Не могут быть предметом купли продажи дарения наследования вклада залога или

Обновлено: 14.05.2024

1. Пункт утратил силу с 8 декабря 2006 года - Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ.

2. Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения .

3. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Комментарий к статье 261 ГК РФ

1. Земельный участок как объект права собственности строго индивидуализирован. Он имеет границы, площадь и местоположение. Эти сведения содержатся в государственном земельном кадастре и в документах, удостоверяющих право собственности на земельный участок.

Территориальные границы земельного участка могут изменяться в результате сделок с землей, например при продаже части земельного участка либо его дарении. Все эти изменения должны быть внесены в кадастровую документацию.

2. Конституция (ст. 9) допускает право частной собственности не только на землю, но и на иные природные объекты. Однако действующее законодательство не предусматривает права частной собственности на ряд природных объектов. Так, в соответствии со ст. 19 ЛК лесной фонд находится в федеральной собственности. В соответствии с федеральными законами допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.

В частной собственности может находиться только не входящая в лесной фонд древесно-кустарниковая растительность (защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения, деревья и группы деревьев на приусадебных и дачных участках), которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу (ст. 20 ЛК).

В соответствии со ст. 40 Водного кодекса в собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) - небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

В соответствии со ст. 1.2 Закона о недрах недра являются государственной собственностью.

3. Законодательство о недрах весьма ограничивает собственника земельного участка в использовании полезных ископаемых. В соответствии со ст. 19 Закона о недрах собственники земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ только добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, установленном законодательными актами субъектов РФ. В отношении же использования иных полезных ископаемых введена жесткая процедура лицензирования.

Что касается использования воздушного пространства, то законодательство в основном регулирует выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, которые допускаются лишь на основании специального разрешения.

Другой комментарий к статье 261 Гражданского Кодекса РФ

1. Объектами земельных отношений согласно ст. 6 ЗК РФ являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

С точки зрения гражданского законодательства объектом гражданских правоотношений являются земельные участки, которые имеют определенные границы, в пределах которых находится поверхностный слой, водные объекты и находящиеся на нем растения.

--------------------------------
Собрание законодательства РФ. 2001. N 26. Ст. 2582.
Собрание законодательства РФ. 2000. N 37. Ст. 3726.

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений о недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных Законом о государственном кадастре недвижимости сведений.

В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках земельного участка:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок);

2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

3) описание местоположения границ объекта недвижимости;

4) площадь земельного участка.

Границы местоположения земельного участка определяются межевым планом, представляющим собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемом земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Особенности формы межевого плана отражены в Приказе Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" .

2. Законодательством могут быть установлены требования к размеру земельных участков. Так, ст. 4 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения предусматривает, что минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства. Не допускается совершение сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры и местоположение которых не соответствуют требованиям, установленным настоящей статьей.

3. Статья 40 ЗК РФ более подробно устанавливает права собственника земельного участка в отношении объектов, находящихся над и под поверхностью участка. Так, в частности, собственник земельного участка имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если собственник передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование.

4. В п. 2 комментируемой статьи говорится о праве собственности на водные объекты, находящиеся в границах земельного участка. Водный кодекс РФ конкретизирует права на эти объекты, в частности, согласно ст. 8 данного Кодекса водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

При этом не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

5. Правовой режим лесных участков, расположенных на территории земельного участка, определяется прежде всего Лесным кодексом РФ. Так, согласно ст. 8 данного Кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством, а именно нормами ст. ст. 15 - 19 ЗК РФ, содержащими правила о собственности на землю граждан и юридических лиц, общие положения о государственной (Российской Федерации и ее субъектов) собственности на землю, а также специальные нормы о федеральной, субъектов Федерации и муниципальной собственности на землю.

6. Положения п. 1 ст. 260 ГК РФ не распространяются на участки недр, которые находятся в пределах границ земельного участка. В этой области действует специальное законодательство о недрах. Согласно ст. 1.2 Закона о недрах участки недр в границах земельного участка являются государственной собственностью и не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Согласно ст. 19 Закона о недрах собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Подборка наиболее важных документов по запросу Наследование права залога (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Наследование права залога

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 1152 "Принятие наследства" ГК РФ В данном случае речь идет о банкротстве наследственной массы, включающей заложенное имущество, поэтому правила п. 4 ст. 1152 ГК РФ о моменте возникновения у принявших наследство наследников прав на имущество, не исключает необходимость применения правил параграфа 4 главы X Закона о банкротстве."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Наследование права залога

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Залог из завещания
(Бевзенко Р.С.)
("Вестник гражданского права", 2020, N 4) 2. Залог, устанавливаемый завещанием, или завещательный залог, - это классический институт залогового и наследственного права . Завещательный залог необходим для того, чтобы обеспечивать права третьих лиц - отказополучателей (легатариев) по обязательствам, которые могут возникнуть у наследников (причем наследников не только по завещанию, но и по закону) перед ними.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Наследственный договор как новелла российского гражданского права (критический анализ некоторых положений)
(Черепанова О.С.)
("Нотариус", 2019, N 2) Вносимым законопроектом предусматривалось право залога стороны наследственного договора на указанное в нем имущество, принадлежащее наследодателю . Однако в принятом федеральном законе указанное положение отсутствует. Если же стороны согласуют условие о залоге в договоре, то нет никаких гарантий, что судом такое положение не будет расценено как нарушающее безусловное право наследодателя свободно распоряжаться своим имуществом.

Нормативные акты: Наследование права залога

Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 01.04.2022)
"О недрах" Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Судебная практика по статье 1.2 Закона о недрах:

Вопросы владения пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 1.2 Закона о недрах). В силу абзаца 2 статьи 1.2 Закона о недрах участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.

Согласно пункту «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) и статьи 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) вопросы владения пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Признавая недействительными торги в форме аукциона от 17.03.2011, апелляционный суд, выводы которого были поддержаны судом кассационной инстанции, руководствовался положениями статей 1.2 , 7, 11 Закона о недрах, статьями 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что в информации об аукционе предмет торгов указан неопределенно.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Комментарий к Ст. 9 Конституции Российской Федерации

1. Часть первая комментируемой статьи призвана подчеркнуть значение природных ресурсов как достояния всего общества. К природным ресурсам традиционно относят землю, недра, леса, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир.

Особое выделение в Конституции РФ природных ресурсов имеет свои экономические и исторические причины. Что касается причин экономического характера, то, в отличие от большинства иных предметов материального мира, природные ресурсы не созданы трудом человека, а потому возможность нахождения их в собственности конкретных лиц всегда подвергалась сомнению. Одновременно трудно переоценить значение этих ресурсов для экономики. Все они являются ограниченными ресурсами (их количество конечно), и большинство из них потребляемы, а следовательно, невозобновляемы. Следовательно, поскольку природные ресурсы являются исчерпаемыми, при эксплуатации их месторождений должны быть учтены интересы будущих поколений. Режим эксплуатации не должен наносить непоправимый вред ни самим природным ресурсам, ни территории, на которой они расположены.

Отметим также, что на протяжении второй половины ХХ в. и в настоящее время добыча и экспорт природных ресурсов, в частности нефти и газа, является основным средством наполнения российского бюджета. При этом данные природные ресурсы распределены по территории России крайне неравномерно, например, 80% российского газа добывается в Ямало-Ненецком автономном округе, а 60% российской нефти — в Ханты-Мансийском автономном округе.

Что же касается земли как природного ресурса, то ее выделение в Конституции РФ среди иных природных ресурсов связано с тем, что вопрос о собственности на землю на протяжении длительного времени был одним из самых сложных в общественно-политической жизни России. До конца он не разрешен и сейчас.

Норма ч. 1 комментируемой статьи 9 Конституции РФ сформулирована таким образом, что может толковаться по-разному. Так, В.В. Гребенников обоснованно отмечает декларативность и неоднозначность понимания данной нормы*(32). Прежде всего, неясны вытекающие из нее особенности использования природных ресурсов и распоряжения ими. Кроме того, в части первой комментируемой статьи Конституция РФ говорит о народах, проживающих на определенной территории, а не о населении определенной территории. Поскольку в России крайне мало однонациональных территорий, то такая формулировка конституционной нормы не может быть признана удачной для того, чтобы истолковать смысл данной нормы.

Заметим, что по сравнению с предшествующим законодательством норма части первой комментируемой статьи Конституции РФ несколько изменилась, при этом принципиально изменился ее смысл. Согласно положениям п. 3 ст. III Федеративного договора — Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации*(33), земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. В силу этого некоторые республики длительное время сохраняли в своих конституциях нормы о праве собственности на природные ресурсы, несмотря на то, что подобные положения не нашли отражения в действующей Конституции РФ 1993 г.

Для разрешения ситуации потребовалось вмешательство Конституционного Суда РФ, который высказал следующую позицию.

Из конституционных норм следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Однако это не может означать, что право собственности на природные ресурсы принадлежит субъектам Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы*(34).

Комментарий к норме части первой ст. 9 Конституционный Суд России дал также в Постановлении от 9 января 1998 г. по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации*(35), где указал, что лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Развивая правовую позицию Конституционного Суда РФ, следовало бы признать, что в отношении природных ресурсов как публичного достояния субъектом права собственности должен выступать весь народ, а не конкретное местное сообщество, на чьей территории расположены природные ресурсы. Провозглашение природных ресурсов основой жизни и деятельности народов (населения) предполагает повышенную роль государства, поскольку именно государство выражает интересы населения в целом. Иными словами, природные ресурсы в таком толковании должны находиться исключительно в государственной собственности. Заметим, однако, что формулировка конституционной нормы предполагает, что земля и другие природные ресурсы «используются и охраняются», что не означает исключительной государственной собственности на них. Этот вывод подтверждается и частью второй комментируемой статьи 9 КРФ. Следует отметить, что использование и охрана природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов обязательно предполагает наличие определенных ограничений прав собственника, направленных на наиболее рациональное использование потребляемых ресурсов с соблюдением интересов всего общества, что может выражаться, например, в повышенных налогах на использование природных ресурсов, возложении на собственника обязанностей по охране природных ресурсов и их сохранении и восстановлении, если это возможно. Однако исключительная государственная собственность на природные ресурсы непосредственно из норм Конституции РФ не вытекает.

Таким образом, норма части первой комментируемой статьи должна трактоваться как обязанность органов власти Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, физических и юридических лиц по рациональному и эффективному использованию земли и других природных ресурсов, их охране от нерационального использования, порчи, заражения, восстановлению и улучшению возобновляемых природных ресурсов и экономному расходованию невозобновляемых. Все это должно осуществляться в интересах каждого землевладельца и природопользователя, а также многонационального народа России и каждого из входящих в его состав народов, с учетом обеспечения прав будущих поколений. При этом в определенных законом случаях необходимы некоторые ограничения прав и свобод собственников и иных лиц по использованию земли и других природных ресурсов требованиями их эффективного и рационального использования, охраны, всеобщими (социальными, экономическими, экологическими, градостроительными, технологическими и др.) интересами, правами других лиц, потребностями защиты основ конституционного строя, нравственности и здоровья населения *(36).

Обеспечение рационального и эффективного использования, а также охраны земли и других природных ресурсов предполагает осуществление всеми субъектами соответствующих мероприятий в данной сфере, а органами государственной власти — контроля над указанной деятельностью.

2. Конституция РФ отдельно выделяет такой объект права собственности, как земля и иные природные ресурсы. Фактически ч. 2 комментируемой статьи является специальной нормой по отношению к ч. 2 ст. 8 Конституции РФ.

Вопрос о собственности на природные ресурсы довольно сложен. Ранее они провозглашались исключительной собственностью государства. Ряд этих объектов (например, воздух) вообще не могут выступать объектом права собственности в силу своих физических особенностей.

Норма части второй комментируемой статьи сформулирована таким образом, что, с одной стороны, в ней провозглашена возможность нахождения природных ресурсов в любой форме собственности, а с другой — формулировка «могут находиться», как отметил Конституционный Суд РФ, означает, что, допуская возможность нахождения природных ресурсов в различных формах собственности, Конституция Российской Федерации не обязывает к тому, чтобы все природные ресурсы находились в этих различных формах собственности*(37).

Согласно положениям действующего законодательства России большинство природных ресурсов находится в государственной собственности.

В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (в ред. от 18 июля 2008 г.) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности*(38).

Согласно Водному кодексу РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу*(39). Такие водные объекты принадлежат собственнику земельного участка. Все иные водные объекты не являются объектами гражданских прав.

Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ предусматривает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом*(40).

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. «О животном мире»*(41) исходит из того, что животный мир (совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью (Российской Федерации или ее субъектов).

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности.

Таким образом, из действующего законодательства следует, что природные ресурсы находятся в государственной собственности, преимущественно федеральной, либо в собственности Федерации и ее субъектов.

Эта позиция законодателя наиболее полно соответствует части первой комментируемой статьи в предложенной Конституционным Судом России трактовке. При этом в последние годы наблюдается тенденция к передаче данных объектов в исключительную федеральную собственность.

Единственным исключением является земля. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ предусматривает государственную, муниципальную и частную собственность на землю*(42). Несмотря на некоторые ограничения в части оборота отдельных категорий земельных участков, по отношению к собственности на землю представлены все формы собственности.

Понятие права природопользования -система правовых норм, закрепляющих статус природопользователей, их права и обязанности и регулирующих условия использования природных ресурсов в соответствии с их целевым назначением.

Право природопользования- использование полезных свойств природы или ее отдельных объектов;

Позитивное – осуществляемое на основаниях предусмотренных законом и в рамках установленных лимитов использование полезных св-в природы, которое не ведет к истощению и необратимому уничтожению ее объектов. Если охота или рыбалка осуществляется в соответствии с законом, это позитивное природопользование. Размещение отходов, выброс и сброс вредных веществ даже в рамках установленных лимитов – негативное.

К негативному – нерациональное, несанкционированное использование ресурсов, т.е. когда позитивное природопользование осуществляется вопреки установленным запретам, за это – установленная законом ответственность.

- в широком смысле природопользование – непрерывный процесс взаимодействия человека с объектами окружающей среды с целью обеспечения жизнедеятельности населения, в рамках которого осуществляется разумное и санкционированное изъятие необходимый для воспроизводства материальных ценностей природных компонентов, а также допускаемое экологическими требованиями негативное воздействие на окружающую среду.

Содержание права природопользования.

- установленная законом, договором, лицензией на соответствующий вид природопользования система условий, дозволений и запретов, формирующая рамки поведения конкретного природопользователя.

1.как правовой институт, Содержание правового института природопользования определяется нормами, устанавливающими процедуру предоставления соответствующего природного ресурса в пользование, правах и обязанностях пользователей

2.как правоотношение Содержание правоотношения природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей субъектов соответствующего правоотношения. Права и обязанности природопользователей дифференцированы в зависимости от объекта природы и целей природопользования и определяются как в законодательных актах, так и в лицензиях (договорах) на природопользование применительно к специальному природопользованию

3.как конкретное правомочие природопользователя, Содержание субъективного права природопользования состоит в соответствующих правах (правомочиях) субъекта права.

Виды природопользования:

природоресурсном законодательстве и доктрине права окружающей среды выделяется ряд классификаций видов природопользования. Наиболее общей является классификация, критерием которой являетсяобъект природы.

  • право недропользования,
  • право водопользования,
  • право пользования атмосферным воздухом,
  • право лесопользования,
  • право пользования растительным миром вне лесов,
  • право пользования животным миром.

По целевому назначению (специальное и общее)

Виды природопользования по целевому назначению определяются природоресурсным законодательством с учетом специфики природного ресурса и удовлетворяемых им общественных потребностей.

Специальное природопользование осуществляется в соответствии с перечнями видов пользования конкретными природными объектами, которые реализуются с соблюдением определенных условий, в том числе на основании специально выданных разрешений (лицензий.)

Общее природопользование – природопользование не требующее принятия уполномоченными на то органами специальных решений и получение разрешений и оплаты за пользование природными ресурсами.

Основания прородопользования: Право собственности; Право постоянного (бессрочного) пользования; Право пожизненного наследуемого владения; Сервитут; Аренда.

Право собственности на природные ресурсы:

трех правомочиях: праве владения, праве пользования и праве распоряжения.

Право владения природными объектамипредполагает обладание ими, фактическое господство над ними, удержание в обладании. Например, владея землей и другими природными объектами, государство вправе ограничить либо запретить доступ граждан или организаций на данный природный объект или определенные виды их хозяйственной деятельности (для обеспечения режима заповедников).




Право пользования землей и природными объектамивыражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества.

имеет две основные стороны:1. установление определенных правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением;

2. взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных платежей.

Право распоряжения собственника землей и природными объектами

В ГК распоряжение - возможность определять юридическую судьбу имущества, то в отношении природных объектов - определение юридического статуса природного объекта, поскольку судьбу природных объектов определяет состояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек не всегда может оказать решающее влияние.

Распоряжение природным ресурсом определяется юридическим статусом объекта:

1. Целевое назначение;

2. Особенность природного ресурса.

По субъекту и подразделяются формы собственности: государственная, муниципальная, частная.

Объект:

1) отдельные природные объекты (земля, недра, леса и т.п.) только овеществленные природные ресурсы, т.е. имеющие вещественное воплощение (природного объекта, который в силу своего качества не может быть включен в гражданский оборот,.

2) только те, которые предусмотрены в законе (не являются объектами, ветровая энергия, солнечная энергия);

3) при условии, если они находятся в экологической связи с окружающей природной средой (не являются: воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т.п. Они переходят в разряд имущества, становясь объектами гражданского права).

4) Должны находиться в РФ.

Для придания правового статуса различным природным объектам они объединены по своим свойствам в группы (фонды):

· земельный фонд; Земельный кодекс – все формы собственности

· водный фонд, Водный кодекс - водные объекты находятся в федеральной собственности, пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту.

· лесной фонд; Лесной кодекс - лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

горный фонд (недра); ФЗ «О недрах» - Недра, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в государственной собственности субъектов РФ, муниципальной, частной собственности.

· животный мир. ФЗ «О животном мире» - в федеральной собственности, могут предоставляться по договорам природопользования и лицензиям.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: