, иначе пропустите самое важное и интересное!

Деловой журнал Банковское обозрение №05 Май (279)/2022

До недавнего времени инсайдерская информация упоминалась лишь в немногочисленных научно-правовых статьях, новостях о расширении полномочий Центрального банка и судебной практике о привлечении к административной ответственности за отказ предоставить информацию. Не подумайте, что кто-то отказывал в передаче инсайдерской информации. Просто были случаи, когда компании выдавали запрошенную информацию за инсайдерскую (в поисках оснований для отказа в предоставлении информации), но суды с этим, чаще всего, не соглашались.

Управляющий партнер Адвокатского бюро Asterisk

Ситуация изменилась 16 марта 2017года. В этот день Центральный банк распространил информацию о выявленных фактах незаконного использования инсайдерской информации при совершении операций с акциями АФК «Система». Под подозрение попали три бывших топ-менеджера АФК «Система»: Александр Гончарук, Алексей Буянов и Наталья Носова.

Учитывая, что спорные операции с акциями производились в июле 2014 года, большинство комментариев увязывало текущее расследование с нашумевшим делом «Башнефти». Самым значимым событием июля 2014 для АФК «Система» был арест принадлежащих ей акций «Башнефти». Соответственно, текущее расследование ЦБ действительно, с большой вероятностью, связано с использованием инсайда об аресте акций «Башнефти».

Несмотря на то, что Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком…» № 224-ФЗ был принят еще в 2010 году, текущее расследование стало единственным громким делом за семь лет, в котором ЦБ дошел до стадии передачи материалов в правоохранительные органы. Это послужило дополнительным источником внимания к этому делу.

В этом деле есть два основных вопроса: Первый — кто и зачем инициировал расследование в отношении бывших топ-менеджеров АФК «Система», и второй — к чему может привести данное расследование.

По второму вопросу можно лишь сказать, что судьба дела будет зависеть от обстоятельств продажи акций и наличия логики в этих действиях, а также от того докажут ли правоохранительные органы использование именно инсайдерской информации в понимании закона № 224-ФЗ. Интересно, что исчерпывающий перечень инсайдерской информации эмитентов не содержит прямого указания на то, что арест активов эмитента является инсайдерской информацией (глава 2 Указания Банка России от 11.09.2014 № 3379-У «О перечне инсайдерской информации…»). Возможно, этот формальный довод станет основным на стороне защиты. Время покажет.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: