При исполнении кредитной организацией поручения налогоплательщика о перечислении сумм налогов задача

Обновлено: 04.05.2024

Задача: При исполнении кредитной организацией поручения налогоплательщика о перечислении сумм налогов в бюджет была допущена техническая ошибка, повлекшая зачисление данных средств на счет другого клиента банка. Выявлено это было лишь по прошествии некоторого времени, когда срок уплаты данного налога уже истек. Кто должен нести ответственность за неуплату налога? С кого будут взысканы суммы неуплаченного налога? Как следует разрешить ситуацию, если сумма налога поступит на другой бюджетный счет?

Содержание

Вопросы:
1. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, функции и методы.
2. Бюджетные права Российской Федерации. Бюджетные права республики Башкортостан.
Задача:

Прикрепленные файлы: 1 файл

Вариант 1 Анастасия.docx

• определение расходной части минимального бюджета субъектов РФ, гарантируемой своими финансовыми возможностями;

• осуществление контроля в рамках своих полномочий за соблюдением субъектами РФ федерального законодательства;

• возмещение выпавших доходов и ущерба, причиненного бюджетами субъектов РФ в результате своих правомерных и неправомерных действий.

Статья 7 Бюджетного кодекса РФ в области регулирования бюджетных правоотношений к ведению Российской Федерации относит:

• установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;

• разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования от федеральных налогов и сборов и иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;

• разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;

• определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, их утверждения и исполнения, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

• определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

• определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;

• установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• установление федеральными законами порядка осуществления заимствований Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, управления долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

• осуществление государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом Российской Федерации;

• установление порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;

• предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;

• установление общих принципов и условий предоставления бюджетных кредитов;

• установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;

• утверждение бюджетной классификации РФ;

• установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

• формирование, обеспечение погашение и обслуживание внешнего долга, определение перечня и порядка осуществления государственных внешних заимствований;

• определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью;

• установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации [4].

Бюджетный кодекс, кроме того, регламентирует полномочия федеральных органов власти в сфере формирования доходов бюджетов (ст. 53 БК РФ).

Установлено, что новые виды доходов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство Российской Федерации. Федеральные органы законодательной власти могут также устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в Бюджетный Кодекс.

Бюджетные права органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Бюджетные права органов государственной власти субъектов Российской Федерации определены в Законе РФ «Об основах бюджетных прав. » от 15 апреля 2003 г.; Законе РФ «Об субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу» от 15 июля 2002 г. № 3303-1; в Бюджетном кодексе РФ. Кроме того, субъекты Российской Федерации имеют право издавать свои законодательные акты, регламентирующие бюджетные правоотношения на подведомственной территории.

По направленности бюджетные права субъектов Российской Федерации можно подразделить на три группы:

1) бюджетные права по отношению к федеральному бюджету;

2) бюджетные права по отношению к собственному бюджету;

3) бюджетные права по отношению к бюджетам нижестоящего территориального уровня.

Все субъекты Российской Федерации обладают равными бюджетными правами по всем трем направлениям.

Согласно договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ каждый субъект РФ участвует в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Именно данным положением и обусловлена первая группа бюджетных прав субъектов РФ. Эта группа прав выражается в конкретном участии всех субъектов Российской Федерации в осуществлении бюджетных прав, принадлежащих непосредственно Российской Федерации.

Вторая группа бюджетных прав субъектов Российской Федерации имеет отношение к собственному бюджету и принадлежит им в силу правового статуса, предопределяющего их самостоятельность, и бюджетную в том числе. Согласно ст. 2 Закона «Об основах бюджетных прав» каждый субъект РФ имеет свой бюджет.

Наличие права на бюджет предполагает и другие права, связанные с его формированием, распределением и использованием. Субъекты РФ имеют право на получение закрепленных доходов за своими бюджетами, предусмотренных федеральным законодательством.

Субъекты РФ имеют также право на получение отчислений от регулирующих источников доходов, утверждаемых федеральными органами при принятии федерального бюджета.

Субъекты Российской Федерации имеют право на получение в установленном законом порядке дополнительных регулирующих и даже закрепленных за федеральным бюджетом доходов. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ, субъекты РФ имеют право на получение дотаций и субвенций из федерального бюджета. При этом они несут ответственность за использование полученных средств и отчитываются за это перед федеральными органами.

Субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют направление расходов своих бюджетов и объемы бюджетных средств по этим направлениям.

В составе своих бюджетов субъекты РФ имеют право образовывать резервные и иные целевые фонды.

Если в ходе исполнения бюджетов образуются дополнительные доходы, то субъекты РФ имеют право оставлять их в своем распоряжении и использовать по своему усмотрению.

Субъекты РФ могут вводить механизм секвестра в случаях, когда при исполнении их бюджетов происходит превышение установленного ими уровня бюджетного дефицита либо сокращаются поступления от доходных источников, а также в случае, если в ходе исполнения бюджетов дефицит не уменьшается, в результате чего становится невозможным финансирование предусмотренных в бюджете мероприятий.

Законодательство РФ предусматривает право субъектов Федерации на компенсационные возмещения из федерального бюджета. Таким образом, устанавливается взаимная ответственность представительных органов власти Российской Федерации и ее субъектов.

В рамках своих территорий субъекты РФ определяют бюджетную систему и составляют консолидированные бюджеты.

Субъекты РФ имеют право принимать нормативные акты, регулирующие их бюджетную деятельность и бюджетные права органов местного самоуправления. Однако эти акты не должны противоречить федеральному законодательству.

На субъектах РФ лежит обязанность обеспечения установленного федеральным законодательством уровня закрепленных доходов местных бюджетов — третья группа бюджетных прав.

Субъектам РФ предоставлено право распределять отдельные виды доходов между своим бюджетом и бюджетами нижестоящего территориального уровня. Виды доходов, распределяемые субъектами РФ, определены бюджетным законодательством.

В необходимых случаях субъекты РФ имеют право предоставлять в нижестоящие бюджеты дотации и субвенции. При этом порядок и условия предоставления дотаций и субвенций из бюджетов субъектов РФ определяются законодательством самих субъектов РФ в пределах предоставленных им прав.

Обладая правом на компенсационное возмещение из федерального бюджета, субъекты РФ сами, в свою очередь, несут материальную ответственность перед бюджетами нижестоящего территориального уровня.

В рамках своей компетенции субъекты Российской Федерации имеют право осуществлять контроль за бюджетной деятельностью соответствующих административно- территориальных образований [5].

Статья 8 Бюджетного кодекса РФ в области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов Российской Федерации относит:

• установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов Российской Федерации, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации;

• составление и рассмотрение проектов бюджетов Российской Федерации и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, утверждение и исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществление контроля за выполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

• распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Российской Федерации между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами;

• определение порядка направления в бюджет субъекта Российской Федерации доходов от использования собственности субъекта Российской Федерации, доходов от налогов и сборов субъекта Российской Федерации, иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации;

• разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами;

• установление совместно с органами государственной власти РФ порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации;

• определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

• предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

• установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;

• определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Российской Федерации;

• осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Российской Федерации и управление государственным долгом субъекта Российской Федерации.

Законодательные представительные органы субъектов Российской Федерации вправе вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации (ст. 59 п.1 БК РФ).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных законами субъектов Российской Федерации о бюджете.

При исполнении кредитной организацией поручения налогоплательщика о перечислении сумм налогов в бюджет была допущена техническая ошибка, повлекшая зачисление данных средств на счет другого клиента банка. Выявлено это было лишь по прошествии некоторого времени, когда срок уплаты данного налога уже истек.

Кто должен нести ответственность за неуплату налога? С кого будут взысканы суммы неуплаченного налога и в каком порядке?

Решение

Решение вопроса о субъекте налоговой ответственности зависит от того, КТО допустил ошибку – налогоплательщик, предъявивший в банк платежное поручение с неверными данными, либо банк при исполнении правильно заполненного налогоплательщиком поручения.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи: с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 45 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате налога не признается исполненной в следующих случаях: неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Отсюда, если налогоплательщик изначально правильно заполнил платежное поручение, предъявил его в банк для исполнения и при этом имел на счете достаточный для осуществления платежа остаток денежных средств, он считается исполнившим свою обязанность по уплате налога вне зависимости от того, что при исполнении поручения вследствие ошибки банка денежные средства (налог) не поступили в соответствующий бюджет. В этом случае меры принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренные Налоговым кодексом РФ к нему не могут быть применены.
Если же налогоплательщик сам при заполнении платежного поручения допустил ошибку, повлекшую неперечисление налога в соответствующий бюджет, а зачисление средств на счет сторонней организации, он считается неисполнившим своей обязанности по уплате налога и в нему в соответствии с пунктом 6 статьи 45 Налогового кодекса РФ применяются меры принудительного исполнения по уплате налога в виде взыскания налога за счет денежных средств на счете и (или) за счет иного имущества налогоплательщика (статьи 46, 47, 48 Налогового кодекса РФ).
В том случае, если налогоплательщик изначально оказался добросовестным, а ошибка была допущена банком при исполнении поручения, необходимо руководствоваться следующим.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 60 Налогового кодекса РФ, банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (далее в настоящей статье – поручение налогоплательщика), а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье – поручение налогового органа) в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную настоящим Кодексом.
Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации сумму налога. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 настоящего Кодекса, а за счет иного имущества – в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 47 настоящего Кодекса.
Отсюда, при добросовестности налогоплательщика и ошибке банка, банк считается неисполнившим своей обязанности по исполнению поручения налогоплательщика о перечислении налога в соответствующий бюджет. В этом случае банк обязан перечислить указанную в поручении налогоплательщика сумму налога в бюджет за счет собственных денежных средств, в противном случае налоговый орган вправе применить меры принудительного исполнения по уплате налога в виде взыскания налога за счет денежных средств на счете банка и (или) за счет иного имущества банка, не исполнившего поручение.
Кроме того, банк подлежит привлечению к налоговой ответственности по статье 133 Налогового кодекса РФ за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора, страховых взносов), авансового платежа, единого налогового платежа физического лица, пеней, штрафа, а соответствующее должностное лицо банка – к административной ответственности по статье 15.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях – нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), страхового взноса, пеней, штрафа.
Следует отметить, что в обоих случаях, независимо от того, по чьей вине (налогоплательщика либо банка) денежные средства, подлежащие перечислению в бюджет в виде налога, были зачислены на счет сторонней организации, эта организация обязана возвратить средства налогоплательщику по правилам главы 60 Гражданского кодекса РФ о неосновательном обогащении.

Юрист в Казани Алексей Голубцов

© 2013 – 2021 Алексей Голубцов, юрист

Адрес: 420133, гор. Казань,
ул. Адоратского, д. 12 (вход через почту)

НК РФ Статья 60. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов, сборов, страховых взносов

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 60 НК РФ

1. Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (далее в настоящей статье - поручение налогоплательщика), а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - поручение налогового органа) в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается, за исключением операций по перечислению налога посредством осуществления трансграничного перевода денежных средств с использованием международных платежных карт, при осуществлении которого налогоплательщика обслуживает иностранный банк.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При предъявлении физическим лицом поручения на перечисление налога в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), срок, установленный абзацем первым настоящего пункта для исполнения банком поручения налогоплательщика, продлевается в установленном порядке на время доставки такого поручения организацией федеральной почтовой связи в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. При наличии денежных средств (драгоценных металлов) на счете налогоплательщика или остатка его электронных денежных средств банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 27.11.2017 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. При невозможности исполнения поручения налогоплательщика в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, или поручения налогового органа в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств (драгоценных металлов) на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа - в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленного подразделения).

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 02.11.2013 N 306-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную настоящим Кодексом.

Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации сумму налога. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 настоящего Кодекса, а за счет иного имущества - в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 47 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 04.11.2005 N 137-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 27.11.2017 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк Российской Федерации с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - требование о перечислении налога) должно быть направлено в банк в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной банком в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Требованием о перечислении налога признается уведомление банка о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.

Форматы требования о перечислении налога, а также порядок направления этого требования в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 4.2 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

5. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и распространяются на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сборов, страховых взносов, единого налогового платежа, пеней и штрафов.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 29.07.2018 N 232-ФЗ, от 29.11.2021 N 379-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Правила, установленные настоящей статьей, также применяются при исполнении банком поручений местных администраций, организаций федеральной почтовой связи и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц - налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов).

(п. 6 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 29.07.2018 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. При исполнении банками поручений по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

(п. 7 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

Добрый день, ситуация следующая. У нас два ИП на 6% и 15%, расчетные счета были открыты в ООО "Интерактивный банк", у которого 26.04.2016 (т.е. сегодня) благополучно отозвали лицензию. В прошлую пятницу (22.04.2016) нами были сформированы платежки в налоговую, но по понятным причинам платежи не были проведены.

Согласно п. 3.1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации:

"Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участником консолидированной группы налогоплательщиков, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи: (в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ) 1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;"

У нас есть на руках платежки без пометки банка, подтверждающие наши действия. Вопрос, каким образом донести до налоговой информацию о том, что налоги были уплачены. Нужно-ли писать заявление в УФНС и в какой форме, либо стоит обратиться по адресу налоговой? Какие документы при себе стоит иметь.

Анна, добрый день

Вам необходимо обратиться в ИФНС с заявлениее, в котором необходимо указать:

1.реквизиты зависших платежных поручений;
2.сумму остатка на счете на момент уплаты;
3.требование признать платежи уплаченными на основании п. 3 ст. 45 НК РФ.

К заявлению нужно будет приложить копии платежных поручений с
отметками банка и выписку с расчётного счета, из которой будет видно,
что денег на счете было достаточно и списание их произошло.

В случае, если ИФНС Вам откажет, отказ следует обжаловать в вышестоящем органе, далее в суде.

При необходимости пришлю образец заявления.

А если платежка без пометки банка, тогда как быть?

Здесь "с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;" здесь нет указаний, касательно принятия этого платежа банком.

Здравствуйте. Заявление можете написать в произвольной форме с указанием на факт оплаты через банк у которого отозвали лицензию, с приложением копий платежек.

Задача: При исполнении кредитной организацией поручения налогоплательщика о перечислении сумм налогов в бюджет была допущена техническая ошибка, повлекшая зачисление данных средств на счет другого клиента банка. Выявлено это было лишь по прошествии некоторого времени, когда срок уплаты данного налога уже истек. Кто должен нести ответственность за неуплату налога? С кого будут взысканы суммы неуплаченного налога? Как следует разрешить ситуацию, если сумма налога поступит на другой бюджетный счет?

Содержание

Вопросы:
1. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, функции и методы.
2. Бюджетные права Российской Федерации. Бюджетные права республики Башкортостан.
Задача:

Прикрепленные файлы: 1 файл

Вариант 1 Анастасия.docx

На современном этапе в Российской Федерации неуклонно повышается роль региональных органов власти в хозяйственном и культурном строительстве. Они получили большие права в области руководства хозяйственным и социально-культурным строительством на подведомственной территории, осуществляют руководство жилищным строительством, образованием и здравоохранением, проводят мероприятия по благоустройству сел и городов, организуют работу в области дорожного строительства. Статья 132 Конституции РФ гласит, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Представительные органы местной власти осуществляют контроль за исполнением соответствующего местного бюджета и утверждают отчет об исполнении своего бюджета.

Законом регламентируются взаимоотношения местных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории. Эти взаимоотношения строятся на договорной основе. Все предприятия обязаны участвовать в формировании местного бюджета, передавая в них часть прибыли (дохода). За местными органами закреплено право без согласования с вышестоящими органами создавать предприятия, перепрофилировать их для удовлетворения потребностей территории, образовывать территориальные и межтерриториальные, отраслевые и межотраслевые органы управления местным хозяйством.

Определены права местных органов власти в области планирования материально-технического снабжения, оговорено участие во внешнеэкономических связях. При этом местные органы способствуют расширению внешнеэкономических связей предприятий, расположенных на их территории, проведению мероприятий по развитию экспортной базы и увеличению производств конкурентоспособной на внешнем рынке продукции, работ и услуг [3].

• содержание муниципальных архивов;

• проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

• финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Важную роль в бюджетных правоотношениях играет наличие прав у территориальных представительных и исполнительных органов власти при рассмотрении разногласий по отдельным показателям их бюджетов вносить свои предложения по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом власти показателей своих бюджетов.

Большое значение в бюджетном процессе имеет и гарантия бюджетных прав территориальных органов власти.

В Бюджетном кодексе РБ зафиксирована и ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ. Этим вопросам посвящена часть четвертая Кодекса.

Бюджетные права - это полномочия различных субъектов бюджетного права. Роль бюджетных прав РБ заключается в следующем.

Бюджетные права РБ обеспечивают создание финансовой базы без которой невозможно действительное осуществление государственного суверенитета и компетенции РБ. С помощью этих прав в распоряжении федеральных органов власти образуется государственный бюджет, необходимый для функционирования России в качестве суверенного государства, для выполнения им своих внутренних и внешних задач.

Посредством бюджетных прав РБ проводится единая бюджетно-финансовая политика на территории всей страны и в конечном итоге единая социально-экономическая политика [5].

Правовой основой компетенции субъектов РБ, помимо конституционных норм, является текущее бюджетное законодательство Российской Федерации, а также законодательство субъектов РБ.

Предусмотренные законодательством бюджетные права субъектов федерации гарантируются судебной защитой.

Основы бюджетных прав муниципальных образований (органов местного самоуправления) закреплены в Конституции РФ, российских законах. Положения этих нормативных актов конкретизируются в законодательстве субъектов федерации. А низовые звенья органов местного самоуправления (поселковые, сельские, городские районного подчинения, районные в городах) руководствуются также решениями соответствующих вышестоящих органов местного самоуправления по вопросам бюджета.

Бюджетные и Налоговые кодексы с точки зрения правовой формы представляют собой федеральные законы, которые принимают федеральные органы государственной власти. Поэтому нет ничего удивительного в том, что основные доходные полномочия оказались в категории «федеральных» и при профиците федерального бюджета бюджеты экономически сильных субъектов РФ (в т.ч. Республики Башкортостан) являются дефицитными. Более того, бюджет ни одного из субъектов Российской Федерации не может быть даже на 50% покрыт за счет «региональных» налогов [4].

Итог: Необходимо подчеркнуть, что мировая практика идет по пути закрепления основополагающих вопросов бюджетного федерализма на уровне конституции – Основного закона государства, приложениях к нему, что является единственной гарантией соблюдения бюджетных прав всех участников бюджетного процесса. В РБ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ и настоящей Конституцией.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

При исполнении кредитной организацией поручения налогоплательщика о перечислении сумм налогов в бюджет была допущена техническая ошибка, повлекшая зачисление данных средств на счет другого клиента банка. Выявлено это было лишь по прошествии некоторого времени, когда срок уплаты данного налога уже истек.

Кто должен нести ответственность за неуплату налога? С кого будут взысканы суммы неуплаченного налога? Как следует разрешить ситуацию, если сумма налога поступит на другой бюджетный счет?

Решение: Ошибка в оформлении платежного поручения на уплату налогов или страховых взносов не редкость в практике налогоплательщиков. Налоговый кодекс РФ не дает прямого ответа на вопрос о том, что делать, если налогоплательщик неверно указывает КБК в платежном поручении. Однако налогоплательщик может руководствоваться положениями абзаца 2 п. 7 ст. 45 НК РФ. Эта норма устанавливает порядок действий налогоплательщика в ситуации, если в оформлении поручения он обнаружит ошибку, которая не привела к тому, что налог не был перечислен в бюджет на соответствующий счет. В таком случае налогоплательщик может подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке. К нему необходимо приложить документы, подтверждающие уплату указанного налога и его перечисление в бюджет, с просьбой уточнить основания, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус налогоплательщика.

Шаг 1: пишем заявление в налоговую инспекцию

Бухгалтеру следует обратиться в налоговую инспекцию с заявлением. В нем нужно сообщить о допущенной ошибке и попросить уточнить КБК.

К заявлению стоит приложить платежные поручения на перечисление налогов.

Шаг 2: получение решения об уточнении платежа

О подаче заявления в налоговую инспекцию следует сообщить сотруднику ИФНС России, с которым проводится сверка расчетов. Налоговый кодекс РФ не содержит указаний на то, в какой срок решение об уточнении платежа должно быть принято и направлено налогоплательщику. На практике решение принимается в течение нескольких дней после подачи заявления. В соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогов (если она проводилась) налоговый орган принимает решение об уточнении платежа. Решение принимается на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.

При этом налоговый орган пересчитывает сумму пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Шаг 3: проверяем правильность расчетов

Ситуация сложится самым благоприятным для налогоплательщика образом при условии, что:

  • решение об уточнении платежа получено на руки;
  • акт сверки расчетов с инспекцией получен после получения решения об уточнении платежа, при этом в нем все операции по лицевому счету налогоплательщика отражены верно, с учетом уточнения платежей.

Если же акт сверки расчетов получен до решения и операции отражены в нем неверно, то после получения решения бухгалтеру необходимо запросить и получить в налоговой инспекции справку об отсутствии задолженности.

Рассмотрим ряд спорных ситуаций, которые возникают в связи с указанием в платежном поручении на уплату налогов неверного КБК.

На практике часто возникает ситуация, когда инспекция начисляет пени на сумму налога, вовремя не уплаченную в бюджет в связи с указанием неверного КБК в платежном поручении. Если компания обращается с заявлением о зачете образовавшейся переплаты, налоговый орган нередко отказывается пересчитать сумму пеней, ссылаясь на то, что в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса РФ у него такой обязанности не возникает. При возникновении подобного спора налогоплательщик может обратиться в суд и заставить налоговую инспекцию перерассчитать сумму пеней.

Налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлением о зачете переплаты по НДФЛ в связи с неверным указанием КБК в платежном поручении. Инспекция произвела зачет, однако отказалась перерассчитать сумму пеней. Налогоплательщик оспорил решение инспекции в судебном порядке. Согласно позиции суда, налоговой инспекции было известно о факте ошибочного перечисления налога, т. к. в платежных поручениях налогоплательщик указал назначение платежа. Соответственно решение о зачете переплаты в силу п. 7 ст. 45 НК РФ является решением об уточнении платежа. При этом неважно, что налогоплательщик подал заявление о зачете, а не об уточнении платежа: это не может стать основанием для отказа в перерасчете пеней.

При возникновении подобного спора налогоплательщик может обратиться в суд и заставить налоговую инспекцию перерассчитать сумму пеней.

Если бухгалтер указал неверный КБК «внутри одного налога» (например, НДФЛ), то на практике налоговые органы, как правило, действуют в рамках статьи 45 НК РФ и приводят операции по лицевому счету организации в порядок на основании заявления налогоплательщика.

Спорные ситуации возникают, если в платежном поручении в графе «назначение платежа» указан один налог, а КБК соответствует другому налогу. Как поступать в подобном случае? Рассмотрим на примере из судебной практики.

(По материалам постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 13.09.2010 № А75-301/2010)

Налогоплательщик перечислил в бюджет денежные средства с указанием платежа «НДФЛ» платежными поручениями, в которых указан код бюджетной классификации КБК 18210301000010000110. Этот код соответствует не НДФЛ, а НДС.

Организация обратилась в налоговую инспекцию с письмом об уточнении платежа. Налоговый орган разъяснил, что налогоплательщику необходимо обратиться в инспекцию с заявлением о зачете ошибочно перечисленных сумм в счет НДС. Организация обжаловала отказ налоговой инспекции в уточнении платежа в судебном порядке. Согласно позиции суда налогоплательщик вправе подать заявление об уточнении платежа, если он ошибся в платежном поручении, но налог все же поступил в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства. В результате суд удовлетворил требования налогоплательщика, руководствуясь следующими аргументами:

  • налог был перечислен в бюджетную систему РФ;
  • у налоговой инспекции отсутствовали основания для отказа в уточнении платежа с ошибочно указанным КБК.

Вывод: Согласно статье 49,50,51,52 Налогового кодекса РФ ,в которых четко и ясно говорится ,что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: