В финансово кредитном словаре управление финансами трактуется как

Обновлено: 04.05.2024

Управление финансами — целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них [1] , деятельность по привлечению и эффективности использования финансовых ресурсов.

Управление финансами с точки зрения общей теории управления включает основные составляющие: объекты управления, субъекты управления, формы и методы управленческой деятельности [1] .

Содержание

Объекты управления

В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, которые могут возникать на разных уровнях финансовой системы [1] :

Субъекты управления

В качестве субъектов управления выступают специальные службы, органы, подразделения различных объектов управления, называемые финансовым аппаратом [1] .

На общегосударственном уровне аппарат управления финансами включает органы законодательной и исполнительной власти. В Российской Федерации к ним относятся Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ, соответствующие органы федеральной исполнительной власти (Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, федеральная таможенная служба и другие).

На уровне субъектов государства и муниципальном уровне аппарат управления финансами включает соответствующие органы представительной (например, законодательное собрание субъекта) и исполнительной власти.

На уровне хозяйствующих субъектов аппарат управления финансами определяются его организационно-правовой формой и учредительными документами.

На уровне домашних хозяйств субъектами управления являются сами домохозяйства.

Методы управления

Всю совокупность методов управления финансами можно разделить на две группы: административные и косвенные (экономические).

Примечания

См. также

Литература

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Управление финансами" в других словарях:

управление финансами — заключается в определении и соблюдении формата эффективной финансовой отчетности и контроля деятельности ОКОИ. Задачей в этой области является создание оперативной отчетности и контроля над финансовой деятельностью ОКОИ, предоставление… … Справочник технического переводчика

управление финансами для ИТ- услуг — (ITIL Service Strategy) Функция и процессы,отвечающие за управление бюджетированием, учётом взиманием оплаты поставщика ИТ услуг. Управление финансами для ИТ услуг обеспечивает необходимый уровень финансирования для проектирования, разработки и… … Справочник технического переводчика

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ — (англ. financial management) – сознательное воздействие органов управления на финансы страны, регионов, хозяйствующих субъектов и на финансовые процессы, финансовую деятельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания сбалансированности … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Оперативное управление финансами — – совокупность организационных, методических и технологических средств, обеспечивающих управление финансовыми ресурсами организации в краткосрочной перспективе (от 1 дня до 1 месяца) и текущее обеспечение финансовых операций. В отличие от системы … Википедия

корпоративное управление финансами — (ITIL Service Strategy) Функция и процессы, отвечающие за управление требованиями к бюджетированию, учёту и взиманию оплаты в организации в целом. См. тж. управление финансами для ИТ услуг. [Словарь терминов ITIL версия 1.0, 29 июля 2011 г.] EN… … Справочник технического переводчика

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — организация движения финансовых ресурсов на разных уровнях хозяйствования с целью их наиболее эффективного использования. В масштабах государства управление финансами связано с формированием и использованием государственного бюджета. При… … Внешнеэкономический толковый словарь

Управление предприятием — – воздействие на работников для достижения целей, стоящих перед предприятием и его персоналом. Состоит из ряда функциональных подсистем: стратегическое и текущее управление, управление персоналом, планирование, управление производством,… … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

Управление местными финансами — формирование, использование и распоряжение средствами местного бюджета; муниципальными и государственными ценными бумагами, находящимися в собственности муниципального образования; внебюджетными фондами, а также финансами муниципальных… … Официальная терминология

Управление качеством — рассматривается совместно с менеджментом качества, так как это тесно связанные и взаимодополняющие области деятельности, образующие управление качеством в масштабе компании. Управление качеством (англ. quality control) деятельность… … Википедия

Управление проектированием — Управление проектированием это организационно техническая деятельность, которая в рамках условий поставленной задачи позволяет наилучшим образом разработать проектную документацию на новую продукцию. Содержание 1 Проектная деятельность 1.1 … Википедия

Под управлением понимают элемент, функцию организованных систем различной природы, обеспечивающую сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

В финансово-кредитном энциклопедическом словаре управление финансами трактуется как «сознательное воздействие органов управления на финансы страны, регионов, хозяйствующих субъектов и на финансовые процессы, финансовую деятельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых

экономических и социальных задач». В учебнике «Финансы», созданном коллективом авторов преподавателей Финансовой академии при Правительстве РФ, сказано, что «управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приёмов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности»[49] По мнению Солянниковой С.П. «Управление государственными финансами можно определить как использование государственными органами политической и экономической власти от имени общества и над обществом для управления финансовыми ресурсами в целях, необходимых и признанных этим обществом».[50]

В системе управления финансами, как и в другой управляемой системе, выделяют объект и субъект управления. Объектами управления являются группы финансовых отношений, а субъектами финансовые органы управления. Поскольку вопрос о границах финансовых отношений и их группировке является дискуссионным (более подробно взгляды учёных на эти проблемы рассмотрены в первой главе данной книги), то дискутируются и виды объектов управления финансами. Подавляющее большинство авторов относит к финансовым отношения хозяйствующих субъектов и населения с государственными и местными органами власти по поводу уплаты обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды и выделения средств из этих фондов.

К объектам финансового управления также можно отнести взаимоотношения между хозяйствующими субъектами по поводу распределения доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.; взаимоотношения между страховыми организациями, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и населением, с другой стороны, по поводу образования и использования страховых фондов; взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями по поводу образования и распределения фондов денежных средств, создаваемых вышестоящей организацией; взаимоотношения внутри предприятий, учреждений, организаций по распределению выручки, формированию денежных доходов,

накоплений, фондов денежных средств и их использованию. Объекты управления финансами можно классифицировать также по звеньям финансовой системы Российской Федерации. По этому признаку следует выделить следующие объекты финансового управления:

государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и местные финансы.

Субъектами управления финансами являются законодательные и исполнительные органы власти и управления в соответствии с их компетенцией в финансовой сфере. Их правомерно классифицировать по звеньям финансовой системы. Так, текущее управление

государственными финансами осуществляет Министерство финансов Российской Федерации и его территориальные органы. Управление местными финансами осуществляют финансовые органы

муниципалитетов. Крупные хозяйствующие субъекты создают специализированные органы управления финансами (департаменты финансов, финансовые управления или отделы), в небольших

организациях функции по управлению финансами входят в

должностные обязанности экономистов, в основном главных

В литературе выделяют различные функции управления в целом, а, следовательно, различаются и мнения разных авторов по вопросу о функциях управления финансами.

Так, в учебнике под ред. Родионовой В. М. в управлении финансами выделено несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.110 В финансово-кредитном энциклопедическом словаре к функциям

управления финансами отнесены: финансовый анализ, финансовое прогнозирование, планирование финансовых ресурсов и финансовой

деятельности, оперативное регулирование финансов, контроль за их состоянием, учёт финансовых ресурсов.[51] Говоря о финансовом управлении на предприятиях Балабанов И.Т. выделяет функции объекта управления и функции субъекта управления. К функциям объекта управления он относит «следующие конкретные функции: организация денежного оборота, снабжение финансовыми средствами и инвестиционными инструментами (ценностями), снабжение основными

и оборотными фондами (т.е. оборудованием, сырьём, материально-

техническим обеспечением), организация финансовой работы и т.д.» Функции субъекта управления, по мнению И.Т. Балабанова «представляют собой общий вид деятельности, выражающий направление осуществления воздействия на отношение людей в хозяйственном процессе и в финансовой работе. и включают планирование, прогнозирование или предвидение, организацию, регулирование, координирование, стимулирование, контроль»[52]

На наш взгляд, наиболее правильной является трактовка функций управления финансами, данная в финансово-кредитном

энциклопедическом словаре, то есть к функциям финансового управления следует относить финансовое планирование и прогнозирование, финансовый анализ, финансовый контроль, учёт финансовых ресурсов и других денежных средств, а также на основе использования всех этих функций, регулирования финансов.

Воздействие субъекта на объект управления может осуществляться как с помощью административно-распорядительных, так и с помощью экономических методов управления. Те и другие

методы применяются как в условиях командно-административной, так и в условиях рыночной экономики. Административно-распорядительные методы предполагают выработку приказов, распоряжений, других

распорядительных документов, их доведение до подчинённых и контроль за исполнением. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности персонала в повышении эффективности выполнения своих функций.

Под управлением понимают элемент, функцию организованных систем различной природы, обеспечивающую сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

В финансово-кредитном энциклопедическом словаре управление финансами трактуется как «сознательное воздействие органов управления на финансы страны, регионов, хозяйствующих субъектов и на финансовые процессы, финансовую деятельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых

экономических и социальных задач». В учебнике «Финансы», созданном коллективом авторов преподавателей Финансовой академии при Правительстве РФ, сказано, что «управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приёмов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности»[49] По мнению Солянниковой С.П. «Управление государственными финансами можно определить как использование государственными органами политической и экономической власти от имени общества и над обществом для управления финансовыми ресурсами в целях, необходимых и признанных этим обществом».[50]

В системе управления финансами, как и в другой управляемой системе, выделяют объект и субъект управления. Объектами управления являются группы финансовых отношений, а субъектами финансовые органы управления. Поскольку вопрос о границах финансовых отношений и их группировке является дискуссионным (более подробно взгляды учёных на эти проблемы рассмотрены в первой главе данной книги), то дискутируются и виды объектов управления финансами. Подавляющее большинство авторов относит к финансовым отношения хозяйствующих субъектов и населения с государственными и местными органами власти по поводу уплаты обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды и выделения средств из этих фондов.

К объектам финансового управления также можно отнести взаимоотношения между хозяйствующими субъектами по поводу распределения доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.; взаимоотношения между страховыми организациями, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и населением, с другой стороны, по поводу образования и использования страховых фондов; взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями по поводу образования и распределения фондов денежных средств, создаваемых вышестоящей организацией; взаимоотношения внутри предприятий, учреждений, организаций по распределению выручки, формированию денежных доходов,

накоплений, фондов денежных средств и их использованию. Объекты управления финансами можно классифицировать также по звеньям финансовой системы Российской Федерации. По этому признаку следует выделить следующие объекты финансового управления:

государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и местные финансы.

Субъектами управления финансами являются законодательные и исполнительные органы власти и управления в соответствии с их компетенцией в финансовой сфере. Их правомерно классифицировать по звеньям финансовой системы. Так, текущее управление

государственными финансами осуществляет Министерство финансов Российской Федерации и его территориальные органы. Управление местными финансами осуществляют финансовые органы

муниципалитетов. Крупные хозяйствующие субъекты создают специализированные органы управления финансами (департаменты финансов, финансовые управления или отделы), в небольших

организациях функции по управлению финансами входят в

должностные обязанности экономистов, в основном главных

В литературе выделяют различные функции управления в целом, а, следовательно, различаются и мнения разных авторов по вопросу о функциях управления финансами.

Так, в учебнике под ред. Родионовой В. М. в управлении финансами выделено несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.110 В финансово-кредитном энциклопедическом словаре к функциям

управления финансами отнесены: финансовый анализ, финансовое прогнозирование, планирование финансовых ресурсов и финансовой

деятельности, оперативное регулирование финансов, контроль за их состоянием, учёт финансовых ресурсов.[51] Говоря о финансовом управлении на предприятиях Балабанов И.Т. выделяет функции объекта управления и функции субъекта управления. К функциям объекта управления он относит «следующие конкретные функции: организация денежного оборота, снабжение финансовыми средствами и инвестиционными инструментами (ценностями), снабжение основными

и оборотными фондами (т.е. оборудованием, сырьём, материально-

техническим обеспечением), организация финансовой работы и т.д.» Функции субъекта управления, по мнению И.Т. Балабанова «представляют собой общий вид деятельности, выражающий направление осуществления воздействия на отношение людей в хозяйственном процессе и в финансовой работе. и включают планирование, прогнозирование или предвидение, организацию, регулирование, координирование, стимулирование, контроль»[52]

На наш взгляд, наиболее правильной является трактовка функций управления финансами, данная в финансово-кредитном

энциклопедическом словаре, то есть к функциям финансового управления следует относить финансовое планирование и прогнозирование, финансовый анализ, финансовый контроль, учёт финансовых ресурсов и других денежных средств, а также на основе использования всех этих функций, регулирования финансов.

Воздействие субъекта на объект управления может осуществляться как с помощью административно-распорядительных, так и с помощью экономических методов управления. Те и другие

методы применяются как в условиях командно-административной, так и в условиях рыночной экономики. Административно-распорядительные методы предполагают выработку приказов, распоряжений, других

распорядительных документов, их доведение до подчинённых и контроль за исполнением. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности персонала в повышении эффективности выполнения своих функций.

Диалектический метод познания требует изучения каждого явления в его возникновении и развитии. Экономические категории также не могут изучаться как застывшие формы, они меняются, развиваются, при этом меняется и наше представление о них.

В 20-х годах прошлого столетия финансы трактовались как отношения перераспределения общественного продукта и национального дохода. В конце 50-х годов финансы стали рассматриваться как экономические распределительные отношения. В последние годы подавляющее большинство авторов рассматривают финансы как экономическую категорию, выражающую реально существующие в обществе отношения (Балабанов И.Т., Врублевская О.В., Дробозина Л.А., Моляков Д.С., Павлова Л. А., Родионова В.М., Романовский М.В., Сабанти Б.М., Сенчагов В.К. и др.), однако, вопросы о сущности и функциях финансов по-прежнему являются спорными.

В учебной и научной финансовой литературе приводятся различные дефиниции (определения) финансов. Так, проф. Родионова В.М. трактует финансы как «денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества».[39]

Дробозина Л.А. пишет: «Финансы представляют собой

экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства».[40]

В учебном пособии Н.Ф. Самсонова, Н.П. Баранниковой и Н.И.

Строковой сказано, что «Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства».[41]

Сабанти Б.М. считает, что «Финансы - это система денежных отношений по поводу формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций».[42]

В учебнике под ред. В.В. Ковалёва сказано: «Финансы как экономическая категория представляет собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта»[43]

В финансово-кредитном энциклопедическом словаре финансы трактуются как: «фундаментальная, обобщающая, многозначная

экономическая категория, характеризующая процессы образования, распределения и перераспределения денежных средств государства, регионов, хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц в ходе формирования их доходов, расходов, накоплений и возникающие при

этом денежные отношения».

Дефиниции финансов в трактовке разных авторов

Некоторые дефиниции финансов представлены в таблице 22.

Финансовые отношения являются частью денежных отношений, однако, не все денежные отношения есть финансовые отношения. В бытовой трактовке финансы приравниваются к деньгам, но финансы и деньги это далеко не одно и то же. Деньги - это всеобщий эквивалент, а финансы представляют собой специфические денежные отношения, связанные с образованием и расходованием фондов денежных средств, денежных доходов и накоплений в процессе распределения общественного продукта и национального дохода.

Отличительным признаком финансов как экономической категории является то, что они имеют денежную форму выражения. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Другим важным признаком финансов является то, что они связаны с формированием финансовых ресурсов. Посредством финансов на стадии распределения общественного продукта образуются денежные доходы и накопления участников общественного воспроизводства. Впоследствии при распределении доходов и накоплений образуются фонды денежных средств, имеющих целевое назначение, формируются производственные и социальные денежные фонды, как централизованные (находятся в распоряжении государства), так и децентрализованные (находятся в распоряжении предприятий, учреждений, организаций).

К государственным фондам денежных средств относится в первую очередь государственный бюджет, а также социальные и другие внебюджетные фонды. Наиболее крупными и значимыми внебюджетными фондами являются Пенсионный Фонд России, Фонд государственного обязательного медицинского страхования, Фонд обязательного социального страхования. На уровне предприятий образуются фонды накопления и потребления, производственного и социального развития, резервные и страховые фонды и др.

Аккумуляция доходов и накоплений, формирование, распределение и использование фондов денежных средств осуществляется посредством использования финансового механизма. Финансовый механизм представляет собой совокупность форм организации финансов, финансовых методов и рычагов, используя которые хозяйствующие субъекты обеспечивают получение доходов и накоплений и осуществляют их распределение в целях повышения эффективности производства.

Через образование и распределение фондов денежных средств финансы оказывают активное влияние на производство. Однако финансы являются вторичными по отношению к производственным экономическим отношениям. Финансы непосредственно не участвуют в создании материальных благ, тем не менее они опосредуют движение стоимости общественного продукта на всех четырёх стадиях воспроизводственного процесса. Финансовым отношениям присущи те же черты и свойства, что и производственным отношениям данного общества, а изменение производственных отношений требует изменения финансов. Финансы являются наиболее динамичной частью производственных отношений, так как они отражают распределительные процессы в обществе, с помощью которых обеспечивается достижение материальных экономических интересов всех участников общественного воспроизводства.

Исследование экономической природы финансов позволяет определить эту экономическую категорию следующим образом.

Финансы - это система денежных распределительных отношений, по поводу образования и использования фондов денежных средств, доходов и накоплений у субъектов экономики.

К основным группам финансовых отношений относятся:

взаимоотношения между хозяйствующими субъектами по поводу распределения доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.);

взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и

населением, с одной стороны, и государством, с другой стороны, по

поводу образования бюджета и внебюджетных фондов и выделения средств из этих фондов;

взаимоотношения между страховыми организациями, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и населением, с другой стороны, по поводу образования и использования страховых фондов;

взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями по поводу образования и распределения фондов денежных средств, создаваемых вышестоящей организацией;

взаимоотношения внутри предприятий, учреждений, организаций по распределению выручки, формированию денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств и их использованию.

Схематично некоторые группы финансовых отношений представлены на рис.10.1.

Группы финансовых отношений

Рис. 10.1. Группы финансовых отношений

При рассмотрении вопроса о сущности финансов необходимо более подробно остановиться на их функциях. Сначала нужно выяснить, что такое функция экономической категории, так как термин «функция» (от латинского functio - исполнение, совершение) имеет несколько значений. В обиходе функцией считается какое-либо действие, в математике функция - это зависимость, свойство, в философии - отношения двух или группы объектов, в которых изменение одного сопутствует изменению другого.

В финансовой науке функция рассматривается чаще всего как проявление сущности экономической категории в действии. Именно с этой позиции и следует рассматривать функции финансов.

Поскольку сущность финансов проявляется в распределительных отношениях, то одной из функций этой экономической категории является распределительная. На основе распределительных отношений с помощью финансов формируются различные виды денежных доходов и накоплений, создаются и используются фонды денежных средств. Распределительная функция финансов отражает экономические отношения, связанные с движением стоимости общественного продукта и его составных частей в денежной форме. При распределении общественного продукта и национального дохода образуются так называемые первичные доходы и накопления, а сам процесс распределения носит название «первичного распределения». К первичным доходам и накоплениям относятся заработная плата работников, а также доходы и накопления предприятий, занятых в сфере материального производства.

При дальнейшем распределении национального дохода образуются вторичные доходы и накопления, к которым относятся доходы государства и доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы.

С помощью распределительной функции финансы активно влияют на все стадии воспроизводственного процесса. Прежде всего с помощью этой функции из стоимости общественного продукта вычленяется часть, идущая на возмещение произведённых материальных затрат, затем выделяется заработная плата и доходы хозяйствующих субъектов. На базе распределительной функции создаются общегосударственные фонды, необходимые для удовлетворения экономических и социальных потребностей общества.

Процессы финансового распределения отражены на рисунке 10.2.


Главным практическим назначением распределительной функции является обеспечение пропорциональности распределения и достижение соблюдения экономических интересов всех хозяйствующих субъектов, населения и государства.

Второй важнейшей функцией финансов является контрольная. Контрольная функция тесно связана с распределительной функцией, одна без другой они существовать не могут. Распределительные процессы создают основу для контроля за пропорциями распределения с целью соблюдения экономических интересов всех участников воспроизводства. С помощью контрольной функции проверяется правильность и своевременность формирования фондов денежных средств,

обоснованность направлений их расходования, эффективность использования. С помощью контрольной функции финансов сравниваются однородные экономические процессы, определяется их результативность и эффективность всего воспроизводственного процесса в целом. Сфера действия контрольной функции не ограничивается лишь распределительной стадией воспроизводственного процесса, она распространяется также на стадии производства, обмена и потребления. Столь широкий диапазон действия контрольной функции финансов обусловлен тем, что отношения распределения, будучи относительно обособленными, одновременно тесно связаны и активно влияют на весь воспроизводственный процесс. Воздействие контрольной функции на воспроизводственные процессы происходит по следующим основным направлениям:

влияние на пропорции производства и распределения

активное воздействие на экономность и эффективность использования ресурсов

контроль за соблюдением финансового законодательства.

Формой проявления и использования контрольной функции финансов является финансовый контроль, охватывающий практически все стороны экономической деятельности хозяйствующих субъектов. На практике контрольная функция финансов реализуется посредством исполнения своих должностных обязанностей работниками контрольных органов.


В экономической литературе определение «финансов» трактуется довольно свободно, поэтому четкого единого толкования нету.

Определение сущности финансов, состоит в следующем: раскроем взаимосвязь понятий, финансы – финансовые ресурсы.

Любое финансовое отношение всегда выражает свою стоимость в денежной форме. Таким образом, материальным воплощением любого финансового отношения являются денежные средства, существующие в форме доходов, отчислений и поступлений. Можно сделать следующий вывод о взаимосвязи финансов и финансовых ресурсов. Финансы, являясь распределительными отношениями, находят свое материально-вещественное воплощение в финансовых ресурсах.

Финансовые ресурсы распределяются через бюджет, внебюджетные фонды, фонды страхования. Контрольной функции финансов реализуется, главным образом, через контроль за движением финансовых ресурсов.

Именно финансовые ресурсы позволяют отделить категорию финансов от категории цены и других стоимостных категорий, они являются материально-вещественным воплощением самих финансовых отношений. Выступая в денежной форме, финансовые ресурсы отличаются от других ресурсов. Они относительно обособлены в своих функциях, поэтому существует необходимость в обеспечении увязки финансовых ресурсов с другими ресурсами.

Основное место в финансовых ресурсах занимают чистый доход (в форме чистой прибыли, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных платежей, отчислений на социальные нужды) и амортизационные отчисления.

На предприятии финансовые ресурсы формируются за счет:

- накопления амортизационного фонда;

- увеличения акционерного капитала;

- и другие источники хозяйствования.

Автор Кириченко Т.В. выделяет три основные функции управления финансами:

1. обеспечивающая (доходы должны полностью покрывать расходы);

2. распределительная (выручка от реализации продукции частично направляется на возмещение затрат предприятия);

3. контрольная (стабильное наличие средств у предприятия).

Так же он выделил основные принципы управления финансами:

2. Принцип целевой направленности (направлен на основные приоритеты предприятия, цели. Например, обеспечение высокой рентабельности, максимизация доходов акционеров, максимальная капитализация предприятия, увеличение доли рынка.

3. Принцип диверсифицированности (направлен на минимизацию финансовых рисков деятельности предприятия, операционной и инвестиционной деятельности);

4. Принцип стратегической ориентированности (направлен на построение финансовой системы предприятия в соответствии со стратегическим целями организации) [4].

Таким образом финансовый учет предназначен для обобщения информации о деятельности предприятия, наличии активов, кредиторской и дебиторской задолженностей, инвестициях, доходах и расходах.

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации [5].

Управлять – значит предвидеть, т. е. прогнозировать, планировать. Поэтому важнейшим элементом предпринимательской хозяйственной деятельности и управления организацией (предприятием) считается планирование, в том числе финансовое [3].

Структура управления финансами подразделяется на объекты и субъекты управления, которые в свою очередь подразделяются на звенья.

Объекты управления – различные виды финансовых отношений (само государство, предприятия, страховые отношения)

Субъекты управления - совокупность организационных структур, осуществляющих управление (финансовые службы организаций, учреждений, предприятий; финансовые и налоговые инспекции; страховые учреждения).

Ниже представлен рисунок 1, схема подразделений управления финансами:

Финансы субъектов хозяйствования

Органы оперативного управления

Органы стратегического управления

Государственные и муниципальные финансы

Органы управления финансами

Разнообразные виды финансовых отношений

Рисунок 1. Управление финансами

Предметом финансового управления являются финансовые показатели, такие как – прибыль, выручка, расходы, чистая прибыль (убыток). Данные показатели можно найти в отчете о финансовых результатах предприятия.

Управление финансами хозяйственной деятельности предприятия регулируют: налоговая система, государство (законы, нормы и т.д.), кредиторские отношения, финансовый рынок.

Составляющей управлением финансами являются: управление бюджетами, внебюджетными фондами, страхованием, финансово-кредитными учреждениями.

Само управление представляет собой целенаправленное воздействие на объект с помощью различных приемов и методов.

Существуют методы, воздействующие на финансы. В связи с этим есть единые способы и приемы управления:

Финансовое планирование – основано на данных финансовой системы предприятия: бухгалтерской, оперативной, статистической отчетностях. Все данные объединяют в единую систему и в соответствии с финансовой политикой составляется план финансовой деятельности.

Финансовое прогнозирование – перед составлением финансового плана разрабатывается финансовая политика предприятия. Определяется объем возможных финансовых ресурсов, источники формирования в прогнозируемом периоде.

Финансовое программирование - определяются расходы, которые покажут сложность достижения поставленных целей.

Финансовое регулирование - регуляторами являются: налоги, финансовые льготы, санкции, субсидии, доходы и расходы как государственных предприятий, так и внебюджетных фондов. Данные регуляторы организованны государством для корректировки деятельности организаций.

Оперативное управление – при помощи распределения ресурсов, организация пытается получить максимального эффекта при минимуме затрат.

Финансовый контроль - соблюдение финансово-экономического законодательства, налогового кодекса. Главным объектом контроля выступают отчетные документы. Для выявления нарушений или недостатков предприятие может организовать ревизию.

Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетной документации. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Надзор проводится контролирующими органами, получившими лицензию на определенный вид деятельности: страховую, банковскую и др. Контроль помогает выявить ошибки, недочеты, согласно закону и нормам.

Экономический анализ, как разновидность финансового контроля, имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и поиска возможностей их эффективного использования.

Ревизия – наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта [2].

Контроль осуществляют законодательные органы власти, исполнительные органы управления, финансовые, налоговые и кредитные учреждения, страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства; финансовые службы предприятий, организаций и учреждений.

Список литературы

Аудит: Учебник для бакалавров - Дашков и К, под ред. А.Е. Суглобова 2015 год, – 168 c.

Финансовый менеджмент: Учебник для вузов /Автор: под ред. Г.Б. Поляка Издательство: Юнити-Дана, 2012 г. – 278 с.

Кириченко Т.В. Финансовый менеджмент [Электронный ресурс]: учебник/ Кириченко Т.В.— Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2014. — 284 c.

Финансовый анализ. Управление финансами: Учебное пособие /Авторы: Ионова А.Ф., Селезнёва Н.Н. Издательство: Юнити-Дана, 2012 г. - 639 страниц

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: