Как сэкономить на каско при автокредите

Обновлено: 22.05.2024

Сравните предложения. Чтобы ориентироваться в процентных ставках и рассчитать ежемесячную сумму выплат, воспользуйтесь сервисами-агрегатами ставок или онлайн-калькуляторами кредита на сайте банков, которые специализируются на автокредитовании.

Изучите рынок до похода в автосалон, чтобы в целом понимать "цену вопроса". Таким образом, вам удастся обезопасить себя от невыгодных условий кредитования: больших процентов и переплат. К тому же обратите внимание на государственные программы поддержки авторынка. Они позволят серьезно сэкономить при покупке нового автомобиля.

Изучите скидки и акции. Обязательно уточняйте у менеджера всю информацию о текущих специальных предложениях. Как правило, автодилеры и/или производители часто проводят партнерские промоакции с банками, предлагают автомобили с сезонными скидками. Новый автомобиль "по акции" может обойтись гораздо дешевле, чем вы планировали.

Подберите страховку. На рынке страхования существует множество различных программ КАСКО. Необходимо учитывать, что цена страхового пакета с одинаковым набором опций от разных компаний на одну и ту же модель может сильно отличаться. Стоимость полиса с учетом индивидуальных параметров, таких как: стаж вождения, возраст водителя, год выпуска транспортного средства, можно рассчитать через online-калькулятор КАСКО.

В том случае, если сумма платежей по КАСКО не вписывается в ваш бюджет, вы можете застраховать свой автомобиль исключительно от рисков "Угона и ущерба". К тому же у покупателя есть возможность взять все услуги в кредит.

Обдуманно выбирайте сумму первоначального взноса. Если на момент покупки вы не располагаете достаточным количеством средств, чтобы внести первоначальный взнос, от оформления кредита лучше на время отказаться. Минимальный взнос должен составлять не менее 20% от стоимости автомобиля, однако это стартовая цифра, на которую лучше не ориентироваться. Чем больше взнос, тем больше вероятность, что кредит предоставят на выгодных условиях.

Правильно распределяйте долговую нагрузку. Перед многими автолюбителями встает вопрос: оформить кредит на длительный или короткий срок? Ответим сразу, что на длительный. Так вы обезопасите себя от возможных "форс-мажоров" и финансовых рисков, которые могут возникнуть в будущем. При том что такой кредит всегда можно погасить досрочно, а ежемесячная сумма платежей будет меньше.

Банк при рассмотрении заявки всегда учитывает уровень доходов заемщика и его семьи. Ежемесячная долговая нагрузка с учетом автокредита не должна превышать 50% от суммы всех доходов заемщика в месяц.

Главные ошибки покупателей при оформлении автокредита

Ориентир на ставку. По результатам исследования предпочтений автовладельцев, проведенного РГС Банком в мае, для большинства (79%) россиян, планирующих покупку автомобиля, наибольшее значение при выборе автокредита имеет процентная ставка. С одной стороны, это очевидно, с другой — часто покупатели машин не хотят обращать внимание на особенности работы банка или на другие параметры, включенные в кредитный договор.

Случайный выбор банка только по принципу ставки не всегда оправдан, так как во взаимодействии с финансовой организацией важна и клиентская поддержка, и удобные онлайн-сервисы, и наличие сети офисов и банкоматов, а также ассортимент других финансовых услуг, при комплексном использовании которых клиент может получать дополнительные бонусы и преференции.

Также еще на этапе подписания кредитного договора следует подумать о способах погашения кредита, предусмотреть все варианты и ознакомиться с возможными комиссиями и дополнительными услугами.

Форма кредита. Распространенной проблемой, с которой сталкиваются заемщики, становится неосведомленность о формах кредита. Он может подразделяться на несколько форм: залоговый, кредит наличными, кредит без первоначального взноса, кредит с остаточным платежом и т. д.

Каждый из перечисленных вариантов имеет свои особенности и специфику. В зависимости от формы, будет меняться ставка, количество необходимых для оформления документов.

Некоторые программы, например, подразумевает получение автокредита без оформления КАСКО, но предлагаются при этом по более высоким ставкам. Поэтому перед тем, как принимать решение в пользу той или иной программы кредитования, внимательно ознакомьтесь на каких условиях она предоставляется.

Основные причины отказа банка

Важно понимать, что каждый банк имеет свою рисковую политику, и обычно причины отказа не раскрываются. Но чаще всего именно кредитная история является "камнем преткновения" в получении кредита и критерием оценки личности заемщика. То, как человек относится к своим обязательствам и обслуживает свои долги, может рассказать гораздо больше о нем, чем любой послужной список. Есть банки, которые практикуют крайне консервативный подход при выдаче кредитов и не кредитуют клиентов с неоднократными просрочками более пяти дней. Однако большинство кредитных организаций залоговые автокредиты все-таки выдадут клиенту, особенно если первоначальный взнос будет сравнительно большим — от 35-40%.

Какие документы необходимы при оформлении автокредита

Сегодня практически все банки стремятся к предоставлению максимально удобных и простых услуг для клиентов. Это выражается в том числе и в уменьшении количества запрашиваемых документов, не важно, оформляется кредитный договор непосредственно в банке или в автосалоне.

Как правило, в обязательный перечень документов, запрашиваемый банками, входят: анкета-заявление, водительское удостоверение, военный билет или заграничный паспорт. Однако при оформлении некоторых кредитных программ, стандартный пакет может быть расширен до копии трудовой книжки и справки 2-НДФЛ (выдается работодателем — в документе указывается заработная плата за год). Не исключено, что с вашей стороны также потребуется предоставить полис ОМС, копию диплома об образовании, пенсионное свидетельство (СНИЛС), индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), паспорт технического средства (ПТС), свидетельство о праве собственности на недвижимость и т. д.

Чем больше предоставлено банку документов, подтверждающих финансовую устойчивость покупателя, тем больше велик шанс на одобрение кредита и получение минимальной ставки.

Лучше взять кредит или скопить на машину?

Это зависит от желания покупателя, насколько быстро он хочет получить желаемую машину. А также от того, есть ли у него какой-то начальный капитал и какие возможности накопления или погашения кредита.

Можно сделать гипотетический расчет. Допустим, покупатель имеет средний уровень зарплаты, других поступлений денежных средств и накоплений нет, а откладывать или тратить на погашение кредита готов не больше 15% своего дохода.

Самый дешевый на сегодняшний день автомобиль — Lada Granta, которую можно купить за 365 310 рублей. Если, например, взять автокредит в РГС Банке на такую машину без первоначального взноса на 5 лет, то ежемесячно необходимо будет погашать его примерно по 7 000 рублей. Откладывая такую же сумму с каждой зарплаты, например, на накопительный счет, ждать придется не менее четырех лет, чтобы хватило на покупку. Но вряд ли через четыре года Lada Granta будет стоить тех же денег, если вообще еще будет выпускаться.

Таким образом, смело покупать авто в кредит можно, когда ожидается резкое повышение цен, когда машина позволяет решить транспортный вопрос "здесь и сейчас", а также в случае приобретения уникального авто лимитированной серии. Но стоит взвесить все "за" и "против", прежде чем брать кредит, если клиент располагает единственным источником дохода, а платеж по кредиту составит 50% от ежемесячного дохода.

Где лучше брать кредит: в банке или в автосалоне?

При оформлении кредита в автосалоне клиенту предложат либо конкретный банк, либо несколько банков-партнеров на выбор. Условия здесь обычно менее выгодные, поскольку салон выступает посредником между кредитной организацией и заемщиком. Однако автодилеры иногда проводят специальные акции, во время которых можно получить кредит по сниженной ставке или скидку на автомобили определенной марки и комплектации. Кроме того, в автосалоне можно оформить экспресс-кредит на покупку машины. Такую ссуду могут выдать по одному-двум документам в течение всего лишь часа.

У граждан РФ есть возможность воспользоваться программой государственного автокредитования. Она распространяется на все бюджетные автомобили (до 1,5 млн рублей), произведенные в России. Причем автомобиль может быть как отечественной, так и зарубежной марки. В рамках льготных программ автокредитования государство субсидирует 10% от стоимости автомобиля, а в Дальневосточном федеральном округе "скидка" доходит до 25%.

Механизм субсидирования достаточно прост: сначала банк уменьшает сумму кредита, а через некоторое время государство компенсирует ему эти средства.

Претендовать на льготы можно в одном из двух случаев: или это первый в жизни автомобиль, или у заемщика есть несовершеннолетний ребенок. Оформляя автокредит, важно уточнить, участвует ли банк в государственной программе льготного автокредитования.


Стоимость страхования автомобиля от угона и ущерба может вдвое вырасти или на столько же понизиться в зависимости от условий договора. Мы разобрали 12 основных способов оформить каско дешевле и не прогадать.

Оформить полис с франшизой

Это самая распространенная возможность застраховаться дешевле: заранее оговаривается сумма (франшиза), которая не будет выплачиваться при возникновении страхового случая. При небольшом ущербе (меньше размера франшизы) автовладелец устраняет повреждения полностью за свой счет. В прочих случаях страховка покрывает ущерб за вычетом франшизы, которую выплачивает автомобилист.

Например, франшиза составляет 30 000 рублей. Устранение последствий от незначительной аварии (помятое крыло) обойдется в 23 000 рублей, и эти расходы несет клиент. Если нанесен больший ущерб — на 50 000 рублей, то выплаты страховой составят только 20 000 рублей. Если автомобиль оценен в 500 000 руб. и его «затоталят», то страховщик выплатит 470 000 рублей.

Мы сравнили стоимость страховки с франшизой в пяти популярных страховых компаниях. Для примера взяли четыре автомобиля разных ценовых категорий, в разной степени интересующих угонщиков.

Модель и страховая стоимость Лада Гранта, 300 000 руб.
Размер франшизы 0 9 000 15 000
АльфаСтрахование 20 400 13 868 12 181
ВСК 21 698 15 901* 12 896
Ингосстрах 40 758 29 808 27 622
РЕСО-Гарантия** 12 033 8 095 7 136
Согласие*** 33 719
Модель и страховая стоимость Hyundai Solaris, 650 000 руб.
Размер франшизы 0 9 000 15 000
АльфаСтрахование 52 959 39 096 34 514
ВСК 57 681 46 815* 38 861
Ингосстрах 49 919 37 164 35 889
РЕСО-Гарантия** 32 370 23 602 19 843
Согласие*** 77 000
Модель и страховая стоимость Volkswagen Tiguan, 2 000 000 руб.
Размер франшизы 0 9 000 15 000
АльфаСтрахование 71 927 54 615 44 620
ВСК 64 023 54 711 45 581
Ингосстрах 72 123 61 168 52 405
РЕСО-Гарантия** 45 819 32 656 27 537
Модель и страховая стоимость Toyota Land Cruiser, 3 500 000 руб.
Размер франшизы 0 9 000 15 000
АльфаСтрахование 207 081 188 341 185 842
ВСК 208 387 186 787 157 334
Ингосстрах 267 412 248 967 232 982
РЕСО-Гарантия** 105 292 91 793 83 693

В таблицах приведены примерные расчеты стоимости страховки в городах-миллионниках (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) для автомобилей 2017 года выпуска, водитель — один (мужчина, 35 лет, стаж вождения — 7 лет).

* Расчет для франшизы в 7500 руб.
** С учетом акции для владельцев, ранее страховавшихся в другой компании.
*** Без франшизы и с франшизой менее 15 000 руб. услуга не предоставляется.

Как видно из таблицы, в среднем стоимость страховки уменьшается на ту же сумму, которую составляет франшиза, а в некоторых случаях и больше. Кроме того что полис обходится дешевле, нередко страховка с франшизой обеспечивает водителю накопление «безаварийного стажа». Ведь автовладелец реже обращается в страховую компанию за компенсацией, он становится привлекательней как клиент и может рассчитывать на будущие скидки.

Какие бывают франшизы?

Вместо фиксированной франшизы вам могут предложить динамическую, которая увеличивается с каждым новым страховым случаем. Например, при первом возмещении франшизы нет вообще, при втором она составляет 10 000 руб. или 10%, при третьем 30 000 руб. или 30% и т. д. Бывает и наоборот: агрегатная франшиза удерживается только при первом страховом случае, а при втором и последующих обращениях отсутствует либо становится меньше за счет удержанной суммы.

Есть более гибкий инструмент — условная франшиза. Если ущерб меньше фиксированной франшизы, возмещение не производится. Если ущерб больше франшизы, страховая производит выплату в полном объеме без ее вычета. К этому виду можно отнести избирательную франшизу, которая удерживается, если автовладелец стал виновником аварии. Событийная франшиза может применяться только при определенных страховых случаях (ДТП) и не применяться при других (угон или «тотал»). Франшиза может применяться к определенному водителю, включенному в страховку, может действовать в определенный период времени или удерживаться при повреждении определенных деталей автомобиля.

Нестандартные варианты франшизы могут быть предметом торга между клиентом и страховой и обычно входят в «персональное» предложение. В любом случае франшиза и условия ее применения должны быть прописаны в договоре страхования, не вызывать разногласий у сторон и быть полностью понятны для страхователя.

Отказаться от ремонта на официальных станциях

Если на стадии заключения договора согласиться восстанавливать свой автомобиль не у официального дилера, а в прочих сервисах, аккредитованных страховщиком, то страховка может стоить дешевле на 5–10%. Также полис будет доступнее, если выбрать выплату не в виде ремонта, а деньгами «по калькуляции страховщика». Но нужно быть готовым к тому, что эта сумма будет заметно меньше, чем потребует восстановление автомобиля. А еще можно вовсе отказаться от оплаты работ по ремонту: страховка будет покрывать только стоимость запчастей, и это может снизить цену каско в два раза.

Страховаться только от угона и полной утраты автомобиля

Классическое страхование каско предполагает возмещение убытков как в случае угона, так и при любых повреждениях машины: от скола на стекле до тотального уничтожения. Одна из популярных альтернатив — страхование только от угона и полной гибели автомобиля. Таким вариантом часто пользуются те, чья модель принадлежит к числу часто угоняемых, а парковать ее ночью исключительно на охраняемых стоянках невозможно или слишком накладно.

К страховке «угон+полная гибель» может добавляться дополнительная услуга вроде «франшизы наоборот». Страховщик готов покрывать ущерб от ДТП, но только если сумма укладывается в определенные пределы (допустим, в 50 000 руб.). Но это уже не способ сэкономить, напротив, придется доплатить за полис.

Согласиться на ограничения по использованию автомобиля

Риск угона заметно снижается, если оставлять автомобиль только на охраняемых стоянках или в собственном гараже. Чем меньше машина ездит, тем меньше шансов попасть в ДТП. Также снижается вероятность аварии, если использовать автомобиль только на определенных маршрутах или в определенные дни. Эти и другие условия могут быть прописаны в договоре страхования, и они снижают цену каско. Но их нарушение (парковка на улице, превышение ограниченного пробега, выезд в другой район или движение в будни при «страховке выходного дня») приведет к отказу в выплате. Подобные ограничения могут подойти домохозяйкам, дачникам и другим водителям, которым машина нужна для узких задач.

Установить системы, следящие за местонахождением автомобиля и стилем вождения

Специалист страховой компании устанавливает в автомобиль устройство, отслеживающее местонахождение машины, скорость движения и стиль вождения. Обычно это происходит за счет компании. Ваше согласие на подобную слежку само по себе позволяет снизить стоимость полиса на несколько тысяч рублей, а дальше можно рассчитывать на дополнительные бонусы. Скажем, в течение трех месяцев система определила, что вы в самом деле очень аккуратный водитель (датчики зафиксировали в основном плавные ускорения и замедления). Это может стать поводом для отмены франшизы по действующему полису или для предоставления скидки или других поощрений в будущем. Кстати, за стиль вождения клиенту начисляются баллы, которые он может отслеживать через приложение в смартфоне и в зависимости от своих результатов корректировать собственную манеру езды.

Помимо прочего такие системы позволяют страховщику убедиться, что клиент соблюдает ограничения на эксплуатацию машины (если они есть). Также электроника сокращает расходы страховой на проверку данных о ДТП, поскольку информация об аварии фиксируется автоматически, что выражается в скидке на полис. Отсюда и скидка на каско.

Занизить стоимость автомобиля

Клиент порой может повлиять на оценочную стоимость автомобиля. В зависимости от возраста машины и ее оснащения одни владельцы стремятся вписать в страховку более крупную сумму, другие — менее. Во втором случае удается сэкономить на цене полиса каско, но в случае полной утраты страховое возмещение не обрадует. Кстати, этот вариант не подойдет для автомобилей, купленных в кредит. При оформлении полиса вы обязаны сообщить страховой, что машина куплена на заемные деньги, и страховая не разрешит оценивать модель ниже рынка. Банку нужно быть уверенным, что к нему вернутся все его деньги.

Установить хорошую противоугонную систему

Наличие даже самой простой сигнализации уменьшает стоимость каско на несколько процентов. Серьезный спутниковый противоугонный комплекс даст экономию в 10–30%. Порой у страховщика есть специальная партнерская программа с той или иной маркой противоугонных систем: поставил оборудование этого бренда — получил скидку на каско. Правда, стоимость самой «противоугонки» в таком случае может быть сопоставима со стоимостью полиса. Но для часто угоняемых автомобилей такие траты могут быть оправданны.

Ограничить круг водителей

Самые дорогие полисы — это те, что выданы «на предъявителя», то есть за рулем может быть любой водитель. Чем меньше людей допущено к управлению, тем каско дешевле. Самая низкая цена с точки зрения «человеческого фактора» будет у семейного водителя средних лет с детьми, большим стажем и отсутствием аварий за последние несколько лет.

Отказаться от лишних услуг «по умолчанию»

Возможность отремонтировать один кузовной элемент в год без справок и оформления ДТП, вызов «бесплатного» комиссара и эвакуатора — это на самом деле не бесплатные услуги, они делают каско дороже. Бывает, что вам предлагают большую скидку на каско, если дополнительно вы готовы оформить расширенное осаго, страхование жизни и пр. Тут уже надо смотреть на размер скидки, а также трезво оценить, нужны ли вам вообще эти дополнительные виды страхования.

Купить полис онлайн

Оплатить полис 50/50

У некоторых страховщиков есть такое спецпредложение: при оформлении полиса оплачиваешь только 50% его стоимости. Если год пройдет без страховых случаев — то вторую половину можно не платить. А вот если хочешь получить страховую выплату, то сначала придется отдать недоплаченные 50%. Понятно, что мелкие повреждения дешевле будет устранять самому, а уже за серьезный ремонт заплатит страховая.

Сменить страховщика

Некоторые страховые компании активно переманивают клиентов у конкурентов, предоставляя более выгодные условия. К примеру, «своя» страховая компания редко готова предложить скидку более 10% за безаварийное вождение. А «чужие» страховщики могут уступить и 40%, чтобы заполучить клиента с хорошей историей.


Едва ли не каждый второй автомобиль сегодня в России (если быть совсем точными — 44% по данным на середину прошлого года) продается в кредит. С июля по декабрь 2013 года на популярные модели действовала госпрограмма субсидирования автокредитования. Но стандартные кредитные услуги никуда не делись: желающие купить автомобиль здесь и сейчас, но не имеющие достаточно средств, идут в банк и… В большинстве случаев получают деньги и впоследствии, как правило, значительно переплачивают. Как же можно сэкономить на автокредите?

— Какой срок кредита оптимальный?

Чем короче срок кредита, тем ниже процентная ставка и тем меньше будет переплата. Определите максимально короткий срок кредита, который вы можете взять при имеющихся у вас доходах и предельных суммах ежемесячных выплат. Нюанс: на самые «короткие» кредиты (3-6 месяцев) банки часто устанавливают повышенные ставки — для снижения оперативных издержек.

— Какая валюта кредита оптимальна?

Кредиты в России, и автокредиты в том числе, обычно оформляются в рублях. Однако в большинстве банков ставки валютных автокредитов меньше рублевых. При этом эксперты и кредитные брокеры не советуют брать валютный автокредит на длительный срок из-за невозможности спрогнозировать курс валют.

— Стоит ли брать автокредит с простым оформлением?

Многие банки предоставляют кредиты (и автокредиты в том числе) всего по двум документам, удостоверяющим личность. При этом такие кредиты, как правило, еще и быстрее всего оформляются: срок одобрения вместо нескольких дней составляет всего пару часов. Не ведитесь на эти предложения: упрощенные условия подразумевают повышенный риск для банкиров, а его они обязательно переложат на плечи клиентов в виде повышенных ставок. Поэтому потратьте немного времени на сбор необходимых документов — это позволит существенно экономить на выплатах. Самые низкие ставки — для кредитов с официально подтвержденным доходом, а также для корпоративных клиентов (например, если вы получаете зарплату на пластиковую карточку выбранного банка — в этом случае можно рассчитывать на самые скромные ставки).


— Какие ставки действуют на рынке автокредитования?

От величины процентной ставки напрямую зависит размер ежемесячных взносов и итоговая переплата. На сегодня ставки на автокредит начинаются от 13-13,5% (от 9-10,5% в валюте) за стандартный автокредит и от 16,5-17% за экспресс-автокредит.

— Дополнительные условия: насколько они важны?

Очень! Многие банки, пользуясь финансовой безграмотностью клиента, мелким шрифтом прописывают дополнительные условия, которые компенсируют низкие (или не очень) базовые ставки. Это могут быть различные комиссии или страховки. Но если комиссию за ведение ссудного счета, к примеру (если таковая предусмотрена), вам в обязательном порядке должны включить в график ежемесячных платежей, то некоторые другие сборы являются единовременными и могут проявиться только тогда, когда вы случайно просрочите очередной платеж, либо если захотите погасить кредит досрочно.

— Каким должен быть размер первоначального взноса?

Первоначальный взнос должен быть достаточно высокий — насколько вы только можете себе позволить. Резонов тут несколько. Во-первых, в этом случае становится меньше размер кредита и, соответственно, итоговая переплата за автомобиль. Во-вторых, многие банки практикуют снижение процентных ставок при более высоком первоначальном взносе. Наконец, в-третьих, при более высоком первоначальном взносе можно сократить срок кредитования, что также самым благоприятным образом скажется и на процентной ставке по кредиту, и на итоговой переплате по нему. Однако, как и в случае со сроком кредитования, здесь не стоит первоначальный взнос делать слишком большим (60% и более) — банк также попытается добрать свои упускаемые доходы за счет повышения процентной ставки. В этом случае имеет смысл дальнейшую экономию сделать за счет досрочного погашения — если, конечно, банк не предусматривает запрет или штраф в таких случаях.


— Можно ли сэкономить на страховке?

Можно! Даже если банк требует обязательное страхование автомобиля по каско, совсем не обязательно делать его на полную стоимость машины — главное, чтобы указанная в полисе сумма не была меньше стоимости кредита. Связано это с тем, что выгодоприобретателем при наступлении страхового случая в первую очередь является банк, а не заемщик, которому главное — получить свою ссуду обратно. Кроме того, страховку необязательно заключать в предложенной банком компании — если условия кредита не предписывают какую-то определенную страховую компанию, можно поискать выгодное предложение (а оно может отличаться по сумме не на проценты — в разы) на свободном рынке.

— Существуют ли автокредиты на специальных условиях?

Множество! Многие автопроизводители имеют специальные автокредиты (в том числе с нулевой процентной ставкой) или банки-партнеры, предоставляющие особые условия по автокредиту. Потратьте время на изучение сайтов автопроизводителей и их дилеров, на звонки в автосалоны, поинтересуйтесь возможностями получения льготного автокредита. Но имейте в виду, что по-настоящему беспроцентных автокредитов не бывает: есть скидка на автомобиль в размере переплаты по кредиту, предоставляемая продавцом или автопроизводителем. А вот банковская процентная ставка будет в любом случае. Кроме того, следует помнить, что процентная ставка по кредиту не может быть ниже ставки рефинансирования Центрального Банка, которая на 2014 год заявлена в размере 8,25%.


— Какой способ погашения автокредита лучший?

В зависимости от выбранного (а чаще — предложенного или даже навязанного) способа погашения кредита и оплаты ежемесячных взносов при одной и той же кредитной ставке итоговая сумма переплаты по кредиту может быть разной! Существует два основных типа платежей: аннуитетный и дифференцированный. Рассмотрим каждый чуть подробнее.

Аннуитетные платежи — выплата кредита равными суммами. При этом способе в первой половине срока погашения задолженность по самому кредиту практически не гасится — выплачиваются в основном проценты. Такая особенность позволяет клиенту получить удобный расчет выплат, а банку — более высокий доход по процентам. Неудивительно, что банки «по умолчанию» предлагают именно такой вид выплат — ведь для них он выгоднее!

Поэтому с точки зрения итоговой экономии на переплате для клиента более выгодны дифференцированные платежи. Здесь непосредственно кредит гасится равномерно, а проценты начисляются по фактическому остатку. Таким образом, каждый последующий платеж становится меньше предыдущего, что самым положительным образом влияет на общую сумму переплаты. Также за счет процентов происходит экономия и при досрочном гашении кредита. При таком способе выплат банки требуют от клиентов более высокого (в среднем — не менее чем на 20%) уровня официально подтвержденного дохода. Но и выплаты в первые месяцы также значительно выше, чем при аннуитете.

Есть и третий способ гашения кредита — единовременный возврат с периодической уплатой процентов. В этом случае клиент ежемесячно выплачивает лишь проценты, тогда как возврат самого кредита осуществляется единовременно в конце срока кредитования. Доход банка в этом случае максимальный (поскольку на протяжении всего срока проценты выплачиваются с полной суммы кредита), однако банки данный способ для физических лиц применяют крайне редко из-за повышенного риска невозврата кредита в конце срока гашения.


Специалисты советуют более молодым заемщикам, у которых карьерный рост еще впереди, выбирать аннуитетные платежи, которые не лягут тяжелым грузом в первые месяцы расчета по кредиту. А вот уже состоявшимся гражданам, на пике карьеры или незадолго до пенсии, лучше предпочесть дифференцированное гашение, со сниженными платежами в конце срока кредитования.

Чтобы выбрать наиболее подходящий способ гашения кредита, необходимо потребовать у сотрудника банка графики платежей по двум основным способам расчета, и сопоставить размеры ежемесячных выплат с собственными финансовыми возможностями. Однако стоит иметь в виду, что в последнее время банки крайне неохотно соглашаются на дифференцированные выплаты, и чтобы получить такой кредит, придется долго искать готовый пойти на это банк: зачастую проще согласиться на аннуитет.

Мнение эксперта

Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»

При выборе кредитного продукта перед потребителем обычно стоит два вопроса: как потратить меньше денег и времени? Собственно, большинство займов можно разделить по этим двум критериям. К примеру, экспресс-кредиты подходят для тех, кто как можно быстрее хочет совершить покупку, и ему не важно, сколько это будет стоить. Чем быстрее он сможет получить кредит, тем быстрее сможет осуществить долгожданную покупку. Для большого числа потребителей этот фактор имеет решающее значение. Поэтому такого вида займы направлены на то, чтобы как можно сильнее сократить ожидание одобрения займа, снизить начальный взнос и уменьшить количество необходимых для решения документов. В экспресс-кредитовании часто будет достаточно только паспорта и одного-двух дополнительных документов без предоставления справки о доходах. Для сравнения в обычном пакете документов (это для тех, кто хочет снизить денежные затраты) входит общегражданский паспорт, водительское удостоверение, справка о доходах 2-НДФЛ, справка с места работы и военный билет (для мужчин в возрасте до 27 лет). Однако есть и обратная сторона медали. За такие интересные условия приходится платить повышенными процентами, как правило, на 2-3%. Если говорить про подержанные и новые авто, то различия в требуемом пакете документов на рынке не наблюдается, только в процентных ставках: подержанные машины в среднем кредитуются по более высоким ставкам — на 1-1,5%.

Страховка — один из наиболее значимых факторов, влияющих на стоимость займа. Многие банки вообще отказываются оформлять кредит, если на автомобиль не предполагается покупка страхового полиса, а другие увеличивают процентные ставки на несколько процентных пунктов. В целом, можно сказать, что кредитная машина практически всегда должна быть застрахована. Это один из факторов, где можно влиять на конечную цену — попытайтесь найти страховщика, который предложит наиболее конкурентные цены.

Иметь свой автомобиль мечтает практически каждый, но возможность купить его есть не у всех. Вот тут на помощь приходит автокредитование. Однако решившись брать кредит, нужно понимать, что вы будете платить не только проценты банку, но и дополнительные платежи, такие как нотариальные расходы на оформление и КАСКО. Подробнее об этих нюансах расскажем далее в статье.

Обязательна ли КАСКО при автокредите

Однозначный ответ на этот вопрос — конечно, нет. Навязывание страховки со стороны банков противоречит ст. 2 п. 16 Закона о защите потребительских прав. Эта статья гласит, что запрещено предоставлять услуги без согласия получателя и заранее ставить условие о предоставлении одной услуги в обмен на другую.

Также принудительное страхование противоречит Гражданскому Кодексу РФ, а именно ст. 421. Каждый гражданин имеет право отказаться от данного вида страхования. Однако банки научились прописывать в своих договорах пункты таким образом, что заёмщик сам просит застраховать его автомобиль и даёт заранее на это согласие.

Знаете ли вы? Впервые страхование авто появилось в Америке в 1898 году. В России оно начало работать с 1991 года.

Можно ли отказаться от КАСКО при автокредите

От страховки отказаться можно, однако тут уже возникает вопрос, дадут ли в таком случае кредит. Хотя есть ряд случаев, когда это можно сделать с минимальными потерями.

Сразу после покупки

Как правило, при оформлении кредитной сделки полис приобретается до выдачи кредита, то есть исключается возможность взять кредит и не оплачивать страховку. Банки такую хитрость предусмотрели: сначала обязательно платятся все платежи, страховка на весь срок кредита, первоначальный взнос, а потом уже оформляют выдачу денег.

Можно отказаться после покупки, если кредит изначально был не целевым, то есть вы берёте деньги и, согласно договору, банк не проверяет, куда вы их потратили. Такой заём будет дороже, чем целевой, но зато без страховки. Он может быть выгоден тем, кто планирует погасить кредит в максимально короткий срок.

Важно! Нужно знать, что если у вас не было обращений по страховым случаям, то вы имеете право на каждый последующий год требовать у страховой компании скидку. В компаниях предусмотрено понижение тарифа для менее рисковых клиентов.

Также если вы покупаете автомобиль не из салона, а подержанный, и если ему больше 10 лет, страховые компании сами откажутся его страховать. Можно поискать банк, который даёт клиенту право выбора — выше ставка, но нет КАСКО, или наоборот.

Чтобы понимать, что делать со страховкой на второй год, нужно внимательно изучить договор. Как правило, там предусмотрены штрафные санкции за неуплату страхового взноса. Однако есть возможность уменьшить платёж, ведь вы имеете право страховать авто не на всю сумму сделки, а на остаточную стоимость.

Также можно выбрать другую страховую компанию из перечня, предложенного банком. Компании, чтобы привлечь клиента, готовы делать скидки по тарифам, и это даст возможность сэкономить.

Если у вас безупречная кредитная история и остаток небольшой или есть временные трудности с доходами, то об этом нужно уведомить банк. Если будет стоять выбор, оплатите вы страховку или очередной платёж, то финансовое учреждение, конечно, выберет платёж.

Инструкция, как отказаться от полиса

Если вы твёрдо решили сэкономить на страховке, то придётся запастись терпением и потратить некоторое время на переписку с кредитором.

Важно! Не стоит выбирать компанию с самым низким тарифом. Демпинг по тарифам говорит только о том, что цель компании — собрать как можно больше платежей, и она не думает о проведении выплат клиентам.

По возможности лучше обратиться за помощью к юристу. Но если такой возможности нет, можно и самому это сделать. В шапке заявления указывается должностное лицо, наименование банка, ФИО заявителя, его адрес и телефон. В самом тексте обязательно должен быть номер кредитного договора, его дата. Следует кратко описать свою ситуацию, указав, почему вы не хотите (или не можете) оплачивать страховку.

Нужно сделать акцент на кредитной истории и сроках сотрудничества с банком. В случае финансовых трудностей опишите проблему. В конце следует попросить рассмотреть заявление с надеждой на положительное решение. Внизу обязательно ставятся дата и подпись.

Какие документы нужны

К заявлению можно приложить:

копии квитанций об уплате платежей;

подтверждающие уменьшение дохода;

копию паспорта, если там были какие-либо изменения.

Все остальные документы у банка есть, и при обработке запроса он найдёт их.

Знаете ли вы? Самыми популярными авто среди угонщиков являются Toyota, Ford, Kia, Nissan, Hyundai.

Куда нужно обращаться

Заявление нужно зарегистрировать. Это можно сделать двумя способами:

Можно ли не платить КАСКО при автокредите

Не платить страховку возможно, но нужно знать, во сколько это обойдётся. Если в договоре прописан штраф, который меньше суммы полиса, то вы сэкономите. А если там предусмотрен ежедневный процент, то если не продлевать КАСКО, за год это обойдётся дороже, чем полис. Также возможно повышение ставки на несколько пунктов за неуплату страхового платежа. Тут нужно просчитать, на сколько подорожает кредит.

Бывает, что такое повышение выгоднее, чем покупка КАСКО. Но кроме штрафов и высоких процентов у банка есть возможность потребовать погасить всю сумму долга в случае невыполнения обязательства, причём в 30-дневный срок. На практике к добросовестным заёмщикам такое применяют редко.

Однако нужно быть готовым, что вам будут звонить и требовать оплаты КАСКО, писать письма с предупреждением о необходимости полного погашения. В некоторых банках есть практика открытия кредитной линии на оплату страховки. Если вы вовремя не внесли платёж, его автоматически погасят за счёт кредитных денег и вы получите ещё один заём.

Вам будет интересно узнать, можно ли вернуть КАСКО по автокредиту.

Для чего банки навязывают страховку

У банков есть свои причины, чтобы требовать от заёмщиков страховку — среди них такие:

Кредитный автомобиль находится в залоге и является гарантией возврата средств. Если в результате ДТП кредитная машина существенно пострадает или её украдут, то банку будет проблематично вернуть назад свои деньги.Страховые компании выплачивают банку комиссию от суммы заключённых за месяц договоров. По этой причине тариф на страховку при автокредите всегда на 15–20% выше среднерыночных — сюда заложено комиссионное вознаграждение.Часто собственники банков создают свои страховые компании и страхуют заёмщиков только через них. Это позволяет увеличить доходность в разы.

Какие банки дают кредит без КАСКО

На рынке банковских услуг можно найти учреждения, которые готовы кредитовать покупку автомобиля, не требуя КАСКО:

Ольга Котенева, руководитель направления страхового контента Банки.ру

За I квартал 2021 года продажи новых легковых автомобилей и легких коммерческих транспортных средств в России снизились на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года (на 11 196 проданных единиц меньше — до 387 322 единиц), говорится в отчете комитета автопроизводителей АЕБ. А чем менее доступным становится авто, тем больше хочется его обезопасить. Тем более если купили его в кредит. Застраховать машину по договору имущественного страхования каско сейчас не проблема — предложений таких полисов на рынке великое множество. Условно их можно разделить на три группы: каско с полным покрытием, мини-каско и каско с франшизой. Главное, вовремя в них разобраться, чтобы не платить за полис лишние деньги.

Минимум от мини-каско

Самый бюджетный вариант каско, конечно же, мини. Впервые оно появилось в 2006 году, а более массовым продукт стал только в 2014-м, когда мотивированные непростой ситуацией на рынке и желанием сохранить клиентскую базу страховщики разрабатывали усеченные продукты. Мини-каско покрывало только риск ущерба при ДТП, а другие риски — вроде угона, хищения и ущерба от стихийных бедствий — не входили в перечень страховых. В современной версии мини-каско не слишком изменилось. Хотя все зависит от страховщика.

«Как правило, мини-каско — это пакетное (коробочное) предложение с определенным набором рисков и опций, фиксированной стоимостью, оно покрывает усеченные риски, такие как ДТП с установленным виновником, — рассказывает управляющий директор по автострахованию СК «Ренессанс Страхование» Сергей Демидов. — Полное каско покрывает все риски (ущерб, полная гибель, угон) и стоит гораздо дороже».

Аналогичный риск «столкновение» (то есть ДТП по вине установленных третьих лиц) основной и в продуктах «РЕСО-Гарантии». Правда, по словам заместителя генерального директора компании Игоря Иванова, по желанию клиента полис можно дополнить риском «хищение», а также защитой водителя и пассажиров от несчастных случаев. Для сравнения: традиционное каско у компании покрывает риски хищения, противоправных действий третьих лиц (от случайных царапин тележкой на парковке до умышленного вандализма), пожаров в результате самовозгорания, поджога или замыкания электропроводки, падения или попадания инородных предметов (от выброса камней из-под колес других машин до падения деревьев), стихийных природных явлений (град, ураган, наводнение и т. д.), действий животных, находящихся вне салона автомобиля, просадки грунта, провала дорог или мостов и даже падения в воду.

Собери сам

У «Ингосстраха» отдельного продукта мини-каско нет, но доступны усеченные версии полного каско — компания пошла по пути создания продуктов-конструкторов, в которых страхователь может выбрать тот набор рисков, который ему наиболее интересен и за который он готов платить, при этом по каждому риску можно установить различные страховые суммы.

Проведенный в марте опрос автомобилистов показал, что 86% хотели бы иметь возможность самостоятельно выбирать перечень рисков, страхуя транспортное средство по каско. Из них, например, защитить авто от угона хотели бы 33%, столько же предпочли бы компенсировать средства от ущерба при ДТП по собственной вине, чуть меньше (19%) — по вине третьих лиц. Некоторые участники опроса (15%) хотели бы включить в страховое покрытие риск полной гибели автомобиля.

«Продукты каско могут быть очень разнообразны как в части покрываемых рисков, так и в части размера премии, — комментирует заместитель начальника управления страховых продуктов и прикладной методологии «Ингосстраха» Дмитрий Пастухов. — Например, есть продукт, который покрывает только риск ДТП по вине третьих лиц, не имеющих полиса ОСАГО. Есть продукты с более широким покрытием». Например, в «Экспресс каско» клиент может застраховать авто от рисков в любых сочетаниях: угон/хищение, полная гибель, полная гибель в результате ДТП, стихийные бедствия / повреждения упавшим предметом, ДТП по вине страхователя, ДТП по вине третьих лиц. Кроме того, можно застраховать личные вещи в автомобиле и даже включить в договор сервисные услуги, например выезд эксперта на место страхового случая, техническую помощь на дороге, «гарантию мобильности» — эта опция дает возможность уехать с места ДТП на такси бесплатно и пользоваться услугами такси или каршеринга за счет страховой компании в период ремонта автомобиля.

Но чем разнообразнее опции и гибче условия продукта, тем он дороже.

Цена имеет значение

Цена полиса остается главным аргументом в пользу его покупки. Средняя стоимость полного каско колеблется в диапазоне 3—5% от цены автомобиля. Для некоторых особенно проблемных с точки зрения угона или ремонта моделей она может превышать 7%. Мини-каско в этом плане значительно выигрывает, потому что его цена в разы ниже.

Каско с франшизой vs мини-каско

«Усеченные версии в любом случае намного дешевле полного каско, — отмечает Игорь Иванов. — Хотя за счет франшизы, которую можно применить к классическим программам каско, премию можно сильно приблизить к стоимости усеченных версий. Причем существует вариант франшизы, которая не будет применяться, если есть установленный виновник ДТП».

Франшиза — это часть убытков, которую при наступлении страхового случая возмещает не страховая компания, а сам страхователь. Полный полис каско на автомобиль стоимостью 3,5 млн рублей обойдется собственнику в среднем в 170 тыс. рублей, а с франшизой (в зависимости от ее вида) — в среднем в 100 тыс. рублей, мини-каско — в сумму значительно меньшую. Но по привлекательности для потребителя мини-каско может уступать базовому каско с франшизой, считают эксперты.

«Конечно, уступают, так как усеченные продукты имеют ограничение по покрытию (рискам), плюс зачастую страхование идет не на полную стоимость машины, — продолжает Игорь Иванов. — Полис с франшизой защищает застрахованный автомобиль на полную страховую сумму и от всех рисков, которые заложены в продукт каско. Правда, покупая договор с франшизой, мелкие убытки (например, царапины на бампере. — Прим. ред.) уже не заявить, но однозначно можно себя защитить от серьезных расходов, чего не дают усеченные продукты, такие как мини-каско».

«Франшизный полис имеет более широкое страховое покрытие, но оно и стоит дороже. Если клиент хочет сэкономить, при этом защитить себя от неопытных водителей на дороге, он выбирает мини-каско», — говорит Сергей Демидов. Дмитрий Пастухов считает, что все очень индивидуально и зависит от потребностей конкретного клиента. «Продукты мини-каско имеют свою нишу и своих пользователей, что подтверждается статистикой, — отмечает он. — При этом полагаем, что будущее все-таки за возможностью клиента самостоятельно определять объем страхового покрытия и настраивать продукт под себя».

Подтверждает это и статистика. Несмотря на то что мини-каско на рынке активно предлагается уже около шести лет, спрос на него не превышает 10—15% от общего числа покупателей каско. В «РЕСО-Гарантии» сообщили, что в 2020 году доля продаж мини-каско оказалась чуть более 5% в денежном выражении.

Клиенты «Ингосстраха» в 2020 году четверть договоров каско заключали по усеченной программе, но если смотреть по сборам премии, то меньше 7%. «В целом доля по количеству договоров более или менее стабильна в последние годы, а вот доля в премии снижается, — рассказывает Дмитрий Пастухов. — Это связано прежде всего с тем, что размер премии по продуктам мини-каско падает, запускаются все более и более доступные варианты страхования с «точечным» покрытием и низкой премией (например, страхование только на случай ДТП по вине третьих лиц, у которых отсутствует полис ОСАГО; в «Ингосстрахе» такой полис стоит от 1 400 рублей)».

В «Ренессанс Страховании», напротив, отмечают ежегодный рост доли мини-каско. «Все больше людей хотят сэкономить и переходят на франшизное каско и усеченные продукты мини-каско, покрывающие только риски ДТП с установленным виновником и с ограниченной страховой суммой», — говорит Сергей Демидов.

Где выгоднее покупать?

Сэкономить на каско можно благодаря не только правильно выбранным рискам, но и правильному выбору места покупки полиса. «При покупке нового авто, особенно кредитного, каско обязательно, потому что если транспортное средство приобретается в кредит, то у банка должны быть какие-то гарантии защиты залога, — поясняет аналитик проекта «Страхование Банки.ру» Александр Блинов. — В 99% случаев у банка есть требование, чтобы машина была застрахована от угона и тотальной гибели, когда она восстановлению не подлежит. Этот минимальный набор рисков будет стоить на несколько десятков тысяч дешевле, чем полис полного каско, который предлагают в автосалонах».

Автосалоны, как любые коммерческие организации, заинтересованы в прибыли. Им выгоднее продать более дорогой продукт, а не дешевое мини-каско. Теоретически каско можно купить за 30—40 тыс. рублей, а в автосалоне предлагают за 100—120 тыс. рублей и больше в зависимости от машины. «Салоны пользуются тем, что автомобилисту необходимо каско, и предлагают ему самые дорогие варианты, потому что им это выгодно. Мини-каско у них тоже можно найти, но предлагают они его в самую последнюю очередь», — продолжает Блинов, советуя не спешить с выбором. Первое, что нужно сделать, причем лучше до того, как пришли забирать автомобиль из салона, — узнать, какие условия к его страхованию выдвигает банк-кредитор. Если он хочет, чтобы транспортное средство было застраховано от двух или трех рисков, то не обязательно покупать полное каско.

Есть и еще один фактор — психологический. Покупка машины, особенно в кредит, отнимает массу времени и сил, и велик соблазн прямо в автосалоне, не читая, подписать предложенный договор каско, чтобы закрыть вопрос окончательно. Однако уже на следующий день человек может обнаружить, что переплатил за полис не одну тысячу рублей. И в другой страховой компании можно было купить каско с теми же видами рисков, но значительно дешевле. «В автосалоне хоть и представлены несколько страховых компаний, но на рынке их гораздо больше, — напоминает Александр Блинов. — Поэтому имеет смысл изучить предложения и цены на рынке. Например, в финансовом супермаркете Банки.ру удобно сравнить стоимость каско ведущих страховых компаний и выбрать наиболее подходящий вариант. Разница может оказаться в несколько десятков тысяч рублей». Так же можно поступить и при выборе полиса ОСАГО, изучив предлагаемые рынком варианты, выбрав оптимальный, и уже с полисами отправляться забирать автомобиль из автосалона.

\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t","content":"\t\t

\n\t\t\t\u0412\u044b \u043d\u0435 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u044b \u043d\u0430 \u0441\u0430\u0439\u0442\u0435.\n\t\t \n\t\t

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: